Дом М.Ф. Щелокова (уточненные данные: Дом Е.М. Михайлова – М.Ф. Щелокова)
г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Варварская, 8 (литер З).
Постановление и.о. губернатора Нижегородской области от 11.12.1998 г. № 330 «О внесении изменений и дополнений в решение Горьковского исполкома областного Совета народных депутатов от 03.11.1983 № 559 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры области».
История домовладения на углу улиц Варварской и Осыпной (совр. ул. Пискунова) прослеживается с начала ХIХ в., когда оно принадлежало надворному советнику Е.М. Михайлову, затем в 1830-е гг. – статской советнице Клеопатре Ивановне Ильиной, а с 1836 г. и до начала ХХ в. – купцу Михаилу Федоровичу Щелокову и его наследникам. Точную дату постройки одноэтажного с мезонином на каменном фундаменте дома определить не удается. По архивным материалам сер. XIX в. и типологическим признакам постройку дома можно отнести к 1820-м гг. По всей вероятности, он был возведен по проекту архитектора И.Е. Ефимова на основе жилого дома в пять окон по фасаду с мезонином из альбома «образцовых» фасадов 1809 – 1812 гг. Первоначальный облик дома зафиксирован на архивном чертеже 1851 г., выполненном в связи с перекрытием крыши. Согласно чертежа это был одноэтажный деревянный на каменном фундаменте дом в пять окон по главному фасаду с мезонином. Главным убранством фасада дома выступал портик, пилястры которого имели классические ионические капители и сложные базы, включающие два вала.
В 1861 г. была запроектирована и осуществлена пристройка к боковому северо-западному фасаду первоначального объема «деревянной на каменном фундаменте с антресолями комнаты» (арх. И.К. Кострюков). В 1870-е гг. на усадьбе велось активное строительство, во время которого (судя по характеру архитектуры, соответствующему этому периоду) главный фасад дома получил ряд изменений, несколько нарушивших цельность и строгость ордерной системы портика, ее пропорции и детали. После национализации дома в 1918 году в нем были устроены отдельные квартиры. Здание серьезно пострадало во время пожара в апреле 1996 года, после чего были проведены ремонтные работы на кровле, и в настоящее время не используется.
Дом расположен в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», выходит главным фасадом на красную линию улицы Варварской – одной из трех улиц города, лучами расходящихся от площади Минина и Пожарского и Дмитровской башни кремля. Дом деревянный рубленый (фасады обшиты) на каменном фундаменте, одноэтажный (в пять осей света по главному фасаду) с трехоконным мезонином и антресольным этажом в дворовой части. Основной объем почти квадратный в плане (12,6 х 13 м). С северо-западной стороны к нему примыкает прямоугольный в плане двухэтажный (второй этаж – в уровне антресольного) пристрой. Объемно-пространственная структура дома, как и композиция его главного уличного фасада, классицистична, построение же отдельных фрагментов и часть декоративных элементов носят характер эклектики. Центральная часть с мезонином выделена четырехпилястровым портиком большого ордера, завершенным пологим треугольным фронтоном, в тимпане которого – небольшое полуциркульное окно с простым дощатым наличником. Пилястры, имевшие первоначально ионические капители, завершены упрощенными «капителями», состоящими из двух небольших полочек, их плоскости расчленены филенками, украшенными накладными деталями в виде сильно вытянутых по вертикали ромбов с круглыми бляшками по краям.
От первоначальных деталей пилястр сохранились их базы с четкой пропорционально выверенной классицистической профилировкой, поднятые на уровень низа окон первого этажа, где проходит подоконный пояс (первоначально они опирались непосредственно на цоколь), так что нижняя (рустованная) часть фасада в месте портика имеет раскреповку. Наличники высоких прямоугольных окон парадного первого этажа – рамочные профилированные, сандрики над ними выполнены в виде прямых (также профилированных) карнизов; по флангам этой части фасада – филенчатые пилястры, несколько упрощенные по сравнению с портиком. Пропорции окон мезонина ближе к квадрату, наличники их – простые рамочные, имеют небольшую профилировку; по низу этих окон также проходит подоконный пояс. Пропорции и общий облик противоположного дворового фасада, принципиальная композиционная схема которого та же (пять осей света, трехоконный мезонин, завершенный пологим треугольным фронтоном), сильно отличаются в связи с наличием антресольного этажа (все окна имеют значительно меньшие размеры, причем окна мезонина и антресольного этажа, разные по размерам, – практически квадратные), полным отсутствием декора и поздней обшивкой из узких досок. По второй слева световой оси имеется входной проем. Первоначальное архитектурное решение бокового юго-восточного фасада основано на четком ритме высоких прямоугольных окон первого этажа (их три), продолжающих пропорциональный строй главного фасада, над двумя из которых (дальше от улицы) – небольшие квадратные окна антресольного этажа. На этом фасаде, ближе к правому флангу расположен прямоугольный проем входа в дом, ведущий в большую хорошо освещенную угловую комнату (судя по архивному чертежу 1861 г., первоначально входной проем с этой стороны располагался рядом, ближе к средней продольной стене, и вел в коридор, соединявшийся с центральной лестничной клеткой). Боковой северо-западный фасад решен аналогично юго-восточному. Отличие заключается в том, что левая его часть закрыта большим пристроем, разделенным на два низких этажа (по типу дворовой половины самого дома) и перекрытым двухскатной кровлей, справа от которого, почти посередине фасада, расположен еще один вход с двумя узкими окнами по бокам. Архитектурное решение фасадов пристроя (габариты в плане 4,6 х 6,0 м) – простое, носит классицистичный характер. Имеющиеся на северо-восточном фасаде небольшие прямоугольные окна (две оси света), венчающий карниз как бы продолжают архитектурные членения дворового фасада основного объема. Торцовый северо-западный фасад завершен треугольным фронтоном с небольшим полуциркульным окном в тимпане; по центральной оси симметрии фасада расположены вытянутые горизонтально низкие трехчастные окна, причем верхнее значительно ниже и шире. Здание в целом сохранило общее пространственно-планировочное построение парадных и жилых комнат, характерное для архитектуры классицизма. Основой внутренней планировочной структуры являются поперечные и продольные несущие стены, а также перегородки, делящие почти квадратное в плане внутреннее пространство первого этажа на восемь помещений. Ядром планировки является внутренняя лестничная клетка с деревянной лестницей с забежными ступенями с фигурными балясинами, связывающая первый этаж с антресольным и мезонином. Лестничная клетка и два небольших вытянутых помещения по ее сторонам образуют продольную ось, которая делит дом на две части: парадную, с хорошо освещенными высокими комнатами (3,5 м), выходящими на главный уличный фасад, и хозяйственную – с окнами, обращенными во двор. Комнаты не имеют сложных декоративных элементов. В парадных помещениях по периметру потолка сохранились тянутые профилированные карнизы. Кроме этого в ряде помещений имеются печи, в т.ч. три угловых. Необходимо отметить, что, поскольку доступ в дом невозможен и его дворовые фасада почти полностью закрыты металлическими листами, то описание облика (за исключением описания главного фасада и общей структуры здания), а также чертежи планов и описание предмета охраны выполнены на основании обмерных и проектных материалов 2001 года, обмерных чертежей 1961 года, а также собственных исследований авторского коллектива настоящего паспорта ОКН, проводившихся в разные годы, начиная с 1991 года.
К элементам, которые послужили основаниями для включения дома № 8 по улице Варварской в г. Нижнем Новгороде в Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры Нижегородской области в качестве объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – «Дом М.Ф. Щелокова» и подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны), находящимся в объекте описания относятся:
— местоположение здания по красной линии ул. Варварской;
— первоначальная объемно-пространственная и объемно-планировочная структура дома;
— подлинные конструкции наружных и внутренних несущих стен (деревянные стены основного объема и мезонина);
— общая композиция, архитектурно-конструктивные и декоративные элементы главного фасада (четырехпилястровый портик с треугольным фронтоном, профилированные карнизы, наличники, первоначальные формы баз пилястр);
— общая композиция и первоначальное архитектурное решение дворовых фасадов;
— габариты, и форма оконных и дверных проемов в подлинных наружных стенах;
— первоначальные (1820-е гг., 1870-е гг.) стилевые характеристики и конструкции заполнений оконных проёмов; рисунок переплётов и местоположение оконных заполнений;
в интерьерах:
— расположенная в центре дома, связывающая первый этаж и мезонин, деревянная лестница с забежными ступенями с подлинными фигурными балясинами;
— тянутые профилированные карнизы по периметру потолков парадных помещений (1820-е гг., 1870-е гг.);
— подлинные внутренние двери, первоначальные формы и профили деталей дверей;
— подлинные печи.
Памятник имеет чрезвычайно важное научное и архитектурно-художественное значение как замечательный образец деревянного зодчества периода классицизма, сохранивший свою объемно-пространственную и объемно-планировочную структуру, ряд первоначальных архитектурных деталей декора. Главный фасад здания, запроектированный на основе «образцовых» проектов, отличается выверенными пропорциями, точной и тонкой прорисовкой профилей архитектурных элементов. В интерьере особую ценность представляет деревянная лестница с забежными ступенями, у которой сохранились первоначальная конструкция и ограждение с балясинами – единственный сохранившийся в городе образец деревянной лестницы в жилом доме периода классицизма.