Ильинская, 56 — усадьба Рябининой (2)

Усадьба Рябининой. Главный дом. Флигель. Ограда чугунного литья (уточненные данные: Усадьба городская Беспаловых – Рябининой. Главный дом)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Ильинская, 56 (литер А)

Решение Горьковского исполкома областного Совета народных депутатов от 03.11.1983 г. № 559 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры области»

Главный усадебный дом построен в конце XVIII в. купцами Беспаловыми. Первоначально он был одноэтажным. В самом начале 1820-х гг., когда владельцем усадьбы являлся купец А.А. Алексеев (Ступишин), дом надстраивается вторым этажом. Судя по архивным документам, смета на эти работы была составлена нижегородским архитектором И.Е. Ефимовым. Сохранилось описание дома к моменту приобретения его купцом М.О. Комаровым (1826 г.). Из него видно, что в первом этаже имелось четыре комнаты и две кладовые, а во втором – шесть комнат и одна кладовая. Дальнейшие крупные перестройки дома связаны с купцами Акифьевыми – Рябиниными. В середине XIX в. первый историк Нижнего Новгорода Н.И. Храмцовский называет дом Акифьевых одной из городских достопримечательностей, выделяя его среди «новейших зданий Ильинки» и сообщая, что «он обращает внимание проходящих и проезжающих цельными зеркальными стеклами в окнах и бронзовой, по местам отзолоченной решеткой, отделяющей его от улицы – то и другое единственные во всем городе». У дома появляются пристрой с северной стороны (точное время не установлено), а затем третий антресольный этаж (1870-е гг.). Кроме того, с задней стороны дома устраивается входной тамбур. К 1878 г. относится проект чугунного балкона, который не был тогда осуществлен по неустановленным причинам. В натуре он оказался выполненным уже в 1900-е гг. из кирпича и другой конфигурации (архитектор не установлен). Известно также, что южный вход в дом в это время украшали скульптурные изображения двух лежащих львов, аналогичных расположенным на порталах въездных ворот в усадьбу. В 1918 г. дом вместе с усадьбой был национализирован (муниципализирован). В 1980-е гг. он приспособлен под размещение одной из проектных организаций.

Главный усадебный дом, с фасадами в стиле позднего классицизма, является композиционным ядром комплекса городской усадьбы, включающей помимо главного дома строения флигеля и служб. Дом каменный, двухэтажный, фасады оштукатурены и побелены, со стороны двора – третий аттиковый этаж. Дом расположен с заглублением от красной линии улицы. Конфигурация в плане Г-образная, терраса (балкон) в северо-западной части дополняет ее до прямоугольной (26,5 х 15,5 м). Композиция главного семиосевого фасада основного объема здания симметрична. Средняя часть в три оси окон выделена пилястрами большого ионического ордера и завершена треугольным фронтоном с полуциркульным окном в тимпане, имеющим широкое профилированное обрамление. Большого выноса широкий профилированный венчающий карниз с гладким фризом, украшенный модульонами, раскрепован в средней части фасада. Все окна на обоих этажах прямоугольные. Окна первого этажа, меньшие по размерам, не имеют обрамлений. Крупные окна парадного второго этажа заключены в рамочные наличники, под окнами профилированные ниши, в средней части фасада заполненные балясинами. Над окнами первого этажа помещены уникальные маскароны (женские головки в платочках «под узелок»), нигде ранее не встречавшиеся в нижегородской архитектуре. Фасад расчленен с помощью междуэтажного карниза, дополненного фризом с орнаментом (мотив «бегущей волны») Примыкающая с северной стороны терраса (балкон) второго этажа (почти квадратная в плане со срезанным внешним углом) не нарушает общего классицистичного облика здания. Ее горизонтальные части продолжают членения самого дома. Парапет, декорированный филенками с геометрическим орнаментом со стороны ул. Ильинской, поддерживается массивными колоннами тосканского ордера. Балки над террасой (балконом), являющиеся продолжением фризового пояса, поддерживаются более тонкими колоннами того же ордера. Оригинальной особенностью этой террасы (балкона) является отсутствие крыши над ней. До 2009 года в полу, основанному на сводах тип «монье», существовало отверстие для росшей здесь липы (дерево было спилено, а отверстие в полу замоноличено).

Горизонтальные членения главного фасада проходят и по трем другим фасадам. Причем со стороны двора венчающий карниз становится междуэтажным, отделяющим аттиковый третий этаж. В целом же архитектурное решение этих фасадов упрощено и основано на равномерном, местами сбивающемся чередовании простенков и одинаковых в каждом этаже окон. Как и на главном фасаде, окна первого этажа не имеют наличников. Наличники окон второго и третьего этажей – рамочные. Со стороны дворового фасада расположен главный вход в здание. Тамбур входа выдвинут вперед и решен по типу двухколонного портика: трёхчетвертные колонны с романскими капителями поддерживают треугольный фронтон, карнизы которого дополнены сухариками. Полуциркульная арка дверного проёма обрамлена широким профилированным архивольтом с веерным замковым камнем. Со стороны южного фасада расположен еще один вход в здание, оформленный металлическим козырьком на столбах. Козырёк завершен вазоном художественного литья, а свесы его украшены литым ажурным подзором с растительным орнаментом.

Внутренняя планировка определяется наличием продольной несущей стены, делящей здание на две неравные части. Вдоль продольной стены проходит коридор, а по сторонам от него расположены комнаты. Основная часть помещений первого этажа перекрыта сводами с распалубками над оконными и дверными проёмами. Распалубки сохранились также над заложенными дверными проёмами в двух поперечных стенах первого этажа

около наружной западной стены, из чего можно сделать вывод, что западные помещения были объединены по принципу анфилады. В юго-восточной части здания расположена чугунная двухмаршевая лестница с литыми ажурными ступенями и балясинами, увенчанными литым растительным орнаментом. В западном помещении второго этажа сохранились: кафельная печь и тянутый профилированный карниз по периметру потолка. Смежное (с юга) помещение перекрыто полуцилиндрическим сводом. Тянутый карниз имеется также в восточном помещении второго этажа. В некоторых проёмах сохранились заполнения с латунными ручками и петлями: двери с филёнками и резьбой, оконные переплёты с цельными стёклами (в помещениях второго этажа, выходящих окнами на улицу).

Особенностями объекта, послужившими основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащими обязательному сохранению (предмет охраны), являются следующие:

— подлинные конструкции наружных и внутренних несущих стен;

— своды первого этажа с распалубками;

— полуцилиндрический свод помещения второго этажа;

— своды типа «монье» террасы;

— архитектурно-конструктивные и декоративные элементы фасадов: профилированные карнизы, тяги, наличники и модульоны; маскароны, пилястры ионического ордера, лепной фриз междуэтажного карниза и подоконные ниши с балясинами на главном фасаде; колонны тосканского ордера и парапет террасы, декорированный филёнками с геометрическим орнаментом; трёхчетвертные колонны с романскими капителями, архивольт с замковым камнем дверного проёма и архивольты с импостами боковых окон тамбура главного входа в здание;

— металлический козырёк с вазоном и подзором над южным входом;

— чугунная двухмаршевая лестница с литыми ажурными ступенями и балясинами;

— кафельная печь и тянутые профилированные карнизы по периметру потолков в помещениях второго этажа;

— дверные и оконные заполнения с латунными ручками и петлями, а также исторические стилевые характеристики заполнений проёмов (ширина элементов обвязки, рисунок переплётов оконных заполнений, местоположение оконных и дверных заполнений).

Дом является ярким примером богатого купеческого жилого дома в стиле позднего классицизма, а также имеет градостроительное значение, поскольку включен в архитектурный ансамбль застройки улицы Ильинской. Историческая и художественная значимость объекта определяется его местоположением, общим объёмно-пространственным решением здания и его планировочной структурой, архитектурным решением, декором фасадов и интерьеров.