Лыкова дамба, 2 и 2а — Усадьба Добролюбовых. Флигель и Главный дом

Усадьба Добролюбовых. Флигель и главный дом

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, набережная Лыковая дамба, 2 (литер А) и 2-а (литер Б) .

Постановление Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года; Указ Президента РФ от 20.02.95 № 176.

Жилой дом-флигель и жилой доходный дом усадьбы Добролюбовых разработал архитектор Г.И. Кизеветтер. Проект был Высочайше утвержден в Санкт-Петербурге 26 марта 1838 года. Вся территория усадьбы обнесена металлической решеткой на каменном цоколе с кирпичными столбами: эскиз ограждения сделан по рисунку Кизеветтера. На фиксационном плане Нижнего Новгорода 1848-1853 гг., на участке домовладения были показаны каменными жилой дом и флигель; хозяйственные постройки были деревянными.

В это время (30-е-40-е годы Х1Х века) велось активное развития застройки Нижнего Новгорода. Именно тогда и создаются основные транспортные съезды: Зеленский, Георгиевский, Похвалинский и Казанский и Лыковская дамба (ныне набережная Лыковая дамба).

Это — усадьба, в которой провел свое детство и юность революционер- демократ и литературный критик Н.А.Добролюбов. Здесь он жил с двухлетнего возраста со своими родителями А.И. и З.В. Добролюбовами: с осени 1938г. до августа 1853 года. Владельцем усадьбы жилого дома 2 и флигеля 2-а (в современной нумерации) по ул. Лыковской дамбы (ныне набережная Лыковая дамба) был нижегородский священник Верхнепосадской Николаевской (Никольской) церкви на Большой Покровской улице — Александр Иванович Добролюбов (с 1834 года). Он был весьма просвещенным человеком. В 1832 году окончил духовную семинарию и был сначала назначен учителем высшего отделения Нижегородского уездного училища по греческому языку, священной истории, арифметике и нотному пению. Параллельно со служебной, педагогической деятельностью, он был увещателем по гражданским присутственным местам, сотрудником попечительства о бедных духовного звания, членом ревизионного комитета для проверки экономических отчетов по семинарии и училищам. С 1943 года — членом духовной консистории. «П.И. Мельников Печерский писал об А.И. Добролюбове, что он был человек развитый, начитанный, образованный, любил светскую литературу. У А.И. Добролюбова была большая по тем временам библиотека, насчитывающая свыше 650 томов. Большая часть книг была «светская» литература. Н.А.Добролюбов рано пристрастился к чтению.

« ..в конце 30-х годов он покупает землю и начинает строительство на взятую в 1839 году в городской строительной комиссии ссуду (несколько тысяч рублей ассигнациями) на постройку доходного каменного трехэтажного дома и двухэтажного флигеля. Флигель (из пяти комнат) предназначался для себя, дом — для сдачи в наем. Строительство большого по тем временам дома шло довольно медленно и требовало дополнительных расходов. Пришлось произвести еще несколько займов. Дом, по обычаю, был записан на имя жены Зинаиды Васильевны. В 1843 году он был готов, и семья Добролюбовых в него переехала из старого церковного дома, но по полученной ссуде и процентам на нее пришлось расплачиваться еще много лет.

Все строительство обошлось около 42-43 тыс. руб. асс., т. е. свыше 12 000 рублей серебром. Дом, по тому времени, когда дома в Нижнем Новгороде были почти сплошь деревянные, был из лучших. Крепко и добротно построенный, он выделялся и архитектурно: высокие и широкие трехстворчатые венецианские окна второго этажа, обдуманность и гармоничность частей и выгодное местоположение делали его заметным в городском строительстве.

Дом и флигель, в котором жили Добролюбовы, сохранился до наших дней. Комната Н.А.Добролюбова была на втором этаже, крайнее левое окно, если стать лицом к дому.

Вскоре после окончания строительства в доме поселился местный туз председатель палаты гражданского суда князь В.А. Трубецкой, местные жители — богачи Терские, некоторое время жил известный музыкальный критик и историк музыки в прошлом знакомый Пушкина, и один из идеологов «Зеленой лампы»-А.Д. Улыбышев. В своих «Записках» (в июле 1845 г.) он описывает верхний этаж «прекрасного дома», который он нанимает в Нижнем. «Из открытых окон являлся великолепнейший вид в России: Кремль на горе с зубчатой своей стеной и пятиглавым собором, блестящим как серебро при свете полной луны, глубокая пропасть, наполненная темной зеленью и лачугами, через которую идет Лыковая дамба; амфитеатр противоположной части города, спускающегося там живописными уступами до самой реки; наконец, необъятная величественная суровая панорама Волги. Таких ландшафтных картин мало в Европе». В этом доме у Улыбышева бывал известный виолончелист и композитор Карл Шуберт, жил А.Н.Серов и др.».

В 1847 году родители отдали сына учиться в Нижегородское духовное училище, где одиннадцатилетний Добролюбов был принят сразу в высшее отделение. В духовном училище он пробыл один год, и в 1848 году держал вступительные экзамены в Нижегородскую семинарию, где он учится пять лет из шести обязательных. Нижегородское духовное училище и семинария находились в одном здании на Семинарской площади, (на продолжении Благовещенской площади). В училище и семинарии он был лучшим учеником, отличался своей начитанностью. Но семинарское образование, по словам Н.А.Добролюбова мало привлекало его. Осенью 1853 года, Н.А.Добролюбов отправляется в Петербург и поступает на историко-филологический факультет Главного педагогического института.

В 1854 году после смерти родителей Н.А.Добролюбов становится хозяином дома и владеет им до 1861 года, расплачиваясь с долгами родителей.

В 1861 году Н.А.Добролюбов по возвращению из заграницы (где он был на лечении) заезжает в Нижний Новгород и оформляет документы об отказе от владения домом в пользу своих сестер. (17 ноября 1861 года Н.А.Добролюбов скончался в Петербурге).

Сестры владели домом до 1874 года. До1879 года усадьба принадлежала Добролюбовым, с 1879 по 1907 годы владельцем усадьбы была семья Ахматовых. С 1907 года до революции последней владелицей добролюбовского дома была О.Н.Башкирова. Она сдавала главный дом в наем. С 1913 по 1917 годы здесь была частная женская гимназия, которая принадлежала Н.Ф.Геркен. В 1920-е годы в главном доме усадьбы располагалась трудовая школа 1 ступени, № 9, с 1926 г. она носила имя Н.А.Добролюбова. С начала 1930-х годов здесь были коммунальные квартиры.

В первые годы советской власти дом и флигель были национализированы и приспособлены под коммунальное жилье. Мемориальная доска установлена в 1935 году. Первоначальный текст: «В этом доме в 1836 году родился и жил до 1853 года великий русский революционер-демократ, литературный критик и философ-материалист Н.А.Добролюбов» Материал доски — мрамор. В 1971 году эта мемориальная доска из-за ошибок в тексте была заменена. Текст второй доски: «В этом доме прошли детские и юношеские годы Н.А.Добролюбова». Материал доски — мрамор.

Территория усадьбы практически сохранила свои границы. «…установить исторические границы усадьбы помог сохранившийся в областном архиве «план усадебному месту на постройку надворных служб с каменными брандмауэрами при доме священника Николаевской Верхнепосадской церкви жены Зинаиды Васильевны Добролюбовой 1939 года». Этот документ устанавливает расположение надворных построек, сада и двора. В границах музея–усадьбы планируются изменения. От ворот к надворным постройкам (проект восстановления которых готовит Горьковская специальная научно-реставрационная производственная мастерская) поведет булыжный проезд, который подчеркнет функциональное назначение участков усадьбы. Будут высажены плодовые деревья, разведен цветник. Вдоль ограды запроектированы посадки клена, липы, сирени — наиболее характерных для усадеб того времени. Предлагается также снести пристрой к флигелю, а вход в него сделать со двора: как было в 40-х годах. В целом музей-усадьбу планируется реставрировать к 150-летнему юбилею Добролюбова (5 февраля 1986 года)». Но эти проектные предложения не были осуществлены.

В настоящее время в главном здании усадьбы находится литературно-мемориальный музей Н.А.Добролюбова, а также располагается и Нижегородское государственное отделение Российского союза профессиональных литераторов.

Усадьба состоит из двух одновременно построенных зданий: объема главного дома усадьбы (1838-1839 гг.) и объема флигеля (1838-1839гг.), выходящих на красную линию застройки набережной Лыковой дамбы. Хозяйственные службы располагались в одном деревянном одноэтажном сооружении вдоль северной границы усадьбы. Крыша служб имела стропильную конструкцию с тесовой кровлей. Чердачное помещение использовалось под сеновал. В этом протяженном здании имелись поперечные перегородки, делившие его на конюшню, каретник и сарай с погребами. Размеры постройки -12х4х3 сажени. Корпус служб был построен по проекту Г.И.Кизеветтера к концу 1839 года, за исключением брандмауэра.

Новые хозяева усадьбы в 1859 году возвели две новые деревянные постройки (сараи). На рубеже Х1Х и ХХ вв. на территории усадьбы появились новые хозпостройки позади каменного дома. К этому времени корпус служб, построенных Кизеветтером, уже не существовал. Хозяйственные деревянные постройки были снесены в 1931 году, когда рядом с усадьбой началось строительство жилых корпусов дома-коммуны на Лыковой дамбе. После открытия в 1971 г. музея Н.А.Добролюбовых территория усадьбы была освобождена от поздних построек. Было принято решение о восстановлении усадьбы Добролюбовых в прежнем виде.

Фасады зданий сохранили во многом свой исторический облик. В ходе капитального ремонта 1971 г. в связи с приданием дому функции музея, был устроен вход во флигель со стороны набережной в пристроенный деревянный двухэтажный объем, расположенный слева по главному фасаду (ранее вход был лишь со двора). При сравнении с проектом, выполненным Г.И.Кизеветтером с планом БТИ (инвентарным) видны изменения: из позднейших переделок флигеля. Следует отметить надстроенную на втором этаже террасу (она не сохранилась до настоящего времени). С левой стороны дома пристроены сени с лестницей на второй этаж и с верандой на чугунных столбах и чугунной фасонной решеткой.

Терраса имеется на рисунке, выполненном по просьбе О.С.Чернышевской в 1880-е годы. Точная дата пристройки сеней с лестницей не известно. Сообщение между этажами осуществлялось по внутренней лестнице до пристройки сеней с лестницей.

На чертеже Кизеветтера, где изображен фасад трехэтажного дома, слева по фасаду имеется пристрой с входом со стороны набережной и террасой над ним. Терраса поддерживается металлическими стойками. Но он не был выполнен.

В 1986 году при капитальном ремонте в трехэтажном здании со стороны дворового фасада было устроено крыльцо и новая железобетонная лестница внутри дома, устроены новые санузлы. Одно из оконных проемов было растесано под дверной проем (в связи с нуждами музея). В 1986 году был построен кирпичный объем входа в подвал, слева от главного входа в доходный дом (со стороны западного фасада). Оба здания практически сохранили и планировку (за исключением отдельных перегородок). При этом были сохранены исторические элементы декоративного убранства интерьеров.

В 1971 году после изменения жилой функции дома на музейную была проведена частичная реставрация и ремонт дома для устройства в нем экспозиции, посвященной Н.А.Добролюбову. Музей был открыт 13 сентября 1971 года. В 1972-1973 гг. реставрация продолжалась. Были восстановлены железная кровля и козырек над парадным входом, кованые решетки на окнах первого этажа, изразцовые печи, паркетные полы. На втором этаже, двери, потолочная лепнина, внутренняя деревянная лестница на второй этаж. Было установлено центральное водяное отопление. В 1974-1975 гг. реставрационные работы были завершены.

Двухэтажный флигель (одноэтажный деревянный оштукатуренный на каменном полуэтаже), входящий в усадьбу Добролюбовых, так же как и доходный трехэтажный дом с подвалом, построены одновременно известным нижегородским архитектором Г.И. Кизеветтером. Уличный фасад флигеля имеет три световых оси. На окнах первого этажа имеются кованые решетки. Вальмовая крыша покрыта кровельным железом и выкрашена в зеленый цвет. Объем флигеля по габаритам значительно меньше главного дома усадьбы. Стены флигеля оштукатурены. Столярные изделия заполнения оконных и дверных проемов – первоначальные.

Флигель имеет более выступающий профилированный карниз по сравнению с главным домом. На небольшом расстоянии от угла по уличному фасаду на всю высоту (до цоколя) проходят вертикали пилястр, разделенные на квадры. Полуэтаж отделен от верхнего этажа широким поясом-полочкой, под которым проходит ряд зубчиков. Ряд зубчиков имеется по всему периметру и под карнизом. Нижний полуэтаж обработан линейным рустом. Окна первого этажа обрамлены простого профиля рамками. По оси симметрии имеется двухслойный замковый камень, с повышенной клиновидной серединной частью.

Верхние окна флигеля более вытянутых по вертикали пропорций также имеют обрамление в виде рамок. Замковые камни отсутствуют. Среднее окно имеет в верхней части – прямой сандрик. Под окнами проходит профилированный пояс в виде двух полочек.

Вход во флигель осуществляется с улицы в деревянный боковой пристрой. Парадная дверь — двухстворчатая, филенчатая. Над дверью двускатная металлическая кровля, поддерживаемая кронштейнами из чугунного литья. По красной линии застройки между главным домом и флигелем имеется металлическая ограда с калиткой и воротами, чередующаяся с кирпичными оштукатуренными столбиками.

Со стороны дворового фасада окна полуэтажа флигеля не имеют замковых камней. Боковой (восточный фасад), обращенный в сторону главного дома имеет 4 световых оси по верхнему этажу. Они расположены неравномерно. По нижнему этажу имеется пять осей проемов, из которых третий — дверной проем, второй и четвертый оконные проемы заложены.

Флигель выполнен в стиле позднего классицизма. Архитектура фасадов главного дома характерна для русского ампира –декоративного и парадного стиля начала Х1Х века, балансирующего на грани с ранним эклектизмом. Прямоугольный в плане объем увенчан вальмовой пологой кровлей. Подкровельный слегка выступающий карниз с пояском в виде зубчиков опоясывает здание по всему периметру.

Обращенный к улице Лыковская (ныне набережная Лыковая) дамба главный фасад имеет пять световых осей по второму и первому этажам: по одному в боковых ризалитах и три оконных проема в центральной части. На третьем этаже – только три световых проема в центральной части. Над боковыми ризалитами на третьем этаже в вытянутой по горизонтали нише — цветочная розетка, от которой в обе стороны извиваются в виде волны цветочные гирлянды. Главный фасад расчленен на три части вертикальными рустованными пилонами, причем боковые части, имитирующие ризалиты более узкие, а центральная часть более широкая.

Окна третьего этажа квадратные и по размерам меньше окон первого и второго этажей. Они обрамлены простыми наличниками-рамками. Верхний антресольный этаж отделен от второго этажа горизонтальными тягами, под которыми в центральной части проходит фриз с греческими меандрами, а ниже имеется лепной подзор волнообразного рисунка, а на боковых ризалитах – двойной ряд зубчиков, причем верхний ряд более редкий (расстояние между зубчиками равно ширине зубчика).

Под подоконными нишами второго этажа проходит еще одна горизонтальная мелко профилированная тяга, которая в боковых ризалитах дополнена одним рядом зубчиков, расстояние между которыми равно ширине зубчиков.

Крайние пилоны боковых ризалитов немного не доходят до углов главного фасада. Пилоны боковых ризалитов на третьем этаже имеют вид рамки, на втором этаже имеют венчающую часть, состоящую из боковых ступенчатых, профилированных кронштейнов, между которыми имеется лепной декор растительного орнамента. На первом и втором этажах руст пилястр имеет вид прямоугольных выпуклых квадров (поверхность которых имеет штукатурку «набрызгом», которая имитирует грубо отесанный камень), рельеф которых окаймлен ступенчатым профилем.

Если окна верхнего (антресольного этажа небольшие – почти квадратные, то окна второго этажа — парадные: в боковых «ризалитах»- окна так называемые-«венецианские» — трехчастные (являющиеся сочетанием трех проемов, разделенных стойкой, подпирающей перемычку. Оно имеет еще одно название-«окно Палладио» — по имени известного итальянского архитектора 16 века Андреа Палладио). Центральная часть окна имеет полуциркульное завершение, а два боковых узкие, равные по ширине половине центрального оконного проема. Центральный проем от боковых проемов отделен тонкими стойками-простенками, имеющими в верхней своей части подобие упрощенной капители. Все три части окна сверху объединяет полуциркульного очертания плоская оштукатуренная арка — архивольт (ее радиус равен половине трехчастного окна). Она имеет обрамление: наружное и внутреннее в виде профилированных поясков, следующих очертанию арок. Поверхность обрамляющей арки разделена на семь частей-секторов, в которых расположены круглые розетки в виде цветка. Под окном второго этажа ризалита под каждой его частью имеются ширинки: крайние — квадратные с розеткой-цветком, центральная — с розеткой-цветком и двумя маленькими лепными цветками. Под крупными розетками-цветками имеется узенький ободок-гирлянда.

Оконные проемы второго этажа уличного фасада, расположенные в центральной части имеют полуциркульное завершение и лепное декоративное арочное обрамление (в виде профилированных оштукатуренных арок-архивольтов), по оси которых имеются замковые камни с растительным орнаментом. Арочные обрамления «опираются» в простенках на небольшие профилированные карнизики, под которыми имеется ряд зубчиков, а затем вертикальные рамки по оси симметрии которых имеется лепной декоративный орнамент растительного рисунка. В подоконных нишах (крайних окон) второго этажа расположены цветочные круглые розетки (большая и по бокам от нее по одной розетке малого размера), аналогичные тем, которые имеются под окнами второго этажа в боковых ризалитах. Центральный оконный проем второго этажа (в серединной части фасада) является балконной дверью. Балкон на втором этаже главного фасада доходного дома расположен между крайними оконными проемами в центральной части. Он выполнен из чугунного литья, поддерживается тремя чугунными резными кронштейнами (срединный кронштейн короче боковых). Ажурный прозрачный рисунок ограждения балкона напоминает тонкое кружево. По краю балкона спускается металлический подзор. Окна первого этажа в боковых ризалитах также трехчастные, но центральный оконный проем уже не имеет полуциркульного завершения, над ним по оси симметрии имеется замковый камень, наложенный на выступающую клинообразную оштукатуренную плоскость равную ширине центрального оконного проема. Средний клинообразный элемент несколько выше боковых плоскостей. В данном случае замковый камень превращается в широкий декоративный элемент, украшающий плоскую перемычку. Этот многослойный и ступенчатого очертания элемент в свою очередь накладывается на более низкий плоский прямоугольный элемент, который «опирается» на плоские пилястры узких простенков трехчастного окна. Под окнами первого этажа в ризалитах имеются прямоугольные филенки, по ширине равные ширине оконных проемов, заполненные штукатуркой «с набрызгом».

В цоколе ризалитов имеются два узких горизонтальных окна. В центральной части главного фасада, в цоколе – три аналогичных оконных проема, которые также не имеют обрамлений.

Центральная часть уличного фасада (между боковыми ризалитами) имеет обработку линейным рустом (в простенках между вытянутыми по вертикали прямоугольными окнами). Над окнами первого этажа руст образует рисунок в виде клиновидного замкового камня.

Главный фасад доходного дома усадьбы декорирован более богато по сравнению с боковыми и дворовым фасадом. Этот принцип – основополагающий в эклектизме Х1Х века.

Боковые фасады имеют также по пять световых осей. Здесь уже отсутствует тема ризалитов. Фасады решены более скромно. Окна второго этажа имеют полуциркульное завершение, арочное профилированное обрамление (архивольты) в их венчающей части более узкое по сравнению с главным фасадом. По оси симметрии архивольтов окон второго этажа имеются замковые камни. Под окнами второго этажа также проходят горизонтальные тяги, под которыми имеются прямоугольные ниши с круглыми цветочными розетками (одна большая и по бокам – малые). Окна первого этажа на боковых фасадах аналогичны прямоугольным окнам в центральной части главного фасада и заключены в простые прямоугольные профилированные рамки. Простенки между окнами разные по величине, так как оконные проемы не равномерно членят плоскость боковых фасадов.

Вход в доходный дом осуществляется с западного бокового фасада. Перед крыльцом имеется парадная лестница.

Дворовый фасад главного дома имеет, как и главный фасад, пять световых осей. По второй световой оси по первому этажу имеется новая входная дверь с крыльцом и лестницей. Дворовый фасад не оштукатурен, имеется покраска по кирпичной кладке. Оштукатурены лишь декоративные детали: карнизы, пояски, обрамления окон.

Поверхности наружных стен главного дома, предположительно, первоначально не были оштукатурены, а имели поверхность в виде облицовочного красного с белыми оштукатуренными деталями, что характерно для большинства зданий Нижнего Новгорода рассматриваемого периода, выполненных по проектам арх. Г.И.Кизеветтера. Все фасады опоясывают белые оштукатуренные профилированные пояса.

Историческая отделка помещений, как в объеме главного дома, так и в объеме флигеля в целом сохранилась. Сохранились печи, лепнина на потолках, профилированные карнизы, идущие по периметру потолка, ограждения деревянных лестниц во флигеле и главном доме.

Главный дом и флигель усадьбы Добролюбовых одновременно является и памятником истории и памятником архитектуры. В этом доме с 1938 по 1953 гг. жил известный русский критик и революционный демократ Н.А.Добролюбов.

Флигель выполнен в стиле позднего классицизма. Главный дом представляет собой яркий пример жилого каменного доходного дома конца эпохи завершения русского ампира и начала раннего эклектизма первой трети XIX в. в Нижнем Новгороде, построенного по проекту известного нижегородского архитектора Г.И. Кизеветтера.