Варварская, 3а — дом Е.Е. Эвениуса

Дом Е.Е. Эвениуса

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, улица Варварская, 3а (литер Б)

Решение Горьковского исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 21.10.66 № 877 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области»

Каменный двухэтажный с подвалами жилой дом на углу улиц Осыпной (ныне Пискунова) и Варварской провизора Е.Е. Эвениуса был выстроен в 1835-1836 гг. по проекту нижегородского губернского архитектора И.Е. Ефимова. Спустя несколько лет выкуплен у владельца и включен в комплекс Александровского дворянского института. Некоторое время здесь размещался пансион воспитанников института, затем находились квартиры директора и педагогов. В здании провел свои детские годы А.Г. Лопатин – первый переводчик «Капитала» К. Маркса на русский язык. В 1918 г. здание было национализировано (муниципализировано) и приспособлено под жилые квартиры. С 1931 г. в здании разместилось музыкальное училище, с 1965 г. и до настоящего времени находится Горьковское (Нижегородское) театральное училище. В 2006 г. на фасаде дома по ул. Варварской открыта мемориальная доска с барельефом народного артиста СССР Е.А. Евстигнеева. Первоначальный архитектурный облик здания сохранился без существенных изменений. В ходе осуществления капитального ремонта в 1964-1965 гг. кардинально перепланированы подвальные помещения. С северной стороны появился небольшой одноэтажный пристрой. В начале 2000-х гг. отремонтированы первый и второй этажи, заменены парадные двери. Оконные деревянные заполнения заменены новыми пластиковыми (с сохранением исторического рисунка переплетов). Комплексной реставрации не было, научно-проектная документация не составлялась.

Относящееся по своей архитектуре к периоду позднего классицизма здание расположено в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород» в непосредственной близости от Нижегородского кремля и поставлено по красным линиям пересекающихся под острым углом улиц Варварской и Пискунова. Здание кирпичное оштукатуренное, двухэтажное с подвалом, перекрытое вальмовой крышей. В плане оно представляет собой два смыкающихся крыла с единой отметкой венчающего карниза (общие максимальные габариты 31 х 24,5 м), острый угол пересечения которых срезан, так что здание получило три главных фасада. Протяженность фасадов основного здания по улице Варварской — около 28,5 м, по улице Пискунова — около 27 м. Фасад по улице Варварской имеет девять осей света. Его средняя семиосевая часть выделена слабораскрепованным портиком большого ионического ордера. Оконные проемы – прямоугольные, обрамлены узкими профилированными наличниками. Над фланговыми окнами второго этажа – сандрики в виде треугольных фронтонов на небольших кронштейнах; под окнами – подоконные ниши. По крайней правой оси находится главный вход, отмеченный кованым козырьком. По верху фасада проходит венчающий карниз большого выноса, украшенный сухариками (модульонами); под ним – гладкий фриз. Над пилястрами портика, ниже фриза, — профилированный пояс архитрава. Этажи разделены меандровым поясом, по низу окон второго этажа идет узкий подоконный пояс. Решение фасада по улице Пискунова – аналогичное. Разница заключается в его меньшей протяженности (так что портик в средней части фасада имеет пять осей света), отсутствии входа и пониженным отметкам земли, в связи с чем цокольная часть здесь достигает полутора-двух метров высоты и архитектурно обработана (линейный руст с трапециевидными замковыми камнями над окнами). Фасад в месте пересечения улиц – одноосевой. Его решение полностью повторяет фланговые части уличных фасадов, лишь отсутствует подоконный пояс. Западный торец здания (со стороны улицы Пискунова) полностью закрыт примыкающим к нему жилым домом.Архитектурное решение торцового северо-западного (со стороны улицы Варварской) и дворовых фасадов определяется, прежде всего, наличием тех же деталей, что и на уличных фасадах: венчающий карниз с фризом (на дворовых фасадах не выполнены сухарики-модульоны, зато во фризовом поясе над окнами устроены ниши в ширину окон), меандровый пояс между этажами и узкий подоконный пояс по низу окон второго этажа, узкие рамочные наличники прямоугольных окон, равномерно размещенных по фасадам. Над окнами второго этажа устроены сандрики в виде прямых полочек, причем на торцовом пятиосевом фасаде сандрики устроены лишь над тремя окнами (через одно). С торцовой стороны и со стороны двора выполнены одноэтажные пристрои советского периода, не имеющие архитектурного оформления, где расположены тамбуры-входы, в т.ч. вход в подвал; имеются заложенные окна. Внутренняя структура здания определяется наличием в каждом из крыльев здания основной продольной несущей стены и ряда поперечных. Планировка на первом и втором этажах коридорная двусторонняя. В местах соединения крыльев здания образованы помещения неправильной формы. В четырех помещениях подвала сохранились коробовые своды. Три помещения подвала под основным объемом здания засыпаны, доступ отсутствует. Помещения первого и второго этажей приспособлены под учебные классы, залы и кабинеты. Интерьеры в основном не сохранились, за исключением потолочных тяг в нескольких помещениях. Дверные заполнения поздние.

Представляет ценность как образец здания, выполненного в традициях позднего классицизма в Нижнем Новгороде, архитектура фасадов которого отличается лаконичностью и выверенностью пропорций. Имеет важное градостроительное значение, поскольку закрепляет угол пересечения двух центральных исторических улиц города. Здание также связано с историей народного образования в Нижегородской губернии.