Большая Покровская, 13 — здание городского театра

Здание городского театра

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Большая Покровская, 13

Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»

В середине 1890-х годов Нижний Новгород готовился к Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года. К ее открытию было приурочено строительство в городе ряда сооружений — реконструкция Дмитровской башни Нижегородского кремля для размещения в ней музея, прокладка трамвайных путей, строительство гостиницы. Но наиболее важной для города постройкой был городской театр, мысль о возведении которого вынашивалась нижегородцами уже давно. Еще в 1846 году, когда в Нижний приезжал Николай I, нижегородские власти обращались к нему с просьбой об ассигновании средств на постройку театра. Но царь лишь «всемилостиво» изволил поговорить на эту тему. С той поры прошло полвека, прежде чем, были предоставлены средства на строительство деревянного театра. Но Городская дума отклонила это предложение, рассмотрев два варианта: строить новое капитальное здание или реконструировать старое, приспособленное под театр. В 1894 году было решено строить новое здание на 800 мест и просить дотации у министерства финансов. С предложением принять на себя работы по проектированию здания театра городская управа обратилась к академику архитектуры В.А.Шретеру. Проект театра был опубликован в журнале «Зодчий» за 1895 год.

В качестве производителя работ Городская управа откомандировала на постройку театра одного из городских архитекторов, сотрудников управы, Павла Петровича Малиновского (1869-1943), который на время строительства театра был полностью освобожден от своих основных обязанностей в аппарате управы. П.П.Малиновский стал впоследствии известным архитектором, успешно работавшим сначала в Нижнем Новгороде, а затем в Москве. Театр был построен на высоком архитектурно-строительном уровне. Малиновский организовал специальные курсы для подготовки отделочников- лепщиков, штукатуров, столяров, маляров и таким образом добивался высокого качества работ.

Виктор Александрович Шретер (1839- 1901 гг.) – петербургский архитектор. В 1862 году он окончил Петербургскую Академию художеств, а с 1858 — по 1860 год обучался в Берлинской строительной академии. После окончания Академии он путешествовал по Европе с целью изучения архитектурных памятников. Он посетил Бельгию, Францию, Швейцарию, Австрию, Италию. Через три года он уже имел звание академика архитектуры. В 1882 году В.А.Шретер поступает на службу в Дирекцию императорских театров и становится ее главным архитектором. За тридцать девять лет своей творческой деятельности он выполнил большое количество проектов, значительная часть которых была осуществлена. Среди них перестройка и переоборудование Мариинского театра в Петербурге, театры в Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде и других городах России. Зодчий специализировался в области строительства театральных зданий и имел на этом поприще серьезный успех.

Формирование застройки в районе будущей Театральной площади в Нижнем Новгороде началось во второй половине 50-х годов Х1Х века. Здесь формировалась усадебная застройка с деревянными домами. Значительные строительные работы здесь начались уже после возведения здания театра в начале ХХ века. По периметру площади были построены доходные дома купца Д.И.Казанского №2 и № 4 по проекту арх. С.А.Левкова в стиле раннего декоративного модерна (1907-1908 гг. ). В 1929 году между этими домами (со стороны заднего фасада театра был построен трехэтажный кирпичный дом Крайсоюза (снесен в 1990 году) по проекту арх. Л.Д.Агафонова. В 1933 году справа от здания театра по периметру квадратной площади была построенапятиэтажная гостиница «Интурист» затем переименованная в гостиницу «Москва» (снесена в 1998 году), по проекту московского арх. А.З.Гринберга. К гостинице примыкал торговый дом «Полушкин К.И. и Ершов Н.М.»(1910-е гг.). Слева от здания театра в 1934 году было построено пятиэтажное здание Общества Красного креста (арх. Ф.П.Шелоумов). А к нему в 1960-е годы пристроен пятиэтажный жилой дом. Таким образом, театр всегда занимал островное положение на площади.

Во второй половине Х1Х века крупные здания городских театров строились во многих городах Европы и России.

Как и во всех строящихся в дореволюционное время театрах проект нижегородского театра предусматривал деление публики на несколько категорий. Первая категория — высшая знать. Для них были предусмотрены литерные ложи – две в бенуаре и две в бельэтаже. Две ложи предназначались для «высочайших особ», одна — для губернатора и одна — для городского головы. Входы в эти ложи предусматривались отдельными от общего входа — с боковых фасадов через лестницы квадратные в плане. Перед каждой из лож имелось небольшое помещение аван-ложи и при каждой из лож проектировалась отдельная уборная. Таким образом, проектом предусматривалась полная изоляция «особ» от прочей публики. Следующая категория — это «чистая» публика партера, бенуара и бельэтажа. Для них вход был предусмотрен с главного фасада. Из вестибюля зрители партера и бенуара шли в коридор первого этажа, где для них был предусмотрен гардероб, а зрители бельэтажа поднимались по круглым в плане лестницам и раздевались в коридоре второго этажа. «Черная» публика амфитеатра-галерки входила в театр, минуя вестибюль по боковым лестницам прямо наверх. Для них имелся отдельный небольшой гардероб. В главное фойе зрители «галерки» не должны были спускаться. Также для «чистой» и «черной» публики были запроектированы буфеты и уборные. По- разному были оборудованы и места. В партере и ложах были кресла и стулья, то в амфитеатре — простые деревянные скамьи с общей спинкой из доски. Проводя дифференциацию публики по сословным категориям, Шретер сохранил цельность решения внутреннего пространства театра.

В ходе эксплуатации театр несколько раз подвергался ремонтно-реконструктивным работам. Причиной реконструкций была недостаточная площадь для склада декораций, бутафории и декорационной мастерской. Первая пристройка склада была сделана еще в дореволюционное время.

В советское время работы по реконструкции театра были проведены в 1925 году. Над пристройкой для склада декораций была сделана надстройка декорационной мастерской. В правой части театра была выполнена еще пристройка опять для склада декораций. В подвальном этаже под вестибюлем была устроена курительная комната путем подводки фундаментов под стены вестибюля и выемки грунта под ним. В том же 1925 году была произведена замена деревянных стропил (они дали значительный прогиб) над зрительным залом на металлические. Потолок, выполненный по проекту Шретера пришлось срубить, хотя он имел большое количество лепных деталей и художественную роспись, выполненную масляными красками (аллегорические фигуры муз). Сохранить его не представлялось возможным. Был устроен временный потолок с обивкой фанерой, и фальшивыми деталями из папье-маше. Но он простоял до 1959 года, когда в ходе капитального ремонта потолок был заменен на новый. Проект нового потолка выполнял архитектор А.А.Яковлев, он повторил проект Шретера, но в несколько упрощенной форме. Была исключена тематическая живопись.

В том же 1959 году была поведена замена ряда деревянных несущих конструкций на металлические, и было улучшено оборудование, в частности, в амфитеатре деревянные скамьи были заменены на мягкие стулья.

Планировка зрелищной части театра почти не подвергалась изменению, за исключением уничтожения круглых лестниц. Круглые лестницы составляли единое целое с интерьером вестибюля: между ними не было дверей, что способствовало зрительному расширению пространства вестибюля. Главный фасад здания дошел до настоящего времени в первоначальном виде.

В результате реконструкции 1982 года (арх. В.Н.Рымаренко) к заднему фасаду был пристроен объем (по высоте достигший отметки верха сценической коробки) со вспомогательными и обслуживающими сцену помещениями, декоративное убранство фасадов, которого соответствовало убранству боковых фасадов исторической части. За счет развития подвальной части были расширены гардероб, буфет и санитарные узлы. Пристрой к заднему фасаду позволил увеличить сценическую часть, практически не нарушив архитектуру самого здания. При этом стилевое решение было сохранено.

Здание театра расположено на Театральной площади, где оно занимает островное положение. Главным фасадом здание обращено на центральную пешеходную ул. Б. Покровскую и не выходит на красную линию, что создает необходимый курдонер перед главным входом в театр. Объем здания замыкает перспективу ул. Пискунова.

Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное в два цвета здание театра (трехэтажное со стороны заднего фасада) с подвалом, обладает хорошими пропорциями и имеет репрезентативный облик. Архитектура здания решена в формах академической эклектики с использованием мотивов итальянского и французского ренессанса.

Ступенчатый объем здания в плане представляет абрис близкий к прямоугольнику. Здание перекрыто скатной кровлей (самостоятельной над двухэтажной и трехэтажной частями). Многопрофильный карниз поддерживается рядом неравномерно расположенных кронштейнов.

Главный фасад с входом, обращенный к ул. Б. Покровской, имеет ось симметрии. Основная тема главного фасада — это глубокая лоджия второго этажа со светильниками-торшерами. Верхняя часть главного фасада (стена с узкими окнами, выходящими в амфитеатр) отстоит от плоскости основной части главного фасада, составляя как бы второй план. Этот прием рассчитан на зрительное снижение высоты здания, с учетом окружающей исторической застройки. Этому же способствуют и горизонтальные членения главного фасада. Второй этаж главного фасада пятиосный, третий этаж — десятиосный, за счет узких вертикальных прямоугольных проемов.

Если первоначально боковые фасады (в прямоугольной части по плану) по второму этажу были двенадцатиосными, то после реконструкции 1982 года стали девятнадцатиосными. Если первоначально прямоугольный объем театра в плане членился на две равные части (шестиосные), то затем появилась третья часть, увеличившая план театра по продольной оси еще на семь световых осей.

Симметрию заднего фасада нарушает только проем ворот для загрузки большеразмерных декораций. Здесь декор отсутствует, за исключением трех кокошников, украсивших силуэт заднего фасада. По второму этажу задний фасад имеет восемь световых осей, а по третьему и четвертому — пять. Задний фасад поднят до отметки сценической коробки. Карниз театра в упрощенном виде членит горизонталью задний фасад.

Интерьеры решены в духе камерности и уюта. Композиционным центром здания является зрительный зал. Интерьер зала отличается наличием декоративных лепных деталей высокого качества исполнения. Например, колонны литерных лож, капители которых имеют обратные волюты в духе позднего барокко. Проем сцены в виде портала с мягким закруглением углов имеет декоративное обрамление в виде полосы из лепнины растительного орнамента (чередование круглых цветочных розеток с листьями и бутонами) и валика, перевитого лентой. По оси симметрии портала, над ним имеется декоративный лепной барельеф с медальоном в центре. По обеим сторонам проема располагаются ложи в виде двух ярусов, поверхность их ограждений украшена лепниной с растительным орнаментом. Верхняя лоджия находится в обрамлении двух колон с капителями растительного орнамента. Два яруса балконов, огибающих зал по периметру также имеют лепные украшения на ограждении. Художественную ценность представляет лепной орнамент и цветная роспись потолка над залом, выполненная по эскизам архитектора А.А.Яковлева. Она имеет сложный геометрический орнамент.

Художественную ценность представляют интерьеры центрального вестибюля (на первом этаже), а также фойе и лоджии перед фойе на втором этаже.

Вестибюль имеет сводчатое покрытие (полуцилиндрический свод на распалубках) по центру свода имеются круглые розетки с растительным орнаментом для люстр. Розетки находятся в обрамлении нарисованных квадратов, изображающих кессоны. Боковые стороны свода декорированы шестигранными и трехгранными кессонами. Свод опирается на квадратные рустованные колонны, стоящие вплотную к стенам. По продольной оси вестибюля имеются проемы с лучковым завершением, которые ведут к круглым в плане лестницам, ведущим в подвал к гардеробу, заключенным в ( круглые изнутри и граненые снаружи ) башенные объемы, внутренняя поверхность стен которых имеет рустовку, имитирующую кирпичную кладку. В настоящее время интерьеры гардероба и санузлов, расположенных в подвале — современные. Лестницы имеют ажурное чугунное ограждение замысловатого рисунка. Рисунок ограждений на всех лестницах разный. В вестибюле сохранились наружные дубовые филенчатые двери. Из вестибюля в кулуары в три проема ведут широкие лестницы в шесть ступенек.

В кулуарах, идущих вдоль скругленной стены зрительного зала, потолок перекрыт сводами Монье.

Фойе расположено на втором этаже над вестибюлем. Он перекрыт сводчатым покрытием (полуцилиндрический свод без распалубок). Свод имеет членение по продольной оси на три части. Средняя часть отделена от боковых частей лепным полуваликом с растительным орнаментом. На ней имеется ряд лепных круглых розеток с люстрами. Боковые части свода украшены рядом архивольтов, по обе стороны которых имеется растительное обрамление. Архивольты отделены друг от друга полосками лепных барельефов, на которых изображены ветви с резными листьями. Профилированный карниз отделяет свод от стены. Под ним проходит фриз в виде барельефа с вертикальными полосками. С торцов фойе имеются дверные проемы в круглые в плане помещения, где первоначально размещались лестницы, ведущие из вестибюля в фойе. В настоящее время здесь выполнены перекрытия и организованы административные помещения. В них имеется сводчатый потолок с круглой розеткой и лепным декором, членящим купол на четыре сектора. Стены имеют рисунок из филенок-рамок.

Дверные проемы связывают кулуары с фойе. Все дверные проемы имеют обрамление в виде профилированных рамок. В фойе полы – паркетные с геометрическим рисунком.

Аркада на лоджии опирается на прямоугольные в плане столбы, имеющие полукруглые валики по углам, капитель в виде одного ряда листьев, на стволе колонны — прямоугольные филенки. Филенки образуют геометрический орнамент и на торцах лоджии. На лоджии между колоннами имеется ажурное бетонное оштукатуренное ограждение. На стене лоджии над оконными проемами имеются архивольты, в которых расположен лепной барельеф, по оси симметрии которого имеется лира, по обе стороны от нее две полукруглые розетки с цветочными лепестками. На пилонах в простенках между оконными и дверными проемами в стене лоджии имеется прямоугольная вертикальная филенка, в центре которой расположена круглая розетка.

В настоящее время на главном фасаде здания имеется информационная доска с надписью следующего содержания: «Здание построено по проекту архитектора В.А.Шретера. Театр открыт 14 мая 1896 года оперным спектаклем с участием Ф.И.Шаляпина».

Памятник эпохи зрелой академической эклектики с использованием мотивов итальянского и французского ренессанса являет собой пример нового для Х1Х века типа общественного здания – городского театра. Здание отличается запоминающимся художественным обликом, архитектура отличается высоким профессионализмом (принадлежит творчеству академика архитектуры В.А.Шретера). Историко-культурная ценность объекта определяется его высокими архитектурно-художественными качествами. Здание обладает хорошими пропорциями, тщательно прорисованными деталями, имеет монументальный и репрезентативный облик. В интерьерах здания сохранено декоративное убранство главного зала, фойе, вестибюля, которое также представляет историко-художественную ценность.