Варварская, 4 — здание аптеки Е.Х. Эвениуса

Здание аптеки Эвениуса

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Варварская, 4 (литеры А, А1)

Решение Горьковского исполкома областного Совета депутатов трудящихся от 21.10.66 № 877 «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры в области». Указ Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»

В начале 1780-х гг. «усадебное место» (на месте современного домовладения) с деревянными постройками на нем принадлежало санкт-петербургскому купцу Е.И. Калинину. В конце 1784 г. усадьба переходит аптекарю Е.Х. Эвениусу, что нашло отражение на фиксационном плане города 1792 г. В 1789-1792 гг. на месте старых деревянных строений Е.Х. Эвениус выстраивает «по плану и показанию машинного мастера Ивана Нимейера» каменный двухэтажный корпус, располагавшийся вдоль улицы и первоначально имевший одиннадцать световых осей по главному фасаду. Эти габариты дома зафиксированы на плане Нижнего Новгорода 1799 г. Зимой 1812-1813 гг. в доме нашли приют московские беженцы – студенты и профессора Московского университета. На проектно-фиксационном плане города 1824 г. дом Е.Х. Эвениуса показан в ныне существующих габаритах, из чего следует, что в первой четверти XIX в. к восточному (правому) торцу дома была выполнена каменная двухэтажная пристройка в восемь световых осей. В начале 1826 г. Е.Х. Эвениус подарил свой дом «с помещенною в нем аптекою и находящимися в ней медикаментами и припасами…» своему сыну – провизору Х.Е. Эвениусу, во владении которого, а затем его родственников, усадьба находилась до конца 1882 г., когда она была продана провизору и общественному деятелю И.Ф. Ремлеру. В феврале 1883 г. городская управа утвердила проект на перестройку дома, выполненный архитектором Н.Д. Григорьевым. Предполагалось разобрать сводчатые перекрытия цокольного (первого) этажа, заменив их на деревянные балки, изменить главный фасад дома, декорировав его центральную часть шестипилястровым слабораскрепованным ризалитом и пробив пять окон в антресольном (третьем) этаже. По дополнительному проекту, утвержденному летом того же года, к западному торцу дома была пристроена лестничная клетка со входом с улицы. В январе 1909 г. усадьба И.Ф. Ремлера была приобретена нижегородским городским самоуправлением, часть помещений дома по-прежнему сдавалось под аптеку. По данным местных исследователей, в доме происходили собрания нижегородских социал-демократов, в т.ч. в 1906 г. прошла городская конференция большевиков. До 1930 г. здание находилось в ведении Нижегородского аптекоуправления, после чего было переоборудовано под жилые квартиры, в связи с чем со стороны главного фасада были пробиты дополнительные оконные проемы в антресольном этаже. В 1955 г. был произведен частичный ремонт здания (замена кровли), а в 1967 г. Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской произведено обследование без обмеров (архитектор В.Я. Чащин). В начале 2000-х гг. помещения цокольного этажа и, частично, первого были переоборудованы (с соответствующей перепланировкой) под предприятия торговли и социально-бытовой сферы. При этом выполнялась перекладка находившихся в аварийном состоянии больших участков нижней части стены, выходящей на улицу; изменена декоративная обработка цоколя, переделан карниз над ним; входы получили новое оформление.

Выполненное в традициях классицизма здание расположено в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород» в непосредственной близости от Нижегородского кремля. Здание прямоугольное в плане, вытянутое вдоль красной линии улицы Варварской, кирпичное оштукатуренное (общие габариты в плане 43 х 13,8 м). Основной объем здания, перекрытый вальмовой крышей, разделен на три этажа, при этом нижний этаж является цокольным, а третий — антресольным; под юго-восточной частью, относящейся к первой четверти XIX века, имеется подвал. С северо-запада примыкает объем лестницы, ведущей на основной (первый) этаж, завершенный со стороны уличного фасада невысоким парапетом. Парадный уличный юго-западный фасад основного объема имеет 19 осей света. Декоративное убранство фасада отличается лепным декором, выполненным в духе эклектики с неоклассицистическими элементами. Средняя часть фасада в уровне двух верхних этажей выделена с помощью шестипилястрового портика большого ионического ордера со ступенчатым аттиком над ним, декорированным филенками. На флангах фасада расположены по три такие же пилястры. По верху проходит венчающий карниз с гладким фризом, дополненный над пилястрами рядом сухариков (модульонов). Декоративная обработка фасада цокольного этажа в настоящее время заключается в наличии линейного руста и карниза над ним с примитивной профилировкой; окна в этой части – небольшие квадратные; три входа (в т.ч. один по центральной оси — пробитый в нач. 2000-х гг.) отмечены одинаковыми металлическими козырьками с применением криволинейных лучковых форм. Такой же по формам, но больших размеров, козырек накрывает спуск в подвал, расположенный по третьей справа световой оси, нарушая общую симметрию фасада. Высокие прямоугольные окна первого (основного) этажа имеют узкие профилированные рамочные наличники; наличники окон, находящихся в частях фасада между пилястровыми портиками, дополнены ушками и сандриками в виде прямых профилированных полочек, объединенных с наличниками с помощью декоративных элементов-накладок, имеющих характерный для стиля барокко криволинейный рисунок. По низу окон проходит подоконный пояс, (прерываемый в местах пилястр), охватывающий также объем примыкающей лестничной клетки (как и карниз над цоколем). Оконные проемы антресольного этажа, декоративно не оформленные, исторически находившиеся под фризовым поясом лишь в простенках между пилястрами и подчеркивавшие, таким образом, симметрию фасада, в настоящее время искажают его облик за счет появления пробитых новых проемов, увеличения размеров (особенно, в районе центрального портика и рядом с ним, где окна нарушили горизонталь фриза). Архитектурное решение торцового северо-западного фасада определяется наличием венчающих карнизов основного объема и лестничной клетки, подоконного и междуэтажного (продолжающего карниз над цоколем главного фасада) поясов. Оконные проемы не имеют декоративного оформления и расположены вне системы. В средней части фасада организован вход в часть помещений цокольного этажа. Дворовый фасад, имеющий 17 световых осей, архитектурно не оформлен. Кроме того, к нему бессистемно пристроены многочисленные тамбуры отдельных входов в помещения всех трех этажей, перекрывающие практически всю нижнюю часть фасада. Внутренняя структура здания определяется наличием основной продольной несущей стены и рядом поперечных. Определенная система в расположении помещений не прослеживается – особенно теперь, когда планировочная структура искажена многочисленными поздними перегородками. Интерьеры в основном не сохранились, за исключением потолочных тяг в нескольких помещениях. Со стороны улицы Варварской в уровне цокольного и первого этажей в части здания, пристроенной в первой четверти XIX века,сохранилась чугунная лестница с ограждением и чугунными плитами на лестничных площадках. В одном из помещений цокольного этажа (юго-восточная, пристроенная в первой четверти ХIХ в. часть здания) и смежного с ним помещения подвального этажа сохранились коробовые своды. Доступ в жилые помещения первого и второго этажей ограничен.

Представляет ценность как хороший образец архитектуры эклектики с элементами неоклассицизма в Нижнем Новгороде. Удачный пример переработки фасада существующего дома в новом стиле и его компоновки с пристроенными частями, и создание тем самым единой органичной фасадной композиции.