Алексеевская, 20 — Дом А.И. Фролова

Дом А.И. Фролова (уточненные данные: Флигель усадьбы Г.А. Грузинского — дом А.И. Фролова)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Алексеевская, 20 (литеры А, А1).

Постановление губернатора Нижегородской области от 08.02.2000 № 33 «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, научную и художественную ценность, памятниками истории и культуры местного (областного) значения»

История домовладения на углу улиц Алексеевской и Грузинской прослеживается с начала XIX века. В 1810-х годах оно принадлежало отставному генерал-майору Евдокиму Федоровичу Куприянову. В 1816 году усадьба с входившими в нее строениями была продана вдовой Е.Ф. Куприянова А.В. Куприяновой (урожденной Чемесовой) потомку грузинских царей, крупнейшему землевладельцу Нижегородской губернии князю Георгию Александровичу Грузинскому, во владении которого и его наследников усадьба находилась до 1883 года. Входил ли в число проданных усадебных построек исследуемый объект, исторически являвшийся усадебным флигелем, или он был выстроен позднее, не известно. Впервые интересующий нас деревянный одноэтажный дом с мезонином (усадебный флигель) зафиксирован на листе фиксационного плана Нижнего Новгорода съемки 1852 – 1853 годов. В 1859 году домовладение с главным домом и флигелем значилось за дочерью князя Г.А. Грузинского – графиней Анной Георгиевной Толстой. С 1860-х годов флигель стал главным домом выделившегося при разделе участка нового домовладения, владельцем которого стал Евграф Александрович Стогов – предположительно незаконнорожденный сын Г.А. Грузинского В 1883 году исследуемое домовладение с постройками перешло статскому советнику Андрею Петровичу Михайлову, члену Нижегородской земской управы. Оно принадлежало ему до 1901 года, когда было продано почетному гражданину Александру Ивановичу Фролову. В 1903 году для этого владельца был составлен проект перестройки здания. В результате этого дом получил штукатурный эклектичный декор и стал выглядеть как каменный. В 1918 году домовладение А.И. Фролова было национализировано (муниципализировано) В доме было устроено 16 квартир с коммунальными кухнями и удобствами во дворе. В годы ВОВ подвал дома использовался под бомбоубежище. В конце 1950-х годов рядом, на месте яблоневого сада, было построено жилое пятиэтажное здание. Предполагалось снести и дом № 20, однако этого не произошло. К 1990 в доме осталось шесть квартир. Они были приватизированы. В настоящее время дом также используется под жилье.

Дом А.И. Фролова, выполненный в эклектичных формах с декором фасадов в стиле позднего Возрождения, расположен в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород». Он поставлен на пригорке со значительным заглублением от красной линии улицы Алексеевской, обращён в её сторону узким торцевым западным фасадом. Вдоль северной и восточной границ двора расположены проезды. Композиционно-пространственная структура дома формируется несколькими разновеликими объёмами. Основу её составляет деревянный, почти полностью отделанный штукатуркой с деталями и формами, имитирующими каменное здание, одноэтажный с каменным полуподвалом в восточной части и двусторонним (с выходящими на север и юг окнами) мезонином, прямоугольный в плане (25,4 х 8,8 м) под вальмовой крышей объём, вытянутый в направлении запад — восток. С севера и юга к его восточной половине примыкают дополнительные разновеликие, с полуподвалом или без него, выполненные из различных строительных материалов объёмы разнообразного функционального назначения. В целом конфигурация здания в плане сложная, основные габариты 25,4 х 19,3 м. Торцевой западный фасад основного объёма с тремя световыми осями полностью оштукатурен, фланкирован лопатками и завершён над широким профилированным венчающим карнизом (с расположенным под ним узким гладким фризом) длинной низкой стенкой (по типу парапета, но с крышей над ней) и прямоугольным аттиком с полуциркульным слуховым окном по средней оси. «Парапет» и аттик завершены самостоятельными карнизами. Оконные проёмы заключены в рамочные профилированные наличники с контрналичниками и ушами с серьгами по сторонам в верхней части проёма. Междуоконные и угловые простенки фасада обработаны дощатым рустом. На угловых лопатках филёнчатые русты с бугристой фактурой полей чередуются с гладкими рустами. Поля стен фасада, поля филёнок рустовки лопаток и венчающая полка главного карниза окрашены в светло-синий цвет, выступающие архитектурные детали и швы рустовки – в белый, гладкий цоколь обозначен в нижней части фасада тёмным сине-зелёным цветом. Декор западной части северного фасада с двумя световыми осями выполнен по аналогии с западным фасадом основного объёма. По третьей с запада оси северного фасада расположено крытое каменное выносное крыльцо главного входа в дом. Объём оштукатуренного и окрашенного крыльца с двумя световыми осями по его западному и восточному фасадам завершён на северном фасаде аттиком с замковым камнем над лучковым фронтоном. Широкий венчающий карниз крыльца отчасти подобен венчающему карнизу западного фасада. Форма крыльца определяется его функцией: внутри расположена лестница и две площадки, уклон ската крыши и форма больших ромбовидных окон с наклонными верхом и низом соответствуют на фасадах уклону лестничного марша. Входная двустворчатая дверь оформлена филёнками с фигаррейными калёвками и декоративными наплавами, резным нащельником и средниковыми сандриками с резными кронштейнами. К востоку от крыльца на северном фасаде расположен деревянный и оштукатуренный, одноэтажный на каменном полуподвале, почти квадратный в плане (5,4 х 5,3 м) под вальмовой крышей ризалит с двумя осями света по своему северному фасаду. Два окна западного фасада ризалита ложные. Штукатурный декор ризалита в целом такой же как на западном фасаде основного объёма, с той лишь разницей, что наличники окон и угловые лопатки продолжаются до раскрепованного над ними венчающего карниза. Раскреповки карниза над наличникам образуют подобие сандриков с расположенными под ними фризами, в которых размещены филёнки с выступающим полем. Лопатки ризалита гладкие (без рустов). Два квадратных оконных проёма в цоколе на северном фасаде декорированы профилированными наличниками. Карниз цоколя раскрепован по сторонам лопаток. Между каменным крыльцом и ризалитом расположена средняя, с тремя световыми осями, часть первого этажа северного фасада. Она не оштукатурена, имеет дощатую обшивку, как и расположенный выше мезонин с пятью осями света (расположенный над крыльцом оконный проём мезонина в настоящее время зашит). Дощатые наличники окон с подоконными профилированными досками, подобно тягам членящими фасад на отдельные горизонтальные части, являются почти единственными декоративными деталями середины фасада. К её нижней части пристроен невысокий краснокирпичный неоштукатуренный двухосевой объём с входом в подвал по восточной оси. В проёме, завершённом лучковой аркой, расположена металлическая дверь с засовом. Основу конструкции металлического полотна составляет каркас из вертикальных и горизонтальных кованых полос, образующих сетку с квадратными ячейками. К восточной части северного фасада с ложным окном и наличником аналогичным вышеописанным наличникам окон ризалита пристроен одноэтажный полукруглый в плане объём из силикатного кирпича. В этой пристройке расположены входы слестничными маршами на первый этаж и в полуподвал. Восточный фасад основного объёма с тремя осями окон по первому этажу и четырьмя по полуподвалу решён в общем архитектурно-декоративном контексте дома: наличники окон, угловые лопатки и карниз цоколя такие же как на ризалите, а рустовка угловых лопаток первого этажа аналогична таковой на западном фасаде. Среднее окно первого ложное, а южное заложено, принцип симметрии расположения окон здесь нарушен: все они несколько сдвинуты в северном направлении по отношению к оси симметрии фасада. На центральном простенке цоколя расположена лопатка с раскрепованным над ней карнизом. На вальмах крыш первого этажа и мезонина – будки слуховых окон. Сохранившиеся остатки узкого карниза «парапета» на этом фасаде заметно отличаются по пропорциям от соответствующего карниза западного фасада. В верхней части северного фланга фасада мезонина сохранилась

раскреповка антаблемента над утраченной в настоящее время угловой лопаткой. Архитектурное решение протяжённого южного фасада с шестью световыми осями мезонина и девятиосевым бельэтажём сложное и несимметричное. Фасад полностью оштукатурен. Поле стены первого этажа обработано дощатым рустом. В восточной части повторяется декор восточного фасада. Кроме этого, здесь сохранились фрагменты венчающей части карниза первого этажа с гуськом, утраченной на других фасадах. Центральная часть фасада решена по-другому. Здесь также профилированные наличники четырёх оконных и одного дверного проёма, но контрналичники и раскреповки карниза над наличниками отсутствуют. Междуэтажный карниз становится шире и массивнее. Архитектурное решение мезонина носит асимметричный характер за счёт того, что оконные проёмы тремя неравными частями разделены с помощью лопаток. Наличники окон мезонина с контрналичниками и сандриками с западающими филёнками, а также лопатки с раскрепованным над ними антаблементом целиком присутствуют только на этом фасаде. Вход в отдельные помещения первого этажа расположен по средней оси этого фасада. В восточной части южного фасада выступает каменный оштукатуренный прямоугольный в плане (9 х 3,8 м) пристрой полуподвала под односкатной пологой крышей. Фасады его фланкированы лопатками. Венчающий карниз, аналогичный карнизу цоколя восточного фасада, раскрепован над лопатками. Два окна южного фасада пристроя небольшие, прямоугольной формы, лишены декора, а окно восточного фасада такое же как на восточном фасаде основного объёма. Основой внутренней планировочной структуры являются поперечные и продольные несущие стены, а также перегородки, делящие внутреннее пространство на небольшие комнаты. Трёхмаршевая деревянная лестница с фигурными стойками, балясинами и поручнями, связывающая первый и мезонин, расположена в восточной части дома. Нижние и боковые поверхности маршей и площадок оштукатурены и декорированы филёнчатыми обрамлениями с профилированными тягами. Верхняя площадка поддерживается лепным кронштейном. По периметру потолка лестничной клетки протянуты профилированные карнизы. В сторону лестничной клетки выходят топочные отверстия печей с чугунными дверками художественного литья. Аналогичные карнизы сохранились также в помещениях первого этажа. Кроме этого в ряде помещений первого этажа имеются элементы лепного декора потолков с растительным орнаментом, тянутые филёнчатые фризы, разнообразные по декоративному оформлению изразцовые (с белыми гладкими и рельефными цветными поливными изразцами) печи с тепловой фурнитурой (дверками, решётками и вьюшками), филёнчатые двери с латунными ручками, паркетные полы различного рисунка в разных помещениях. Западное помещение полуподвала перекрыто коробчатым сводом, в северной опорной стене расположен дверной проём с распалубкой над ним. В остальных помещениях подвала первоначальные конструктивные и декоративные элементы скрыты за современными плоскими подвесными потолками, под облицовкой стен гипсокартоном и под современными покрытиями полов. В помещениях современных (конца ХХ века) пристроек видны фрагменты фасадов начала ХХ века (карнизов цоколя и элементов заложенных проёмов).

К элементам, которые послужили основаниями для включения дома № 20 по улице Алексеевской в г. Нижнем Новгороде в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры Нижегородской области в качестве объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – «Дом А.И. Фролова» и подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны), находящимся в объекте описания относятся:

— подлинные конструкции наружных и внутренних несущих стен (кладка стен полуподвала и крытого крыльца из глиняного кирпича на известковом растворе, деревянные стены бельэтажа и мезонина);

— архитектурно-конструктивные и декоративные элементы фасадов (аттики, профилированные карнизы и тяги, наличники, лопатки, рустовка полей стен и лопаток);

— подлинные входные двойные (с внутренним тамбуром) двустворчатые двери крытого каменного крыльца;

— подлинная дверь входа в подвал в средней части северного фасада (металлическая с клёпаным каркасом из вертикальных и горизонтальных кованых полос, с засовом и петлями);

— первоначальные (1-ой пол. XIX в., 1903 г.) габариты, и форма оконных и дверных проемов в подлинных наружных стенах;

— первоначальные (1-ой пол. XIX в., 1903 г.) стилевые характеристики оконных заполнений проёмов (ширина элементов обвязки, рисунок переплётов и местоположение оконных заполнений).

Сложившийся к началу ХХ века облик памятника в советское время был частично изменён: утрачена открытая веранда с южной стороны, к северному фасаду пристроены дополнительные кирпичные объёмы с входами в полуподвал и бельэтаж, демонтировано несколько печей, разобрана лестница в ризалите, заложен ряд оконных и дверных проёмов. За счёт устройства новых перегородок частично изменена планировка. При приспособлении в конце 1980-х годов западного помещения подвала под кафе был пробит дверной проём в щёковой (северной) стене коробчатого свода, находящийся рядом оконный проём завершённый лучковой аркой был сверху заложен, а снизу растёсан до дверного проёма. Металлическая дверь с решетчатым каркасом из кованых полос была в это время перенесена из подвала и установлена в новом дверном проёме пристройки к северному (фасаду. К началу XXI века был утрачен ряд первоначальных оконных заполнений южного фасада, разрушение штукатурного декора (в частности, по причине нарушения системы организованного водоотвода) стало повсеместным (особенно в области карнизов, наличников и выступающих цоколей. В 2007 году был произведён ремонт штукатурного слоя и выполнена замена оконных заполнений на западном фасаде и западной части северного фасада, заменены оконные заполнения и штукатурка фасадов крытого крыльца. В тоже время были утрачены многие элементы штукатурного декора начала ХХ века: замковый камень и треугольные филёнки аттика западного фасада, тяга малого (светового) профиля архивольта и профилированная подоконная тяга полуциркульного слухового окна (большой, мысиковый профиль архивольта выполнен схематично в виде простой полки), раскреповки антаблемента над лопатками и над оконными наличниками (образующие подобие сандриков с расположенными под ними фризами, в которых размещены филёнки с выступающим полем) на западном фасаде и западной части северного фасада. Профили воссозданных карнизов на этих фасадах сильно изменены. Штукатурный декор крыльца воссоздан в совершенно искажённом виде.

Здание является интересным образцом деревянного жилого дома пер. пол. XIX в., имеет выразительный архитектурный облик благодаря насыщенному эклектическому декору, повторяющему декор каменных зданий. В доме сохранились элементы подлинных интерьеров XIX века. в интерьерах:

— подлинный коробчатый свод западного помещения полуподвала с распалубкой над дверным проёмом в северной опорной стене;

— расположенная в восточной части дома, связывающая первый этаж и мезонин, трёхмаршевая деревянная лестница с подлинными фигурными стойками и балясинами, а также штукатурный декор нижних и боковых поверхностей маршей и площадок этой лестницы;

— тянутые профилированные карнизы по периметру потолков помещений (2-ой пол. XIX в., 1903 г.);

— лепной потолочный декор с растительным орнаментом и тянутые филёнчатые фризы в помещениях бельэтажа;

— подлинные межкомнатные филёнчатые двери;

— подлинные изразцовые печи с тепловой фурнитурой;

— подлинные паркетные полы различного рисунка в разных помещениях;

— подлинные фрагменты фасадов в помещениях современных пристроек.