Пискунова, 40 – здание Государственной консерватории

Здание Государственной консерватории, XVIII-ХХ вв. (уточненное наименование — Здание архиерейского дома, в котором в 1946 г. открыта государственная консерватория имени М.И. Глинки, связанная с именами многих видных музыкантов)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Пискунова, 40 (литер А)

Указ Президента Российской Федерации от 20.02.95 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Архиерейский дом с момента учреждения Нижегородской Епархии в 1672 году, первоначально деревянный, а затем каменный, находился в кремле. Новое двухэтажное каменное здание для размещения правящих архиереев Нижегородской Епархии выстроено во второй половине 1780-х гг. вне кремля по проекту нижегородского губернского архитектора Я.А. Ананьина. Главный южный фасад дома был украшен двумя балконами с железными решетками, опирающимися на колонны. С северной стороны к дому была пристроена Крестовая домовая церковь. Толщина наружных стен составляла около 2 м, внутренние стены имели толщину от 1 до 2 м. Помещения подвала и первого этажа перекрыты сводами различной конструкции. Обширный объем здания (28 на 10 саж.) разместился с сорокаметровым отступом от линии застройки Малой Печерской улицы (ныне улица Пискунова), заняв часть территории Архиерейского сада. В верхнем этаже дома помимо церкви находились покои архиерея, в нижнем этаже располагались помещения канцелярии, братии домовой церкви, архиерейских певчих и прислуги. В 1850-х годов домовая церковь была расширена — к северо-западному фасаду возведен придел, в результате чего объем храма увеличился более чем в два раза. В 1863 г. по проекту архитектора И.К. Кострюкова была устроена паперть и возведена высокая пятиярусная колокольня с ярусом звона и часами Тогда же перед зданием была разбита овальная в плане площадь и устроен парадный проезд и ограда. В 1946 г. здание переоборудуется под Государственную консерваторию имени М.И.Глинки. Проект, выполненный архитектором В.Н. Рымаренко, предусматривал частичную перепланировку внутренних помещений, устройство новых лестниц, в том числе парадной трехмаршевой лестницы с бетонными ступенями на металлических косуарах. Для размещения в подвале котельной была осуществлена подводка фундаментов, усилены перекрытия первого и второго этажей. Проектом предусматривалась разборка колокольни домовой церкви с использованием кирпича «на разные работы». Главный фасад здания подлежал реставрации. В 1970-х гг. здание надстраивается третьим этажом.

В 1960 г. в Большом зале устанавливается концертный орган (фирма Александр Шуке, ГДР). Первыми педагогами консерватории стали известные музыканты — выпускники Московской и Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерваторий И.В.Способин, А.П.Стогорский, А.А.Касьянов, Н.Н.Полуэктова, С.Л.Лазерсон, М.В.Тропинская, Д.В.Житомирский, М.С.Пекелис,Г.Р.Гинзбург, Я.В.Флиер, Я.И.Зак и др. Первым ректором консерватории был авторитетный музыкально-общественный деятель А.А.Коган. С 1950 по 1972 гг. консерваторией руководил замечательный пианист и музыковед Г.С. Домбаев, талантливый организатор, благодаря инициативам которого консерватория заняла достойное место в ряду ведущих музыкальных вузов страны.

Признанием заслуг консерватории явилось присвоение ей в 1957 году-имени М.И.Глинки. К шестидесятым годам в вузе сложились свои музыкальные традиции и педагогические школы, создана система послевузовского образования. Органный класс возглавляла известная в стране и за рубежом органистка, заслуженная артистка РФ, профессор Г.И Козлова. С 1962 года Горьковская консерватория — активный участник фестивалей современной музыки, среди которых — монографический фестиваль творчества Д.Д.Шостаковича (1964).

Более двух десятилетий (1972-1993) ректором консерватории работал известный композитор, Народный артист РФ, профессор А.А.Нестеров. В эти годы значительно расширяется композиторское отделение, складывается сильная музыковедческая школа, издаются сборники научных трудов. В 1970-е годы в Большом концертном зале консерватории впервые в СССР прозвучали некоторые произведения Шнитке, духовная музыка Рахманинова, Чеснокова, Кастальского, произведения современных западных композиторов. Эти музыкальные события формировали мнение о вузе как первооткрывателе незаслуженно забытых и даже запрещенных шедевров. В 1994 г. коллектив консерватории избирает ректором выдающегося дирижера, народного артиста России, почетного гражданина г. Нижнего Новгорода, профессора Л.К. Сивухина. Под его руководством Нижегородская консерватория приобретает международный статус и обширные связи с. зарубежными странами. В консерваторию приезжают для обучения студенты и стажеры из Японии, Сирии, Дании, Франции, США, Китая, Ямайки.

Авторитет консерватории в образовательной, научной и культурной жизни страны значительно усиливается, что позволило вузу в 2005 году заслуженно получить статус академии. В настоящее время консерватория представляет собой крупнейший центр музыкальной культуры Приволжского федерального округа. Главными сферами развития являются образовательная, музыкально-просветительская и научная деятельность. Образовательный процесс в консерватории обеспечивается высоко квалифицированными специалистами. Общая численность профессорско-преподавательского состава более двухсот человек. В их числе 62 профессора и доктора наук, более 100 доцентов и кандидатов наук. Почетных званий в области культуры и искусства РФ удостоены 40 преподавателей, 8 удостоены премии Нижнего Новгорода. В коллективе консерватории более 30 лауреатов Международных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсов.

Подготовка специалистов ведется по двум направлениям: «культура и искусство», «образование и педагогика» по 9 специальностям высшего профессионального образования. В консерватории обучается более 700 студентов. Согласно требованиям времени открыты новые специальности (музыкальная звукорежиссура, этномузыкология, актерское искусство, музыкальная педагогика) и специализации (оперно-симфоническое дирижирование). Музыкальное просветительство на протяжении всей истории консерватории всегда было одним из главных направлений деятельности вуза. В Большом и Малом концертных залах консерватории ежегодно проходят более 1000 концертов, в которых принимают участие преподаватели, аспиранты и студенты. Просветительскую цель имеют циклы концертов в Большом зале: «Вечера органной музыки», «От классики прошлого до современности», «Нижегородская консерватория — студентам Нижнего Новгорода», «Звучат духовые инструменты», «Ars Mobile приглашает друзей», «Учитель и ученик» и другие.

Выйдя на международный уровень, консерватория сохраняет традиционные связи с музыкальными училищами, колледжами, школами, где педагогами консерватории регулярно проводятся открытые уроки, мастер-курсы, семинары, конкурсы, олимпиады. Реальным подтверждением престижа консерватории сегодня является стабильно высокий конкурс и широта географии поступающих. Сегодня на счету консерватории более пяти тысяч выпускников. Специалисты, получившие здесь образование, работают практически во всех крупных городах России, а также в США и Великобритании, Японии и Австралии, Германии и Израиле, Голландии и Швейцарии.

Здание дошло до настоящего времени с изменениями архитектурного облика по отношению к первоначальному виду архиерейского дома- основной объём надстроен третьим этажом, к западному торцу пристроен четырёхэтажное здание общежития для студентов, разобраны четыре яруса колокольни и завершения над домовой церковью, к апсиде бывшей церкви выполнен пристрой. Внутренняя планировочная структура в связи с приспособлением под образовательное учреждение претерпела изменения.

Здание бывшего архиерейского дома расположено недалеко от пересечения улиц Большой Печерской и Пискунова и остатков древнего дерево-земляного укрепления Нижнего Новгорода конца XVII века («Малый острог»). Главный фасад здания обращен в детский парк им. Свердлова (часть бывшего Архиерейского сада). Кирпичное трехэтажное с оштукатуренными фасадами здание под скатной кровлей имеет сложную конфигурацию в плане. К его северо-западному торцовому фасаду примыкает П-образный четырёхэтажный пристрой общежития для студентов консерватории.

Главный фасад здания в двадцать осей света оформлен в стиле позднего классицизма: первый этаж рустован, ритмичные ряды окон разделены междуэтажными карнизами, по верху проходит большого выноса венчающий карниз. Прямоугольные окна первого и третьего этажей без обрамлений, в уровне второго этажа оконные проемы обрамлены рамочными наличниками. Со стороны главного фасада имеется два входа с двухстворчатыми филёнчатыми дверями. Над входами устроены широкие балконы с балюстрадой, опирающиеся на четыре колонны дорического ордера.

Композиция дворового (северо-восточного) фасада имеет трёхчастную структуру, включающую в себя выступающую центральную пятиосевую часть (первоначальный объём домовой церкви), примыкающий к ней с северо-западной стороны пятиосевой объем (моленный зал – придел домовой церкви 1850-х годов) и нижний ярус колокольни. Архитектурное решение фасада построено на сочетании гладко оштукатуренных стен и рядов оконных проёмов, при этом окна в уровне первого и второго этажей – с полуциркульным завершением, третьего – прямоугольные, заключены в неглубокие ниши. Окна в уровне второго этажа обрамлены архивольтами в верхней части, а под их нижней частью имеются прямоугольные ниши. Членения фасада представлены междуэтажным и венчающим карнизами. Боковой (юго – восточный) фасад выполнен по аналогии с дворовым.

Внутренняя планировочная структура коридорная, двухсторонняя, Из помещений входной группы особый интерес представляет парадная лестница с кованым ограждением. Потолок над лестницей декорирован кессонами с розеттами. В ряде помещений первого этажа сохранились первоначальные сводчатые перекрытия, лепные тяги. Центральную часть второго этажа занимают обширный холл и прямоугольный в плане двусветный концертный (большой) зал с органом, который разместился в объеме бывшей домовой церкви. Стены и потолок большого зала богато декорированы лепниной. По периметру зала в простенках между окнами второго света помещены медальоны с изображениями композиторов. Обрамление медальонов составляют гирлянды с лентами. На потолке имеется прямоугольный потолочный плафон в лепной раме с тремя круглыми розетками. По периметру потолочного плафона протянут большого выноса карниз с модульонами, поддерживаемый изогнутыми кронштейнами. Оконные проёмы обрамлены профилированными архивольтами с замковыми камнями, между ярусами окон проходит широкий фризовый пояс, украшенный филёнками, в поле которых помещены даты жизни выдающихся композиторов. На третьем этаже планировка коридорная, в северо-западной части расположен малый концертный зал.

Здание связано с деятельностью ряда выдающихся церковных деятелей конца XVIII –ХIХ вв. — Епископов Дамаскина (Д.С.Руднева) (1783-1794 гг.), Иоанна (М.С.Доброзракова) (1835-1847 гг.), Макария (Н.К.Миролюбова), архиепископа Нектария (Н.С.Надеждина) (1860-1869 гг.) и др. Сооружение является ярким архитектурным образцом позднего классицизма. Связано с деятельностью видных музыкантов, в числе которых А.А.Касьянов, Н.А.Полуэткова, А.А.Нестеров, Л.К.Сивухина и др. К особенностям, послужившим основанием для включения объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, относятся его исторически подлинные местоположение, конструкции, внешний облик, сложившийся к 1970-ым годам, первоначальные элементы архитектурного декора главного фасада, двухцветная окраска наружных стен — светлый охристый тон контрастирующий с побеленными наличниками и карнизами, конструкции сводчатых перекрытий внутренних помещений, отделка Главного концертного зала, кованое ограждение парадной лестницы, потолочные карнизы и розетки в ряде учебных аудиториях, что делает дом подлинным свидетелем важных в истории страны событий и сохраняет материальную память о выдающихся деятелях Русской Православной Церкви и видных деятелях российской музыкальной культуры XX века.