Большая Печерская, 35 — дом П.Д. Климова

Дом П.Д.Климова

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Большая Печерская, 35 (литер А)

Указ президента Российской Федерации от 20.02.95 №176

Жилой дом построен архитектором Робертом Яковлевичем Килевейном (1825-1895 гг.). В 1849 году он окончил Строительное училище Главного управления путей сообщения, служил после этого в Казани, а с мая 1859 года стал нижегородским губернским архитектором. В 1860-1861 гг. проектирует и строит в Нижнем Новгороде здание 2-го Детского приюта (ныне ул. Ульянова, 10). С 1864 г. возглавляет строительство новоярмарочного Александро-Невского собора (проект выполнен им совместно с арх. Л.В.Далем). В 1864 г. Р.Я. Килевейн проектирует для С.Авериной здание ярмарочного цирка. Под влиянием Л.В.Даля увлекается народным деревянным зодчеством, в 1870 г. он проектирует дом П.Климова, обильно украшает его глухой резьбой. С участием Л.В.Даля возводит в Спасо-Преображенском соборе над прахом К.Минина шатровую часовню-сень, реставрирует колокольню Рождественской церкви, собор Благовещенского монастыря, здание Всесословного клуба. 28 мая 1874 г. за успешные труды на ярмарке получает звание инженер-архитектора. В 80-х гг. Х1Х в. обсуждается вопрос о разборке обветшавшего староярмарочного Спасского собора. Р.Я.Килевейн доказывает возможность сохранения здания, в 1885-1888 гг. ведет восстановительные работы. Заинтересованный в сохранении историко-культурного многовекового наследия, Р.Я.Килевейн до конца своих дней входил в состав НГУАК, был ее активным членом (2).

Павел Климов (для которого Р.Я.Килевейн построил дом на ул. Большой Печерской) был сыном нижегородского купца Д.И.Климова. Изначальный капитал семьи был получен благодаря строительным подрядам еще до отмены крепостного права. С приездом в Нижний Новгород академика архитектуры Л.В.Даля сотоварищем и исполнителем его проектов стал инженер Р.Я.Килевейн, в свою очередь, постоянно привлекавший к работам подрядчиков Климовых. Страстное увлечение Даля народными истоками русского национального искусства, прежде всего, деревянным зодчеством с его традиционной для Нижегородского Поволжья глухой резьбой, благотворно сказалось на творчестве Р.Я.Килевейна, отразилось в созданном им убранстве дома П.Д.Климова. Тот заказал планы-фасады своего дома Р.Я.Килевейну летом 1870 г. 5 октября того же года их утвердило Строительное отделение городской управы. На следующий год деревянный на каменном этаже дом был возведен под надзором автора проекта. В первом этаже располагались служебные помещения, жилой второй этаж имел большие зеркальные боковые «ризалитные» выступы под треугольными фронтонами – двойные «венецианские» окна. В соответствие с традициями дом получил подкарнизную лобовую доску с глухой орнаментальной резьбой, на фасадах «ризалитных» выступов выполнены резные вставки. Убранство дома не было стилизацией под старые образцы, а стало творческой авторской переработкой русских народных традиций. В этом особая значимость его для истории жилой архитектуры Нижнего Новгорода и отечественного зодчества середины Х1Х в. вообще.

В Нижнем Новгороде одной из первых построек, в которой глухую рельефную резьбу использовал профессиональный архитектор, был дом № 35 по ул. Лядова (Большой Печерской). Этот факт отмечает и историк архитектуры С.Л.Агафонов. Он пишет, что применение глухой резьбы на городских домах становится обычным явлением в 1860-1870-е гг. В доме Климова, построенном в 1870г, в самом проекте, выполненным дипломированным архитектором (Р.Я.Килевейном), были предусмотрены украшающие фасад вставки с народной резьбой. В местном архиве обнаружены чертежи дома.

В первые годы советской власти дом был национализирован и приспособлен под коммунальное жилье. В настоящее время дом остается жилым с покомнатным заселением, в подвале главной части дома размещаются складские помещения (медтехники) и санузлы, в которые можно попасть из коридора по лестничному маршу с забежными ступенями, расположенному под винтовой деревянной лестницей.

По оси главного фасада имеется информационная доска следующего содержания: «Объект культурного наследия Федерального значения. Жилой дом купца П.Д.Климова построен в 1871 году. Архитектор Р.Я.Килевейн. Фасад богато декорирован «глухой резьбой в традициях народного зодчества Нижегородского Поволжья. Лучший образец деревянной застройки города второй половины Х1Х века».

Одноэтажный деревянный на каменном цоколе (с подвальным этажом) дом, шестиосный по главному уличному фасаду расположен по красной линии застройки ул. Большой Печерской. Близкий к квадрату в плане дом перекрыт в целом трехскатной кровлей. Уличный фасад имеет подчеркнуто симметричное решение. Со стороны уличного фасада дом имеет высокую скатную кровлю (скат в сторону улицы). По бокам главного фасада имеются слегка выступающие ризалиты, перерытые двускатными скатными кровлями. Таким образом, ризалиты имеют треугольную форму венчающего завершения. Акцент сделан на декоративное оформление этих ризалитов. По оси симметрии каждого ризалита расположено окно, которое в своей верхней части имеет два треугольных пологих «всплеска». Наличники, как таковые, отсутствуют, но окно имеет обрамление в виде отдельной от окна плоской рамки с орнаментом в виде плетенки (звенья которой имеют вид восьмерки, в них расположены шестилепестковые цветы), верх рамки имеет вид угла, под которым располагается горизонтальный накладной ромб, заполненный растительным орнаментом. Под карнизом ризалита проходит фриз с растительным рисунком, где изображены изгибающиеся ветви с резными листьями, который следует параллельно очертанию верха ризалита. Под ним, по оси ризалита, в тимпане «фронтона», размещен большого размера ромб, поверхность которого также покрыта растительным орнаментом, центром которого является круглая розетка с цветком с 9-ю лепестками, из под которого видны более мелкие лепестки, расположенные по кругу (в количестве 19 штук), от них по секторам отходят сложной конфигурации листья, отдаленно напоминающие классические — акантовые. Параллельно нижним сторонам ромба на плоскости стены ризалита расположены трапециевидной формы филенки также с растительным орнаментом, в геометрическом центре которых также имеется розетка, аналогичная розетке большого ромба. Близко к краям каждого ризалита проходят две вертикальные широкие доски, также имеющие глухую резьбу, представляющую витьеватый орнамент, который образует рисунок в виде вазонов, из которых «вырастает» сложного плетения растительный узор. Эти боковые по отношению к окну ризалита доски, выполняют роль, своего рода угловых пилястр. Дойдя до линии, продолжающей угловой наклон обрамляющей окно рамки, «пилястра» обрезается, затем возрождается в виде ромба с цветочной розеткой, с параллельными подкарнизному фризу сторонами. Таким образом, верхняя часть ризалитов, имеет четко выраженную геометрию из ромбов, трапеций и углов. Выступающий по уличному фасаду карниз подшит снизу досками с растительным орнаментом, представляющим в ризалитах плавно изгибающую ветвь с листьями (напоминающий волнообразное движение). Карниз в центральной части между ризалитами имеет снизу подшивную доску, где небольшие кронштейны чередуются с круглыми цветочными розетками.

На дворовом и боковых фасадах декор полностью отсутствует. Дворовый фасад имеет мансардный этаж с четырьмя оконными проемами небольшого по сравнению с первым этажом уличного фасада размера. Трехскатная кровля со стороны дворового фасада образует треугольный фронтон, по оси которого расположено квадратное чердачное окно, над которым читается треугольный сандрик. Фронтон отделен от мансардного этажа простым профилированным карнизом. Окна мансардного этажа находятся в пределах ската фронтона, который заканчивается на уровне немного выше низа оконных проемов мансардного этажа, представляя так называемый «разорванный» фронтон, карниз которого с двух сторон обрывается и не достигает крайних оконных проемов. Над этими краями карниза «разорванного» фронтона на уровне верхней отметки окон мансардного этажа имеются узкие горизонтальные оконные проемы, в настоящее время зашитые досками. На дворовом фасаде слева имеется вход с террасой, на которую ведет деревянная лестница (шесть ступеней) с перилами ограждения. Слева от лестницы (через кирпичную стенку) имеется спуск в подвальный этаж. В цоколе со стороны дворового фасада также имеются окна с приямками (5 штук). Поверхность дворового фасада обшита горизонтальными досками. Оконные проемы первого и мансардного этажей имеют одинаковый размер, исключение составляет окно первого этажа по третьей световой оси от крыльца. Окна вместо наличников имеют обрамление в виде простых узких рамок.

Боковой фасад справа от уличного фасада имеет глухую обшивку горизонтальными досками. Примерно в центре плоскости этого бокового фасада имеется узкий оконный проем, верх которого был в советское время заложен сверху. Рядом с ним, ближе в сторону крыльца имеется более широкое окно, с переплетом из мелких ячеек, верх которого также был зашит досками. Боковой фасад слева также имеет глухую обшивку горизонтальными досками.

В плане дом близок к квадрату. Планировочная структура дома достаточно простая. Единственный вход ведет в широкие «сени», из которых начинается продольный коридор, параллельный уличному фасаду, по обе стороны которого распложены комнаты. Ближе к концу коридора имеется открытая деревянная лестница с забежными ступенями после первого марша. Она ведет в мансардный этаж, где имеются три комнаты, обращенные окнами во двор.

В цокольном этаже (по главному фасаду) имеются небольшие окна с приямками, их венчающая часть имеет лучковое очертание. Они обрамлены профилированными оштукатуренными рамками. Историческая отделка помещений в объеме дома, сохранилась лишь фрагментарно (в виде отдельных элементов лепнины на потолках)

В настоящее время памятник являет собой единственный и неповторимый образец жилого деревянного на каменном полуэтаже городского дома эпохи эклектики второй половины XIX в. использующего глухую резьбу декора на уличном фасаде дома, характерную для народного зодчества Нижегородского Поволжья. Ю.Н.Бубнов в книге «Архитектура Нижнего Новгорода середины Х1Х-начала ХХ века» отмечал, что удачная связь формы резных плит с формой крыши и окон и мастерски выполненная резьба позволяют отнести этот дом к лучшим образцам городских деревянных домов периода эклектики.