Ильинская, 56 — усадьба Рябининой (4)

Усадьба Рябининой. Главный дом. Флигель. Ограда чугунного литья (уточненные данные: Усадьба городская Беспаловых – Рябининой. Хозяйственные корпуса)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Ильинская, 56 (литеры В, Е, И)

Указ Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»

Формирование единой Г-образной линии служебных построек происходило на протяжении длительного времени. На плане Нижнего Новгорода 1799 г. позади главного дома показан каменный флигель с примыкающей к нему с южной стороны деревянной хозяйственной постройкой в виде буквы «Г». (Остатки флигеля выявлены в восточном «колене» Г-образной линии построек, примерно по его центру, между брандмауэрной стенкой и ныне ликвидированным проездом в сад). Купчая 1826 г., связанная с переходом усадьбы в руки купца М.О. Комарова, описывает флигель как двухэтажный, с кладовой и чуланом внизу и пятью комнатами наверху. При флигеле находилась также каменная баня. Остальные служебные постройки (еще один одноэтажный флигель, крытые погреба с амбарами в одном строении, каретный сарай, конюшня) были деревянными. Точное местоположение их не установлено. Вероятнее всего, они уже в это время охватывали хозяйственный двор позади главного дома с юга и востока, что показано на генплане усадьбы 1838 г. Судя по нему, к востоку от главного дома, помимо главного флигеля, располагалась деревянная конюшня, отделенная от последнего узким проездом со двора в сад. К флигелю примыкал деревянный сарай. Далее по южной границе усадьбы находились еще одна деревянная конюшня с погребами и кухня. В 1845 г. кухня была заменена каменным одноэтажным флигелем, выходящим главным фасадом непосредственно на Ильинскую улицу. В дальнейшем перестраиваются и другие хозяйственные сооружения, меняется их назначение. На месте конюшни, замыкавшей с севера восточное «колено» линии построек, на планах конца XIX – начала ХХ вв. показывается сарай, к которому со стороны сада примыкала баня. После 1907 г. он заменяется каменной хозпостройкой Дворовый флигель позади главного дома в оценочной ведомости 1874 г. описывается как полукаменный, с деревянным верхним этажом. Примыкающие к нему строения становятся каменными. Перед ними устраивается колоннада. После 1907 г. хозпостройки надстраиваются вторым этажом. В советское время они частично были приспособлены под жилье.

В советское время были произведены многочисленные переделки на всех фасадах корпусов обращенных в сторону двора (пробивка стен, растёска, перекладка и закладка проёмов, устройство пристроек к северному фасаду, вычинка поверхности стен), которые сильно исказили первоначальный облик памятника. Был утрачен ряд белокаменных колонн галереи, каменное крыльцо с северного конца галереи заменено деревянным. Полностью утрачена первоначальная крыша, парапет с тумбами и разобрана большая часть сводов одноэтажного корпуса (литер Е), от парапета с белокаменными тумбами и вазонами над ними сохранилась только нижняя часть тумбы.

Хозяйственные корпуса входят в состав архитектурного комплекса городской усадьбы XVIII — начала ХХ веков расположенной в исторической части Нижнего Новгорода на улице Ильинской. Краснокирпичные и неоштукатуренные, разной высотности здания располагаются Г-образно по южной и восточной сторонам двора и примыкают к выходящему на красную линию улицы одноэтажному каменному строению, именовавшееся во второй половине XIX века «жилым флигелем». Двухэтажный корпус (литер В) проходит по южной стороне двора и, частично, по восточной, где дальше постройки продолжаются к северу смежным одноэтажным корпусом (литер Е) и отделённым узким проходом также одноэтажным корпусом (литер И). Фасады хозяйственных корпусов с внешней стороны усадебной территории практически полностью скрыты одноэтажными пристроями советского периода. Со стороны двора все корпуса объединены крытой галереей на белокаменных колоннах упрощённого тосканского ордера.

Галерея двухэтажного корпуса двухъярусная с деревянными стойками над колоннами и дощатым ограждением по второму ярусу с прибитыми к нему деревянными точёными тонкими полубалясинами. Вход на второй ярус осуществляется по деревянному двухмаршевому крыльцу с северного конца двухъярусной галереи и по деревянной лестнице расположенной вдоль средней части северного фасада корпуса.

Двухэтажный, Г-образный в плане (основные габариты 37 х 17 м) под двускатной крышей корпус (литер В) разделён брандмауэрной стеной на две равных по объёму половины. Под большей частью западной прямоугольной в плане (22,7 х 7,4 м) половины расположен подвал, вход в который осуществляется через пристройку к крыльцу «жилого флигеля» (литер Б). К западному флангу шестиосевого северного дворового фасада примыкает квадратный в плане (2,6 х 2,6 м) двухэтажный кирпичный объём. Оконные и дверные прямоугольные проёмы разных размеров расположены вне системы с разновеликими простенками между ними. Сохранилось первоначальное заполнение одного дверного проёма второго этажа из котельного железа, скреплённого каркасом из металлических полос, и одного оконного с восьмистекольным переплётом. На фасаде также видны клинчатые и лучковые перемычки заложенных проёмов. Облик западного четырёхосевого дворового фасада аналогичен, над прямоугольным дверным проёмом второго этажа по второй с севера оси расположена полуциркульная перемычка переложенного дверного проёма. Входы в корпус устроены со стороны двора и со второго яруса галереи. Перекрытие подвала — сводчатое по балкам (по типу «монье»). Перекрытие помещения первого этажа, примыкающего к брандмауэру с востока – коробовый свод.

Остальных помещений – плоские по балкам. Планировочная структура определяется внутренними поперечными стенами (опорными для свода и служащими диафрагмами жесткости протяжённого здания). Одноэтажный корпус (литер Е) почти прямоугольный в плане (основные габариты 16,2 х 9,0 м) под двускатной крышей отделён брандмауэром от смежного с ним двухэтажного корпуса. Обращённый во двор западный фасад с лопаткой на северном фланге имеет пять проёмов (четыре окна и гаражные ворота). В крайней южной оси (за крыльцом) расположен оконный проём, металлическая решётка которого с городчатой формой звеньев наглухо заделана в кладку первой четверти XIX века, над двумя из трёх прямоугольных оконных проёмов в крайней северной и второй с севера осях видны клинчатые перемычки, у третьего окна на правой притолоке снизу расположен дверной подстав, во второй с юга оси устроены ворота. Вход в северные помещения корпуса осуществляется с северной стороны, где расположены сени, отделяющие этот корпус от соседнего (литер И). Перекрытие северо-восточного помещения – коробовый свод, остальных – плоские по балкам. На стенах помещения в южной части корпуса расположены уступы, являющиеся, по-видимому, пятами утраченных сводов. Основой планировочной структуры являются внутренние несущие стены, делящие внутреннее пространство на отдельные помещения и являющиеся опорными стенами существующего и утраченных сводов. На западном фасаде одноэтажного крайнего с севера корпуса (литер И) расположены четыре проёма (ныне заложенных) с лучковыми и клинчатыми перемычками. Над южной колонной галереи этого корпуса сохранились остатки белокаменной парапетной тумбы. Галерея сужается к северу.

Особенностями объекта, послужившими основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащими обязательному сохранению (предмет охраны), являются следующие:

— местоположение и сложившееся к началу ХХ века архитектурное решение хозяйственных служб;

— подлинные конструкции наружных и внутренних несущих стен;

— своды подвала, архитектурно-конструктивные и декоративные элементы фасадов;

— исторические стилевые характеристики заполнений проёмов (ширина элементов обвязки, рисунок переплётов оконных заполнений, местоположение оконных и дверных заполнений и др.).

Служебные и хозяйственные постройки являются неотъемлемой частью архитектурного комплекса городской усадьбы, играют важную роль в формировании ее планировки. Историческая и художественная значимость объекта определяется его местоположением, общим объёмно-пространственным решением зданий и их планировочной структурой, архитектурным решением и декором фасадов и интерьеров. Белокаменная колоннада объединяет разновременные хозяйственные корпуса в единый комплекс.