Дальняя, 15 — дом усадьбы В.И. Смирнова

Дом усадьбы В.И.Смирнова (Жилой дом В.И. Смирнова)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Дальняя, 15 (Литеры А, А1,А2,А3,А4)

Решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31.08.93 №288-м; Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.02.99 № 36.

Жилой дом на ул. Дальней был построен в 1890-е годы, сразу же после проведения в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, на которой архитектура выставочных павильонов, выполненных по проектам известных российских зодчих, продемонстрировала всю пестроту стилей того времени. Под влиянием отдельных построек выставки в Нижнем Новгороде стали возникать их аналоги в виде жилых домов и особняков. В частности, образ Царского павильона по проекту арх. А.Н.Померанцева, выполненный целиком из дерева, и представлявший конгломерат из многочисленных башен и башенок, увенчанных различными шатрами, дополненный крыльцами и декором ажурной резьбы, оказал влияние на возведение ряда жилых домов в городе и Нижегородской губернии в духе узорчатой теремной деревянной архитектуры ХУ11 века. Эта ветвь стилизаторства особенно пришлась по вкусу нижегородскому купечеству, большинство из которого были старообрядцами и предпочитали жить в домах из дерева. Историки отмечают, что «сохранившийся дом № 15 по ул. Дальней представляет собой скромное подражание произведениям Ропета». Архивные чертежи по дому не обнаружены. Автор неизвечстен. В советское время здесь размещался детский сад, спортивная школа фехтования. Ныне располагается областная детская и юношеская школа восточных единоборств.

б) перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника.

Усадебные хозпостройки до настоящего времени не сохранились. Сад, начинавшийся от дворового фасада жилого дома, также утрачен. Фасады главного усадебного дома практически сохранили свой исторический облик. В ходе ремонтных работ различных лет внутри здания не была проведена перепланировка с заменой конструкций межкомнатных перегородок, за исключением второго этажа в части дома, выступающей в виде ризалита и перекрытой полувальмовой крышей. При ремонтах пострадали исторические элементы декоративного убранства интерьеров: карнизы, пояски, декоративные розетки утратили четкость рисунка. Историческая отделка помещений (лепнина) в объеме дома сохранилась частично. Утрачены печи, кроме одной. Деревянные переплеты окон и лестницы сохранены в первоначальном виде. В советское время на боковом фасаде были выполнен небольшой деревянный пристрой для хозяйственных нужд ( к части дома со стороны ул.Дальней, обозначенной литером А4)

Одноэтажный деревянный, обшитый досками на каменном цоколе с мансардами дом имеет по главному уличному фасаду шесть световых проемов. Фасады асимметричны. Объем дома имеет сложную композицию, создающую выразительный силуэт кровли.

Выступающий слева по уличному фасаду ризалит имеет два световых проема. Над ним имеется мансарда, перекрытая полувальмовой крышей, которая на главном фасаде образует трапециевидный фронтон, в тимпане которого располагается трехчастное окно (упрощенный вариант «итальянского» окна), как и над центральной частью, которая имеет небольшие балконы, как со стороны уличного, так и со стороны дворового фасада. Левый ризалит имеет угловые пилястры с рисунком, повторяющим рисунок резных столбов, поддерживающих крышу террасы, обращенной в сад. Размеры окон первого и мансардного этажей контрастны: окна первого этажа почти в два раза по высоте больше окон мансардного этажа. Окна подвала не имеют обрамлений. Подвальный этаж по уличному фасаду имеет небольшие оконные проемы с приямками. На дворовом и боковых фасадах окна первого этажа не обрамлены декоративными наличниками. На северо-западном боковом фасаде выделяется утилитарно решенный деревянный пристрой с дополнительным входом с односкатной крышей и лестницей.

Ограждение балконов представляет ряд вертикальных дощечек, абрис которых повторяет силуэт обычных объемных балясин. На балконы мансарды(уличный и дворовый) имеется выход из трехчастного окна, центральная часть которого является балконной дверью, абрис которой в верхней части имеет скошенные углы. Парные столбики с двух сторон от оси симметрии в своей венчающей части образуют декоративный элемент из четырех резных дощечек, пересекающихся в плане в виде креста и имитирующих силуэт капители.

Крыльцо с двухскатным навесом, поддерживаемым с двух сторон резными столбами «с капителями» (аналогичными венчанию балконных столбиков) подчеркнуто вертикальным башенным объемом над лестничной клеткой, перекрытым шатром с оконными проемами килевидной формы на все стороны света, которые в настоящее время зашиты досками в «елочку».

Справа от крыльца имеется одноэтажный объем остекленной веранды. Остекленная веранда на первом этаже имеется и со стороны дворового фасада. Обе веранды перекрыты односкатными кровлями. Подвальный этаж расположен под всем зданием, за исключением террас. Он имеет небольшие окна с приямками. Дом богато украшен пропильной резьбой. Здесь имеются подзоры, обрамления наличников окон, резные столбы. Подкровельный карниз опоясывает здание по всему периметру. Карниз с многослойным широким резным фризом отделяет первый этаж от мансардного.

Декоративный орнамент украшает с боков наличники, напоминая ставни. Эти «ставни» — доски имеют трехчастное деление по вертикали филенками. Самая вытянутая и свободная от декора — средняя филенка. Верхняя и нижняя имеют вид прямоугольников, которые дополнены накладной резьбой, напоминающей узоры народных вышивок или плетения кружев. Сандрики над окнами первого этажа имеют вид П-образной формы, по оси симметрии которых над рамкой оконного проема имеется рисунок в виде полусолнца или веера. По краю сандрика идет пропильной подзор. Под оконным проемом, под двумя профилированными горизонтальными полочками также имеется подзор, ниже которого по центру выполнены два выпуска с тремя капельками, заканчивающимися на конце дощечек. С внешней стороны выпусков имеется четверть веера с аналогичным рисунком, что и в веере над окном.

Мансарда над центральной частью дома имеет ступенчатый силуэт. Со стороны улицы она украшена балкончиком, навес над которым поддерживается 4-мя резными столбиками, над которыми имеется арка с 5-ю дощечками с треугольными наконечниками (имитирующим копья), над коньком имеется – круглый шар-шишка. Шатер над входом увенчан вазоном.

По мотивам народной резьбы выполнены обрамления окон и дверей, балконов. При всем богатстве и многообразии декоративных элементов особого внимания заслуживают наличники окон и подкарнизный декор.

Филенки входных дверей завершаются барочными сандриками с валютообразными завершениями между которыми расположен фиал, обрамленный акантовыми листьями. Под сандриками расположены раскрытые веером лепестки цветов.

Планировка дома компактная, характеризуется отсутствием коридора, делящего дом на парадную и дворовую части. Парадные комнаты обращены на улицу. Спальные комнаты расположены в мансарде. Комнаты первого этажа хороших пропорций: близкие к квадратам. Подсобные помещения располагались в ризалите и были обращены во двор, а также в подвале.

В настоящее время дом В.И.Смирнова на ул. Дальней – единственный из сохранившихся деревянных домов — образец русской ветви стилизаторства в деревянной архитектуре Нижнего Новгорода, где отчетливо видна органическая связь с народной крестьянской архитектурой ХУ11 в. Нижегородского Поволжья.