Верхне-Волжская наб, 7 — усадьба С.М. Рукавишникова

Усадьба С.М. Рукавишникова. Особняк. Флигель. Служебный корпус. Конюшенный корпус.

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, Верхне-Волжская наб., 7 (литеры А,Б,В,В1)

Решение Исполкома Горьковского областного Совета народных депутатов от 03.11.1983 № 559 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры области»

Усадьба, вытянутая вдоль улицы Малая Печерская (ныне ул.Пискунова) и выходящая к бровке волжского откоса, фиксируется на планах Нижнего Новгорода конца XVIII века. В это время жилые и хозяйственные постройки на задах «усадебного места» отсутствовали. Они появляются в начале XIX века., что было связано с выделением отдельной усадьбы, окончательно сформировавшейся к началу 1850-х гг. Это было отражено на проектно-фиксационном плане города 1848-1853 гг. (лист съемки 1852 и 1853 гг.). В это время на красную линию Большой (ныне Верхне-Волжской) набережной выходил каменный дом, за которым располагались хозяйственные и вспомогательные постройки, образовывавшие небольшой внутренний дворик; приблизительно половину «усадебного места» занимал сад. Судя по документам начала 1850-х гг., усадьба принадлежала нижегородскому купцу 3-й гильдии С.Г.Везломцеву, а основная постройка отмечена как «каменный двухэтажный с мезонином дом». Возможным автором проекта здания являлся архитектор Г.И.Кизеветтер. Позднее усадьба переходит в собственность М.Г.Рукавишникова – основателя одной из наиболее известных нижегородских купеческих фамилий, а затем одного из его сыновей, С.М.Рукавишникова, который предпринял новое усадебное строительство. В результате, вдоль красной линии набережной выстраивается ныне существующее главное трехэтажное усадебное здание («дворец»), пространственно-композиционная структура которого решалась в стиле итальянских ренессансных палаццо. Проектные чертежи на здание не обнаружены. Выявленные архивные материалы указывают, что автором проекта являлся архитектор П.С.Бойцов. Кроме того, значительная роль принадлежала инженеру-архитектору Р.Я.Килевейну, осуществлявшему надзор за строительством. Авторство фасадного декора по традиции приписывают художнику М.О.Микешину, однако на данный момент документальные подтверждения этому отсутствует. Возможно, в ходе строительства в новый объем (в его правое крыло) было включено также и старое здание. Основное строительство велось в 1875-1877 гг., внутренняя отделка дома была полностью завершена в 1879 или 1880 годах. В ходе нового строительства был снивелирован фрагмент остатков земляной насыпи бывших средневековых укреплений Верхнего посада, которые располагались на территории садового участка. Практически одновременно сооружаются новые хозяйственные постройки — флигель, конюшни, одноэтажное каменное здание для локомобиля, сокращается площадь сада, вдоль линии Малой Печерской улицы возводится глухая кирпичная стена. В 1918 году усадьба была национализирована (муниципализирована), главный дом отдан под размещение экспозиций губернского музея (ныне НГИАМЗ). В 1920-1930-х гг. музею передаются и бывшие усадебные постройки, осуществляется внутренняя перепланировка главного дома, производятся частичные ремонтные работы. Облик усадебных построек был несколько изменен, первоначальное внешнее убранство главного дома сохранялось почти полностью: существенной утратой стало исчезновение художественно выполненного металлического навеса над главным входом, опиравшегося на две чугунные стойки. Регулярно проводимые в 1950-1980-е гг. ремонтные работы, из-за отсутствия финансирования были прекращены в начале 1990-х гг., здания пришли в аварийное состояние, и музей был закрыт для посещений. В 1995 году осуществляется перестройка дворового корпуса, включавшая внутреннюю перепланировку, устройство мансарды и внутреннего каркаса, после чего в здании разместился депозитарий. С середины 2000-х гг. возобновлены ремонтно-реставрационные работы по восстановлению главного усадебного дома.

Усадьба С.М.Рукавишникова находится в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», в части квартала, ограниченной ул. Минина, небольшим отрезком ул. Пискунова, Верхне-Волжской набережной и внутриквартальным проездом, идущим перпендикулярно набережной, по восточной границе соседнего домовладения. Усадьба, уцелевшая в практически первоначальных своих границах, закрепляет острый угол пересечения Верхне-Волжской набережной и ул.Пискунова. Размер усадебной территории в плане близкой к трапеции – 50х65 м. В настоящее время усадебный комплекс включает следующие сообщающиеся между собой постройки: особняк (главный усадебный дом), флигель, служебный корпус, конюшенный корпус, кирпичную ограду (по Верхне-Волжской наб. и ул. Пискунова) и въездные ворота (по Верхне-Волжской наб.). Главная (северо-восточная) граница усадьбы проходит по красной линии Верхне-Волжской набережной и маркируется протяженным уличным фасадом большого трехэтажного особняка и частью ограды вместе с воротами и калиткой, богато декорированными высокохудожественными скульптурными изображениями, лепниной. По второму этажу особняк связан переходом с кирпичным флигелем (надстроен мансардным этажом), расположенным в центральной части усадебной территории. К этому флигелю примыкает служебный корпус, выходящий фасадом на ул. Пискунова. Его торцевой фасад вместе с дворовым фасадом конюшенного корпуса фиксируют юго-западную границу, отмеченную также кирпичной оштукатуренной оградой. Северо-западная граница усадьбы прочитывается не полностью из-за современных построек: котельной и расположенного на соседнем участке объекта нового строительства. В небольшом внутреннем усадебном дворе, образованном главным домом и флигелем, расчищен недействующий небольшой фонтан.

Композиционным и архитектурным ядром комплекса является главный дом. Он занимает восточный угол усадебной территории. Выстроенный в духе итальянского палаццо, богато декорированный высокохудожественными скульптурными изображениями и лепниной трехэтажный особняк выходит главным фасадом на Верхне-Волжскую набережную и берет на себя роль ее акцента. Здание кирпичное, оштукатуренное, в плане представляет собой прямоугольник (45,5х19 м), вытянутый вдоль красной линии набережной. Главный фасад имеет шестнадцать осей света, торцевые – шесть осей. Декоративное убранство фасадов выполнено на высоком профессиональном уровне. Из-за бокового расположения главного входа композиция главногофасада асимметрична. Входная часть от цоколя до венчающего карниза выделена рустованными лопатками и имеет завершение в виде сегментного полуфронтона. Основная часть главного фасада имеет собственную ось симметрии, которая подчеркивается двумя слабо раскрепованными ризалитами, расположенным между ними балконом второго этажа и высоким аттиком над разорванным фронтоном лучковой кривизны. Небольшие, полуциркульные аттики украшают ризалиты и фиксируют центральные оси боковых фасадов. Парапет, протянувшийся над многопрофильным карнизом небольшого выноса, имеет вид глухой балюстрады с декоративными вазонами. Горизонтальные членения фасадов представлены междуэтажными профилированными карнизами. Первый этаж и углы здания отделаны рустом. Все окна трех этажей прямоугольные, обрамлены профилированными наличниками, имеют выступающую подоконную полочку. Подоконные ниши декорированы лепными композициями. Окна второго этажа несколько больше по высоте, и в центральной части уличного фасада отличаются особо пышным убранством: междуэтажный карниз над ними изгибается по сегментной кривой, над выпуклыми раковинообразными формами, украшающими сандрики наличников и лиственными гирляндами, спускающимися с наличников длинными фестонами. Растительные мотивы используются и для заполнения внутреннего поля филенок в простенках окон. В уровне первого этажа над окнами ризалитов замковые камни имеют форму листа аканта или маскаронов (львиных голов). Плиту парадного балкона поддерживают кронштейны, «лежащие» на спинах скульптурных фигур полусогнутых атлантов. В центральной части главного фасада фризовый пояс опирается на гермы с женским торсом. В ризалитах и на боковых фасадах междуэтажный пояс поддерживают кариатиды. Скульптуры в виде сидячих женщин в греческих одеяниях украшают главный фронтон и фронтон с волютами над входом в здание. По обеим сторонам дверного проема расположены гермы старцев. Частью скульптурного убранства особняка являются скульптуры ангелочков, в различных вариациях украшающие третий этаж здания и венчающую часть ворот с картушем и вензелем владельца. Особняк Рукавишниковых наиболее значительное в городе здание, выполненное в духе эклектики, со стилизованными формами и деталями барокко. Пышное декоративное убранство фасадов здания, выполненное на высоком профессиональном уровне, уникально.

Двухэтажный кирпичный оштукатуренный флигель, выстроенный в духе эклектики с элементами классицизма и барокко, расположен в центральной части усадебной территории, имеет сложное пространственно-композиционное решение, и в уровне второго этажа связан переходом с главным усадебным домом. Основные габариты в плане – 20х19 м. Северо-западный главный фасад (в шесть осей света) флигеля отличается богатым архитектурным декором. Горизонтальные членения фасадов представлены подоконными поясками, широким богато декорированным междуэтажным поясом, профилированным венчающим карнизом. Единый междуэтажный пояс составляют подоконные ниши с лепными прямоугольными картушами и простенки, заполненные цепочками вертикально вытянутых овалов. Северо-западный фасад венчает «барочный» аттик с лучковым завершением и круглым световым окном с лепным обрамлением; над венчающим карнизом проходит парапет в виде глухой балюстрады. Фасады в уровне второго этажа отделаны квадровым штукатурным рустом. По скругленным углам здания расположены прямоугольные филенки с лепниной в виде вертикальных цепочек из листьев. Все окна флигеля прямоугольные, имеют широкие профилированные наличники и украшены сандриками в виде разорванных замковыми камнями треугольных фронтонов; в уровне второго этажа тимпаны фронтонов дополнены лепными гирляндами, расходящимися от замковых камней. Простенки между окнами декорированы лепниной: в уровне первого этажа филенками, дополненными прямоугольными картушами с лепными гирляндами снизу, в уровне второго – одинаковыми композициями из круглых картушей в обрамлении аканта с гирляндами и ветками. Юго-восточный фасад имеет аналогичный декор. Здание, выполненное в духе эклектики, интересно высоким профессиональным уровнем отделки фасадов.

Соединенный с зданием флигеля служебный корпус фиксирует юго-восточную границу усадьбы и имеет габариты в плане 30х9,5 м. Северо-западный фасад служебного корпуса решен в едином композиционном контексте с фасадами соседнего флигеля и имеет аналогичное декоративное убранство: междуэтажный пояс из подоконных ниш с прямоугольными картушами, композиции из круглых картушей в обрамлении аканта с гирляндами в простенках, сандрики с разорванными треугольными фронтонами над окнами и др. Фасад служебного корпуса, выходящий на ул. Пискунова, отличается разнообразным богатым лепным декором: профилированными карнизами, поясками «сухариков» и лепных розеток, филенками, украшенными лепниной в виде вертикальных цепочек из листьев, сандриками с лучковыми перемычками с плечиками и замками в виде круглых картушей, многочисленными лепными гирляндами, лепными композициями из круглых картушей и аканта в простенках между окнами и др. Над крайними тремя южными осями фасада устроен «барочный» аттик с лучковым завершением и круглым световым окном с лепным обрамлением; над венчающим карнизом проходит парапет в виде глухой балюстрады. Здание является интересным примером служебного корпуса с богатой декоративной отделкой фасадов в духе эклектики.

Конюшенный корпус представляет собой вытянутое прямоугольное двухэтажное здание (габариты в плане – 38х12 м). Второй этаж надстроен в советское время. Конюшенный корпус, имеющий предельно лаконичное оформление главного фасада, во время проведения ремонтно-реставрационных работ 2000-х годов был оштукатурен. И современных материалов был восстановлен декор его главного фасада (поясок круглых небольших розеток, вертикальная цепочка из листьев). Здание конюшенного корпуса является неотъемлемой частью усадебного комплекса.

Участок кирпичной ограды с воротами, выходящий на набережную, продолжает линию фасада главного усадебного дома. Линия карниза между первым и вторым этажами главного фасада особняка композиционно продолжена за пределы самого фасада и завершена аркой въездных ворот с западной стороны и кирпичной оградой с восточной. Ворота имеют заполнение высокохудожественного литья, восстановленное по архивным фотографиям. Арка ворот отделена от самого здания небольшой калиткой, фрагменты которой аналогичны соответствующим деталям самих ворот. «Поддерживают» арку рустованные лопатки опор, перемычка ее горизонтальная, слегка закругленная по краям. Арка завершена разорванным лучковым фронтоном на двух мощных кронштейнах, поле между ними украшает богатый архитектурный декор (профилированные филенки, скульптуры амуров, картуш с вензелем владельцев особняка и т.д.). На участке улицы Пискунова ограда членится рустованными столбиками-лопатками, между которыми расположены трехчастные филёнчатые вставки. Столбики венчаются вазонами, украшенными гирляндами. Ограда на западном участке, отделяющем усадьбу от соседнего домовладения по Верхне-Волжской набережной, также глухая, но имеет другое решение: столбики здесь несколько выше самой ограды, профилировка их венчающей части грубее, руст отсутствует, поле между ними и филенками не расчленено, его украшает лишь широкая тяга в верхней части и пояс иоников на месте венчающего карниза. Ворота с калиткой и ограда являются высокохудожественными архитектурными сооружениями. В настоящее время на главном усадебном доме и зданиях усадьбы проводятся ремонтно-реставрационные работы. В усадебном дворе на период реставрации возведено временное двухэтажное подсобное сооружение.

Усадьба является великолепным образцом хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса конца XIX – начала ХХ века, принадлежавшего одному из богатейших нижегородских купеческих семейств. Большое градостроительное значение комплекса определяется, во-первых, тем, что он закрепляет острый угол пересечения Верхне-Волжской набережной и ул.Пискунова, во-вторых, включением главного дома вместе с центральными воротами в ансамбль Верхне-Волжской набережной, образующей речной фасад города. Дом является ярким акцентом благодаря обилию высокохудожественного декора фасадов. Оригинальность комплекса заключается в единстве композиционно-планировочного решения и профессиональности исполнения.