Крутой пер, 11 — дом Я.С. Чернонёбова с въездными воротами

Дом Я.С. Чернонёбова с въездными воротами

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, пер. Крутой, 11 (литер А, А1)

Постановление и.о. губернатора Нижегородской области от 11.12.1998 г. № 326 о внесении изменений и дополнений в решение Горьковского исполкома областного Совета народных депутатов от 18.12.1989 г. № 471 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры местного значения»

Границы городской усадьбы сложились в середине XIX века. Они зафиксированы на плане Нижнего Новгорода 1848 – 1853 годов. В это время здесь, на изгибе Успенского (ныне Крутого) переулка, существовал трехэтажный каменный дом, каменные хозяйственные постройки. Входивший в усадьбу сад граничил с домовладениями по улице Ильинской. В 1870-е годы усадьба принадлежала мещанину В.С. Люлину. В 1882 году она перешла к Нижегородскому епархиальному училищному ведомству, а от него в 1895 году – к купцу Якову Степановичу Чернонёбову, который начинает здесь интенсивное строительство. Уже в том же 1895 году на месте старого здания под надзором нижегородского гражданского инженера В.М. Лемке был построен ныне существующий жилой дом, а через три года (1898 год) по границе усадьбы – каменный Г-образный служебный корпус, заменивший деревянные хозяйственные постройки (в настоящее время корпус перестроен). В 1915 году усадьба и ее строения принадлежали Анне Ивановне Чернонёбовой, вероятно, жене Я.С. Чернонёбова. В 1918 году она была национализирована. В настоящее время усадьба сохранила свои исторические границы. Северную и восточную маркирует Г-образный служебный корпус, границы игровой площадки находящегося в главном усадебном доме детского сада, повторили границы бывшего сада. Фасады главного усадебного дома практически сохранили первоначальный облик, за исключением западного (дворового) фасада, где пространство между двумя выступающими его частями было превращено во внутренние помещения, а лоджия – в крытую веранду. С террасы второго этажа южного (бокового) фасада устроена пожарная лестница. С другого бокового фасада пробит вход в подвал. Имеются незначительные утраты декора фасадов: вазоны у южного аттика, частично – решетка террасы, некоторые лепные детали, один из металлических литых столбов крыльца главного входа. Утрачены также ворота при въезде на территорию усадьбы, примыкавшие к главному фасаду (сохранились лишь кирпичные оштукатуренные столбы). При приспособлении здания под детский сад была произведена незначительная перепланировка дома с сохранением интерьеров. Ремонтно-реставрационные работы в здании не проводились. В помещениях главного усадебного дома периодически проводится поддерживающий ремонт.

Здание расположено на изгибе Крутого (быв. Успенского) переулка, по его старой красной линии, на расстоянии от современной проезжей части переулка. Здание кирпичное, оштукатуренное, имеет два этажа и полуподвал. Кровля скатная с вальмами. Первоначальный объем П-образный в плане; между крыльями, выходящими во двор, устроены помещения (полуподвал, первый этаж) и лоджия (ныне зашитая досками с окнами), так что общая конфигурация в плане – почти квадратная (основные габариты – 26 х 24 м).

Декоративное убранство фасадов отличается богатым лепным декором, выполненным в духе эклектики (с неоклассическими и барочными элементами). Причем отделка фасадов, просматриваемых с улицы (восточного – главного, и северного – бокового), значительно богаче, параднее по сравнению с несколько более упрощенной отделкой двух других. Все фасады объединены горизонтальными членениями – карнизами. Простого профиля карниз отделяет цокольную часть. Междуэтажный карниз имеет несколько более усложненный профиль. Значительного выноса венчающий карниз на восточном и северном фасадах поддерживается кронштейнами, между которыми (над окнами) расположены консольки, и дополнен поясом иоников. Под карнизом — широкий фризовый пояс с гирляндами (также находящимися над окнами) и другими лепными деталями. Симметричная композиция главного девятиосевого фасада выявлена с помощью чередования форм завершений наличников окон первого этажа, слабо раскрепованных одноосевых ризалитов на флангах, а также отмечающих центральную ось симметрии лучкового фронтона над окном второго этажа, украшенного массивным замковым камнем, и будки круглого слухового окна. Ризалиты завершены аттиками барочных форм с вазонами по краям (уцелели их основания) и круглыми окнами в центре. В уровне второго этажа ризалиты выделены каннелированными пилястрами коринфского ордера, переработанного в духе эклектики конца XIX века. Все окна имеют прямоугольную форму. Штукатурные наличники окон первого и второго этажей выполнены в виде профилированных рамок с «ушками», сандрики дополнены треугольными, «разорванными» или лучковыми фронтонами. Подоконные ниши второго этажа украшены лепным растительным орнаментом. «Ушки» окон второго этажа имеют каплевидные «сережки». Простенки между окнами обработаны простым ленточным рустом, цокольная часть – бриллиантовым рустом. Общее симметричное решение главного фасада несколько нарушается за счет входного проема, расположенного в северном ризалите. Вход выделен большим металлическим козырьком высокохудожественного литья. С северной стороны главного фасада, продолжая его направление, сохранились столбы от находившихся здесь ранее ворот и кирпичная оштукатуренная ограда с кованой решеткой в верхней части; к центру фасада вплотную подходит металлическая ограда игровой площадки детского сада, отмечая историческую границу усадьбы. В архитектуре бокового северного фасада появляются дополнительные композиционные приемы: спаренные окна, ложные окна. При этом отделка фасада несколько упрощена по сравнению с главным – отсутствуют русты и фронтоны над сандриками окон первого этажа. В уровне второго этажа фасад фланкирован каннелированными пилястрами коринфского ордера, переработанного в духе эклектики конца XIXвека (как и на ризалитах главного фасада). Композиция бокового южного фасада аналогична северному, штукатурный и лепной декор еще более упрощен (сандрики выполнены в виде прямых полочек на кронштейнах, подоконные ниши отсутствуют, фризовый пояс под венчающим карнизом — гладкий). Обогащает фасад большая открытая двухэтажная терраса на литых чугунных столбах с металлическими ажурными ограждениями (художественное литье). Симметрия дворового западного фасада выявлена с помощью одноосевых ризалитов по флангам. Обрамления окон (как и весь штукатурный и лепной декор) — те же, что и на боковом южном фасаде. Композиционная роль ризалитов значительно снижена за счет соединяющей их стены утилитарного вида с небольшими квадратными окнами и зашивки досками лоджии в уровне второго этажа. В основе планировочной структуры здания – сквозной продольный коридор, куда выходят помещения, расположенные по обе его стороны, и лестничные клетки: парадная (с северо-восточной стороны при главном входе) и служебная, выходящая во двор (по центральной поперечной оси симметрии). Несколько помещений второго этажа соединены между собой по анфиладному принципу. Интерьеры парадного второго этажа отличаются богатым штукатурным и лепным декором потолков, наличием старых печей (в т.ч. изразцовой). Стены парадной лестничной клетки обработаны штукатурными филенками, украшены меандровым поясом; ограждение выполнено в технике художественного литья.

Составляя вместе с каменным служебным корпусом единый комплекс городской усадьбы XIX века, здание является интересным примером богатого купеческого особняка с пышным архитектурным декором и сохранившимися интерьерами, решенными в духе эклектики на высоком профессиональном уровне. Металлические литые детали крыльца главного входа и террасы представляют собой мастерски выполненные высокохудожественные образцы декоративного искусства.