г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Минина, 21 (литер А)
Постановление администрации Нижегородской области от 08.02.2000 № 33
Участок жилого дома №21 по ул. Минина (бывшей ул. Жуковой) расположен на одной из главных улиц исторического центра Нижнего Новгорода, в квартале, ограниченном ул. Семашко (бывшей Мартыновской), ул. Провиантской и ул. Б. Печерской. В начале XIX в. он не был застроен. Строительная история участка начинается с 1811 г. Бывший тогда «пустопорожним» участок в северо-восточной части квартала был отдан под строительство жилого деревянного дома сыну учителя рисования Главного народного училища Якова Дмитриевича Никлауса – губернскому секретарю Сергею Яковлевичу Никлаусу.
В следующем – 1812 г. деревянный в три окна по главному фасаду дом был выстроен. Дом стоял в южной части участка, на линии застройки ул. Жуковой, посредине отрезка, отсекаемого улицами Мартыновской и Провиантской. В 1838 г., после смерти С.Я. Никлауса, участок и дом на ул. Жуковой перешел по наследству его брату Семену Яковлевичу Никлаусу. В 1841-1843 гг. семья Никлаусов строит на своем участке новый дом с каменным – первым и деревянным вторым этажами. Дом был выстроен на новом месте – на пересечении ул. Жуковой и ул. Провиантской. Главным фасадом дом был обращен на ул. Провиантскую. Проект дома был выполнен в 1841 г. городовым архитектором Г.И. Кизеветтером.
В декабре 1843 г. С.Я. Никлаус продал часть своей усадьбы со старым домом коллежской советнице Прасковье Яковлевне Ильиной.
В начале 1847 г. губернским архитектором А.Е. Турмышевым был составлен проект нового дома для П.Я. Ильиной. Проект был одобрен Нижегородской губернской строительной комиссией 1 апреля 1847 г., а 17 апреля того же года – «высочайше» утвержден в Санкт-Петербурге.
Проектом предусматривалось строительство трехэтажного здания, первый этаж которого был каменным, а второй и третий (антресольный) – деревянными. Первый этаж предназначался для устройства в нем подсобных помещений и кухонь с двумя печами, которыми отапливался весь дом. Во втором этаже (в бельэтаже) располагались главные жилые комнаты, в том числе, два высоких парадных зала, обращенные окнами на Жукову улицу (ныне ул. Минина). Сюда можно было попасть от главного входа с улицы, по лестнице, устроенной в пониженном объеме правой (северо-западной) части здания. В центре здания на втором этаже размещалась двухмаршевая лестница, ведущая к жилым комнатам третьего – антресольного этажа. Со двора к основному объему примыкал объем «черной» лестницы, связывающей все три этажа здания.
Главный фасад дома в пять световых осей решен двухъярусным. Первый ярус (соответствующий каменному первому этажу) получил трактовку как пьедестал и обработан крупным рустом. Второй ярус (приходящийся на бельэтаж и не выявленный на этом фасаде антресольный этажи) в два раза выше первого. Его украшают наличники окон, подоконный поясок и мощный антаблемент, придающий монументальность всему сооружению. Завешен фасад простым треугольным фронтоном с заглубленным тимпаном.
Дом был выстроен в течение одного строительного сезона – летом – осенью 1847 г. Анализ чертежа А.Е. Турмышева и современных планов и фасадов дома №21 по ул. Минина позволяет утверждать, что проект был реализован без значительных отступлений, а главный фасад здания соответствует чертежу до мельчайших подробностей.
П.Я. Ильина прожила в выстроенном доме до начала февраля 1860 г., 5 февраля этого года дом был ею продан поручице Анне Николаевне Дмитриевой. Со времени возведения, т.е. с середины и до наступления последней четверти XIX в. здание не перестраивалось и оценивалось в полторы тысячи рублей.
В 1867 г. или 1868 г. дом перешел в собственность коллежской секретарши (позднее – титулярной советницы) Веры Ипполитовны Архангельской. В 1874 г. дом был переоценен в 2000 рублей. Переоценка не была связана с изменениями архитектуры здания, а была вызвана, вероятно, изменениями конъюнктуры на рынке недвижимости.
Здание не претерпело существенных изменений и впоследствии. Вплоть до начала XX в. дом находился в собственности В.И. Архангельской.
В 1918 г. дом был национализирован и приспособлен под коммунальное жилье. В 1970-1980-е гг. здание подвергалось ремонту, в ходе которого была проведена незначительная перепланировка, устроены дополнительные санузлы и ванные комнаты, поновлялась отделка помещений.
Жилым дом №21 оставался до конца XX века. В настоящее время он расселен и используется собственником как основа для рекламной растяжки.
Прямоугольное в плане трехэтажное здание своим главным фасадом обращено на ул. Минина. В правой его части – пониженный объем, в котором размещены входы в здание на первый и второй этажи. Сзади, со двора, пристроен объем, где размещена «черная» лестница, связывающая собой все три этажа здания.
Первый этаж здания – каменный. Покоящиеся на нем стены второго и третьего (антресольного) этажа – рубленные и обшиты деревом. Деревянными являются также конструкции межэтажных перекрытий и кровли. Главный (северо-восточный) фасад получил членения двухъярусного сооружения. Его основная часть в пять световых осей симметрична, справа к ней примыкает пониженная часть с проемом входа в здание с ул. Минина.
Стена нижнего яруса, соответствующая каменному 1-му этажу, получила на главном фасаде обработку крупным плоским рустом. Небольшие проемы нижнего ряда окон и дверной проем обведены профилированными рамками-наличниками мысикового типа. Нижний ярус отделен от стены второго яруса горизонтальным штукатурным профилированным поясом. Стена второго яруса, за которой скрыты собственно второй этаж и третий – антресольный этажи, решена как единое целое. Здесь гладкая стена, обшитая горизонтальными рядами деревянных досок, завершена таким же дощатым антаблементом. В средней части помещен ряд из пяти высоких окон с шестистекольным переплетом. Окна обрамлены простыми наличниками с «ушками» и увенчаны сандриками. Три средних окна объединены на уровне подоконников горизонтальным карнизом и поясом спаренных нишек – в подоконной зоне.
Верхняя часть стены главного фасада трактована как венчающий антаблемент. Узким горизонтальным пояском-архитравом отделена фризовая часть. Каноническое чередование триглифов и метоп заменено здесь чередованием простенков и неглубоких нишек, размещенных на осях оконных проемов второго этажа. Мощный карниз украшен крупными дентикулами. Такой же карниз обрамляет верхнюю часть треугольного фронтона, венчающего главный фасад здания. В центре заглубленного тимпана расположено чердачное окно-продух, имеющее четырехстекольный переплет с лучковым завершением.
На юго-восточном боковом фасаде здания, читаются все три этажа здания. Этот фасад, как и главный, имеет пять световых осей. Положение световых осей симметрично. На центральной световой оси на каждом этаже были размещены так называемые итальянские (трехчастные) окна. В нижнем (каменном) этаже боковые проемы этого итальянского окна в настоящее время заложены. Почти все окна этого фасада получили трехстекольные переплеты. Исключение составляет правая пара окон второго этажа с шестистекольными переплетами. Эти окна выше остальных и имеют такие же членения, что и окна второго яруса главного фасада. Все окна второго этажа обрамлены наличниками с «ушками» и сандриками, как и окна главного фасада.
На северо-западном боковом фасаде выделяется объем, в котором устроены входы в здание. Это утилитарно решенный дощатый пристрой, вторящий своими формами подъему лестницы на второй этаж, крытый системой односкатных кровель.
Слева над крышей пристроя в стене основного объема на уровне второго этажа размещено высокое окно, аналогичное окнам главного фасада. Справа от него читается след от утраченного наличника фальшокна. Верхнюю часть стены над ними, венчает антаблемент, детали которого вторят рисунку завершения стены главного фасада.
В средней и правой части этого фасада вместо фриза размещены четыре небольших окна антресольного этажа. Только карниз с дентикулами, опоясывающий основной объем по всему периметру, объединяет разнородные части этого фасада в единое целое.
Дворовый задний (юго-западный) фасад, как и главный фасад, увенчан треугольным фронтоном. В центре фасада на одной оси с осью симметрии фронтона на втором и третьем этажах размещены трехчастные окна. На втором этаже это итальянское окно, с трехстекольными переплетами, по-видимому, позднего происхождения. На третьем этаже это большое простое трехстворчатое окно. Эти, а также прочие окна двух верхних этажей заднего фасада, обрамлены простейшими наличниками в одну доску.
Кирпичная стена первого этажа гладко оштукатурена и лишена всякого намека на украшения. Ее прорезают прямоугольные оконные проемы, размещенные на одних световых осях с окнами верхних этажей. Первый этаж отделен от деревянной стены верхних этажей профилированным поясом-карнизом. К правой части заднего фасада примыкает деревянный объем «черной» лестницы. На его дощатой обшивке видны следы пожара, бывшего в пристрое несколько лет назад.
Главной особенностью планировки здания является устройство двух парадных помещений второго этажа, обращенных окнами на ул. Минина. Они отделены от остальной части здания поперечной стеной и имеют большую, чем другие помещения, высоту. В антресольном этаже над одним из этих помещений (в восточном углу здания) устроена жилая комната, высоту которой пришлось уменьшить. Высота этой комнаты под крышей составляет около двух метров, а для входа в нее из соседней комнаты устроен подъем в три ступеньки. В другом – северном углу под крышей устроено чердачное помещение.
К сожалению, в интерьере здания почти не сохранилось подлинных исторических элементов отделки помещений. Исключение составляют только три печи, облицованные простым белым кафелем и чудом сохранившаяся старая отделка потолков в двух помещениях первого этажа. В ходе ремонтов советского времени прежние внутренние рамы окон большинства помещений здания были заменены на новые – с трехстекольными переплетами.
Памятник является одним из немногих сохранившихся жилых зданий позднего классицизма середины XIX в. некогда очень распространенного в Нижнем Новгороде типа зданий–«полудомков» с каменным нижним и деревянным вторым этажами. Особенно ценно то, что здание сохранило свой первоначальный облик и конструкции без значительных утрат.