Большая Печерская, 14 — Усадьба И.И. Рудинского — А.П. Сергеева

Усадьба И.И. Рудинского – А.П. Сергеева. Главный дом. Флигель (пристроен). Флигель

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Большая Печерская, 14 (литер А), ул. Большая Печерская, 14 (литер А), ул. Большая Печерская, 14 (литер Б)

Постановление Администрации Нижегородской области от 11.12. 1998 г. № 329 «О внесении изменений и дополнений в решение Горьковского Исполкома областного Совета народных депутатов от 18.12.1989 г. № 471 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры местного значения»

Усадьба возникла в конце XVIII в. в связи с прокладкой Большой Печерской ул., направление которой определил первый регулярный план Нижнего Новгорода 1770 г. В начале XIX в. усадьба принадлежала титулярному советнику И.Н. Богданову, а затем его наследникам. Судя по архивным источникам, первоначально все усадебные постройки, включая главный дом, были деревянными, а ее территория достигала параллельной Жуковской ул. (ныне ул. Минина), куда выходили сад и огород. К середине XIX в. эта часть отошла от усадьбы, в дальнейшем ее границы не менялись. Формирование ныне существующего усадебного комплекса относится к середине 1850-х — первой половине 1860-х гг., когда усадьба принадлежала чиновнице Н.Я. Рудинской и ее мужу – коллежскому секретарю И.И. Рудинскому. Наиболее ранней постройкой является полукаменный флигель, возведенный по восточной границе усадьбы (ныне дом № 14-б, литер Б). Автором проекта являлся городской архитектор Н.И. Ужумедский-Грицевич, также разработавший проект полукаменного дома (реализован не был). По новому проекту, утвержденному в 1862 г., осуществляется строительство каменного двухэтажного дома (ныне дом № 14, литер А), деревянных на каменном фундаменте одноэтажных флигеля с мезонином и хозяйственных служб (каретник и конюшня). Одновременно со строительством возводились брандмауэрные стены. Автор проекта не установлен, возможно, им являлся В.И. Рудинский, назначенный незадолго до того на должность помощника городового архитектора. Надзор за строительством осуществлял архитектор И.Ф. Небольсин. По окладной книге 1865 г., на усадьбе отмечены еще два деревянных флигеля. К середине 1870-х гг. флигели были перестроены в камне. В 1900-е гг. главный усадебный дом был перестроен (расширен) очередным владельцем усадьбы купцом А.П. Сергеевым – известным лесопромышленником, усердным жертвователем на нужды народного просвещения. Уличный фасад приобрел богатый лепной декор с использованием приемов и деталей, заимствованных, в основном, из барокко и классицизма. Тогда же по усадебной границе возводятся несколько деревянных хозяйственных построек. В 1918 г. усадьба была национализирована (муниципализирована), в дальнейшем в зданиях размещались жилые и общественные учреждения. К настоящему времени в связи с новым строительством на внутриквартальной территории усадебная территория значительно сокращена. На усадьбе утрачены деревянный флигель и хозяйственные постройки. Жилые здания (главный дом с пристроенным флигелем и каменный флигель) сохранились с утратами первоначального облика и интерьеров. Ремонтные работы проводились на главном усадебном доме (дом № 14, литер А) и флигеле (дом № 14б, литер Б).

Усадьба И.И. Рудинского – А.П. Сергеева находится в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», в части квартала, ограниченной ул. Большой Печерской и ул. Минина. С северо-западной и юго-восточной сторон усадьба примыкает к другим усадебным комплексам ул. Большой Печерской (№ 12 и № 16). В настоящее время усадебный комплекс включает следующие постройки: главный усадебный дом с пристроенным к нему флигелем (дом № 14, литер А), а также второй флигель (дом № 14б, литер Б). Исторически усадебная территория имела узкую прямоугольную в плане конфигурацию, вытянутую по оси север – юг до ул. Минина. Конфигурация участка отражает историческую парцелляцию квартала в затесненной городской застройке второй половины XIX века. Здания возводились с соблюдением традиций расположения сооружений в городской усадьбе: главный усадебный дом по красной линии улицы, два флигеля по боковым границам, хозяйственные постройки в глубине участка (каретный сарай и конюшни). К настоящему времени усадебная территориязначительно сокращена в связи с новым строительством на внутриквартальной территории. Утрачены хозяйственные постройки, в 2000-х годах снесен деревянный флигель, располагавшийся по восточной границе усадьбы. На данный момент южная граница проходит по красной линии ул. Большой Печерской и маркируется протяженным богато декорированным уличным фасадом главного усадебного дома, а также уцелевшим кирпичным столбом ограды. Противоположная северная граница усадьбы выходит на пробитый недавно внутриквартальный проезд и отмечена современным невысоким металлическим ограждением. Основные сохранившиеся усадебные строения – главный дом с пристроенным флигелем – занимают всю юго-западную часть усадебной территории. Второй флигель расположен в противоположном (северо-восточном) углу усадьбы. Его объем возведен со значительным заглублением от красной линии (около 17 м) и обращен в ее сторону главным фасадом. Западная граница участка читается благодаря сохраняющемуся флигелю соседней усадьбы (ул. Б. Печерская, 12), восточная кирпичная стена которого являлась брандмауэрной и отделяла это здание от второго деревянного усадебного флигеля, утраченного в 2000-х годах. В современных градостроительных условиях исторические границы усадьбы читаются только благодаря сохранившимся зданиям. Композиционным и архитектурным ядром комплекса является главный дом и находящийся с ним в единой связи флигель. Главный усадебный дом представляет собой двухэтажное с подвалом, кирпичное, оштукатуренное здание, имеет сложную конфигурацию в плане. С северной стороны к основному объему пристроен флигель, надстроенный после 1917 г. мансардным этажом. Кровля вальмовая, со стороны двора в северную сторону – двускатная в разных уровнях. Симметричность композиции протяженного главного фасада в девять осей света достигается за счет выделения центральной оси и двух вторых флангов фасада осей слабо раскрепованными ризалитами. Центральный ризалит завершен аттиком с двумя небольшими арочными (слуховыми) окнами. Сам аттик имеет венчающий лучковый разорванный фронтон с лепным обрамлением по его сторонам в виде волют; фланговые ризалиты выше венчающего карниза завершены невысокими башенками в уровне аттика (с арочным окошком посредине) и кубоватыми крышами с рельефным «чешуйчатым» покрытием. На обеих башенках существовали флюгера, один к настоящему времени утрачен, на сохранившемся правом флюгере читаются буквы «А.С.». Над венчающим карнизом главного фасада между аттиковыми завершениями ризалитов по осям простенков расположены парапетные тумбы с деревянными ажурными заполнениями между ними (часть утрачена). Фланги фасада и простенки выделены пилястрами: в уровне первого этажа они обработаны простым ленточным рустом, имеют в основании базу в уровне цоколя; в уровне второго этажа – гладкие; фланкирующие боковые ризалиты пилястры имеют капители ионического ордера. Ленточным рустом также отмечены плоскости стен между пилястрами вокруг крайних световых осей. Горизонтальные членения главного фасада представлены межэтажным профилированным поясом, поясом подоконных ниш, фризовым поясом под профилированным венчающим карнизом. Окна главного фасада имеют богато декорированные обрамления. Прямоугольные окна в уровне первого этажа обрамлены штукатурными наличниками с ушками, замковыми камнями в виде картушей и гирляндами. По крайней левой оси главного фасада в уровне первого этажа ранее (до 1900-х гг.) существовал вход, на что указывает большая ширина наличника. Окна второго этажа увенчаны сандриками различной конфигурации, на кронштейнах, с нижним пояском капель и порезками на поле стены (между сандриком и наличником). По крайним световым осям в уровне второго этажа ранее размещались выходы на балконы (утрачены), их рамочные штукатурные наличники протянуты вдоль ранее существовавших проемов до междуэтажного пояса и украшены сандриками-полочками с лепным декором. Вторые от угла здания окна в уровне второго этажа также имеют рамочные штукатурные наличники с ушками, украшенными сандриками в виде разорванных треугольных фронтонов с замковыми камнями. Остальные аналогичные пять центральных окон второго этажа завершаются сандриками в виде также разорванных, но лучковых фронтонов с замковыми камнями. Ближняя к красной линии часть западного бокового фасада в уровне второго этажа двухосевая. Окна с декором аналогичны крайним окнам главного фасада. Архитектурный декор оштукатуренных дворовых восточного и северного фасадов более скромен. Все окна – прямоугольные, имеют рамочные штукатурные наличники, обрамления окон второго этажа завершаются сандриками. Горизонтальные членения представлены междуэтажным и подоконными поясами, тянутым венчающим карнизом. На других дворовых фасадах окна расположены нерегулярно, имеются закладки проемов. Часть западного неоштукатуренного фасада – глухая стена, выполнявшая роль брандмауэра. Двухэтажный с мансардным помещением отдельно стоящий в глубине усадебной территории флигель (дом №14б, литер Б) под двускатной с вальмой крышей имеет прямоугольную конфигурацию в плане. Первый этаж каменный, второй – деревянный, рубленый. Фасады оштукатурены, окрашены в два цвета: на фоне основного охристого тона отчетливо читаются белые детали. С северного фасада к зданию примыкают сени с лестницей на второй этаж, с северо-восточного угла к зданию пристроен хозяйственный тамбур, восточная стена представляет собой брандмауэр. Архитектурное решение южного трёхосевого фасада лаконично. Фасад фланкирован лопатками, в уровне второго этажа они усложнены филёнками. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, наличники окон второго этажа дополнены сандриками. Членения фасада представлены профилированными карнизами: междуэтажным, подоконным (в уровне второго этажа) и большого выноса венчающим. Остальные фасады имеют упрощенное архитектурное решение. Все они, за исключением брандмауэра, оштукатурены, на фасадах продолжены членения главного фасада, окна по аналогии с главным фасадом обрамлены профилированными рамочными наличниками. В настоящее время усадебная территория благоустроена, заасфальтирована. На флигеле произведены ремонтные работы.

Усадьба является образцом хорошо сохранившегося городского усадебного комплекса середины XIX – начала ХХ века. Его большое градостроительное значение определяется включением усадьбы (вместе с соседними городскими усадьбами) в ансамбль одной из центральных исторических улиц города – Большой Печерской. Главный дом, выходя богато декорированным главным фасадом на ул. Большую Печерскую, образует единый фронт ее исторической застройки и формирует ее уникальный исторический облик; отдельно стоящий флигель является примером небольшой жилого флигеля городской усадьбы, строгий штукатурный декор фасадов которого выполнен в духе эклектики с использованием элементов классицизма.

— планировочная структура усадебного комплекса, сложившаяся во второй половине ХIX века – начале ХХ века (система расположения строений, соотношение между застроенными и незастроенными пространствами);

— сооружения комплекса – главный усадебный дом (№ 14, литер А), пристроенный флигель (№ 14, литер А), отдельно стоящий флигель (14б, литер Б), их местоположение в планировочной структуре усадьбы, общий исторический вид, подлинные архитектурно-конструктивные и декоративные элементы.

Усадьба И.И. Рудинского – А.П. Сергеева. Главный дом

В начале XIX в. усадьба с деревянным домом принадлежала титулярному советнику И.Н. Богданову, а затем его наследникам. В дальнейшем владелицей усадьбы становится чиновница Н.Я. Рудинская, для которой 1855 г. городским архитектором Н.И. Ужумедским-Грицевичем был выполнен проект двухэтажного полукаменного дома. Строительство осуществлено не было. В 1862 г. коллежскому секретарю И.И. Рудинскому – мужу и наследнику Н.Я. Рудинской, утверждается новый проект на постройку каменного двухэтажного дома с антресолями и подвальными помещениями. Вчерне дом был возведен летом того же года, окончательно строительные и отделочные работы завершились в 1863-1864 гг. Как уже выстроенный, дом значится в окладной книге 1865 г. Автор проекта не установлен, возможно, им являлся В.И. Рудинский, назначенный незадолго до того на должность помощника городового архитектора. Надзор за строительством осуществлял архитектор И.Ф. Небольсин. В 1900-е гг. (ок. 1905 г.) дом был перестроен (расширен) очередным владельцем усадьбы купцом А.П. Сергеевым – лесопромышленником, усердным жертвователем на нужды народного просвещения. Главный фасад приобрел богатый лепной декор в духе эклектики с использованием приемов и деталей, заимствованных, в основном, из барокко и классицизма. В 1918 г. дом был национализирован (муниципализирован), еще через несколько лет в нем разместился партклуб им. М.Н. Лядова, затем дом был переоборудован под жилые квартиры и офисные помещения. К началу 1990-х гг. имелись значительные утраты лепного декора на главном фасаде, утрачен один из балконов по крайней оси фасада, проем главного входа переделан в окно, в северной части дома появилась надстройка. Планировочная структура, в целом, сохранилась, за исключением добавленных перегородок и нескольких переделанных дверных проемов. В интерьерах сохранилась лестница с чугунным ограждением, пол из узорчатой керамики, лепнина в ряде помещений. При осуществлении ремонтных работ в 1992 г. был восстановлен лепной декор главного фасада и утрачен второй балкон с правой стороны уличного фасада. Других ремонтно-реставрационных работ не производилось. Здание расположено в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», главным южным фасадом выходит на красную линию улицы Большой Печерской. Декоративное убранство фасадов отличается богатым лепным декором, выполненным в духе эклектики (с классицистическими и барочными элементами). Изначально двухэтажное здание имело пять осей света по главному фасаду, с пристроенным входным тамбуром слева и верандой над ним. Существующий облик здание приобрело после перестроек в 1900-х годах. Основные габариты в плане 23 х 25,7 м. Здание двухэтажное с подвалом, кирпичное, оштукатуренное, имеет сложную конфигурацию в плане. С северной стороны к основному объему пристроен флигель, надстроенный после 1917 г. мансардным этажом. Кровля вальмовая, со стороны двора в северную сторону – двускатная в разных уровнях. Симметричность композиции протяженного главного фасада в девять осей света достигается за счет выделения центральной оси и двух вторых от углов здания осей слабо раскрепованными ризалитами. Центральный ризалит завершен будкой с двумя небольшими полукруглыми (слуховыми) окнами, с венчающим лучковым разорванным фронтоном (в виде волют); фланговые ризалиты выше венчающего карниза имеют завершения в виде невысоких башенок в уровне аттика (с циркульным окошком посредине) и кубоватыми крышами с рельефным чешуйчатым покрытием, с флюгерами (один утрачен). Вдоль фасада между аттиковыми завершениями ризалитов по осям простенков расположены парапетные тумбы с деревянными ажурными заполнениями между ними (часть утрачена). Фланги фасада и простенки выделены пилястрами: в уровне первого этажа обработанные простым ленточным рустом, имеющие в основании базу в уровне цоколя; в уровне второго этажа – гладкие, фланкирующие боковые ризалиты – с капителями ионического ордера. Ленточным рустом также отмечены плоскости стен между пилястрами вокруг крайних световых осей. Горизонтальные членения главного фасада представлены межэтажным профилированным поясом, поясом подоконных филенок, фризовым поясом под профилированным венчающим карнизом. Окна главного фасада имеют богато декорированные обрамления. Прямоугольные окна в уровне первого этажа обрамлены штукатурными наличниками с ушками, замковыми камнями в виде картушей и гирляндами. По крайней левой оси главного фасада в уровне первого этажа ранее (до 1900-х гг.) существовал вход, поэтому его наличник имеет расширенное очертание. Окна второго этажа увенчаны сандриками различного очертания, на кронштейнах, с нижним пояском капель и порезками на поле стены (между сандриком и наличником). Окна второго этажа по крайним световым осям ранее имели выходы на балконы (утрачены), их рамочные штукатурные наличники украшены сандриками-полочками с лепным декором, и протянуты вдоль ранее существовавших проемов до междуэтажного пояса. Вторые от угла здания окна по второму этажу также имеют рамочные штукатурные наличники с ушками, но с треугольными сандриками-фронтонами, замковыми камнями и лепным декором. Аналогичные остальные пять центральных окон второго этажа завершаются лучковыми сандриками-фронтонами с замковыми камнями в виде консолей. Ближняя частьзападного фасада – двухосевая в уровне второго этажа. Окна с декором аналогичны крайним окнам главного фасада. Архитектурный декор оштукатуренных дворовых восточного и северного фасадов более скромен. Все окна – прямоугольные, имеют рамочные штукатурные наличники, обрамления окон второго этажа завершаются сандриками. Горизонтальные членения представлены междуэтажным и подоконными поясами, тянутым венчающим карнизом. Центральная ось части западного фасада основного здания – четырехосевая, в уровне кровли подчеркнута циркульным слуховым окном с завершением в виде полуфронтона, опирающегося на пилястры. Со стороны пристроенного флигеля часть видимого фасада завершена полуфронтоном. На других дворовых фасадах окна расположены нерегулярно, имеются закладки проемов. Часть западного неоштукатуренного фасада – глухая стена, выполняет роль брандмауэра. Планировочная структура здания, в целом, сохранилась, за исключением добавленных перегородок и нескольких переделанных дверных проемов. В интерьерах первого и второго этажей сохранились развитые потолочные тяги, на втором этаже в части помещений – тяги с лепниной, юго-западное помещение имеет кессонированный потолок. Соответствующий резной декор имеют множество сохранившихся филенчатых дверей. По главной железобетонной лестнице протянуто чугунное ограждение. На первом этаже сохранились фрагменты узорчатого плиточного пола. Главный усадебный дом, являясь составной частью городской усадьбы, представляет собой замечательный образец здания, выстроенного в духе поздней эклектики. Его большое градостроительное значение определяется включенностью в ансамбль одной из центральных исторических улиц города – Большой Печерской. Богато декорированный главный фасад дома формирует запоминающийся исторический облик этой улицы.

Усадьба И.И. Рудинского – А.П. Сергеева. Флигель.

Усадьба возникла во второй половине XVIII в. в связи с прокладкой Большой Печерской улицы, направление которой определил первый регулярный план Нижнего Новгорода 1770 г. Судя по архивным источникам, первоначально все постройки усадьбы, включая главный дом, были деревянными, а её территории достигала параллельной Жуковской улицы. Туда выходили сад и огород. К середине XIX в. эта часть отошла от усадьбы. Больше её границы не менялись.

Усадебный комплекс сформировался, в основном, в начале 1860-х гг., когда усадьба принадлежала Рудинским. В это время она включала каменный жилой дом, полукаменный и деревянный флигели, также предназначавшиеся для жилья, каретный сарай и конюшню (обе постройки деревянные).В дальнейшем хозпостройки были заменены на каменные.

Проект ныне существующего полукаменного двухэтажного флигеля был разработан В 1855 г. нижегородским городовым архитектором Н.И. Ужумедским-Грицевичем. Заказчиком выступала чиновница Н.Я. Рудинская, владевшая усадьбой. Дом тогда выстроен не был, а флигель возведен не по западной, а по восточной границе усадьбы, зеркально проектному чертежу. На плане усадьбы 1862 года он показан уже как существующий. В советское время дом использовался под коммунальное жильё.Здание усадебного флигеля расположено в Нижегородском районе города в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», входит в градостроительный комплекс застройки улицы Б. Печерской – одной из радиальных улиц, получившей свое направление по первому регулярному плану 1770 г. Флигель своим главным фасадом выходит в сторону улицы Б. Печерской (с заглублением от неё около 17 метров), западным фасадом – во двор бывшей усадьбы.

Двухэтажный с мансардным помещением дом под двускатной с вальмой крышей имеет прямоугольную конфигурацию в плане. Первый этаж каменный, второй – деревянный, рубленый. Фасады оштукатурены, окрашены в два цвета: на фоне основного охристого тона отчетливо читаются белые детали. С северного фасада к зданию примыкают сени с лестницей на второй этаж, с северо-восточного угла к зданию пристроен хозяйственный тамбур, восточная стена представляет собой брандмауэр. Архитектурное решение южного трёхосевого фасада лаконично. Фасад фланкирован лопатками, в уровне второго этажа они усложнены филёнками. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, наличники окон второго этажадополнены сандриками. Членения фасада представлены профилированными карнизами: междуэтажным, подоконным (в уровне второго этажа) и большого выноса венчающим.

Остальные фасады имеют упрощенное архитектурное решение. Все они, за исключением брандмауэра, оштукатурены, на фасадах продолжены членения главного фасада, окна по аналогии с главным фасадом обрамлены профилированными рамочными наличниками.

Внутренняя планировка на обоих этажах почти одинаковая. На первом этаже каждом из них по шесть помещений, сообщающихся по анфиладному принципу.

В интерьерах сохранились подлинные печи: в северной половине дома на втором этаже, в южной половине на первом,штукатурные потолочные карнизы печи.