Маслякова, 14 — дом Е.А. Березина

Дом Е.А. Березина

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Маслякова, 14 (литер А)

Решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31.08.93 № 288-м « Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения»

Жилой дом расположен на ул. Маслякова (в быв. Прядильном переулке) в центральной части города. На плане Нижнего Новгорода 1852-1853 годов этот участок был пустопорожним. В конце ХХ века он был приобретен Е.А.Березиным. В 1901году на участке были построены деревянные службы и лавка. Дом был построен в 1911 годe вблизи от Ново-базарной площади (ныне пл. им. М. Горького). Автор проекта жилого доходного дома Е.А.Березина не установлен.

Первоначально вход в квартиры осуществлялся только через парадные входы со стороны улицы. Лестница, выходящая во двор — была дополнительной («черной») и на нее был выход из кухонь двух квартир. Планировка практически осталась первоначальной: сохранены все капитальные стены, частично появились новые перегородки, которые существенно не нарушили первоначальную планировочную структуру. Планировка первого этажа практически полностью повторяла планировку второго этажа. В доме было четыре четырехкомнатные квартиры: две на первом этаже и две на втором. В центральном композиционном ядре плана – холле размещались уборные и ванные комнаты. Из него имелись двери в кухню и жилые комнаты. При кухнях имелись небольшие жилые комнаты для прислуги. С послереволюционного времени и до настоящего времени в доме существует покомнатное заселение и общие кухни обслуживают по три семьи.

В настоящее время часть помещений на первом этаже арендуется общественными организациями.

Архитектурное решение дома практически полностью сохранилось в первоначальном виде. Утрачена входная дверь со стороны дворового южного фасада и декоративные элементы кронштейнов, поддерживающих односкатный навес над входом.

На западном боковом фасаде в 1990-е годы была застеклена терраса на первом этаже. В настоящее время частично открытой осталась терраса только на втором этаже.

Декоративный орнамент (наличники, рельефный рисунок входных дверей со стороны главного фасада и дверей в квартиры и комнаты второго этажа, ограждение лестниц) сохранился до настоящего времени. Небольшие изменения затронули планировочную структуру ( в части перегородок).

В ограждении лестницы, размещенной со стороны дворового входа, в настоящее время отсутствует часть деревянных балясин.

Доходный жилой дом расположен по красной линии ул. Маслякова, в ряду разновременной исторической застройки. Двухэтажный деревянный, бревенчатый дом с дощатой обшивкой горизонтальными досками по всем фасадам, на каменном цоколе с подвалом, имеет активным силуэт.

Здание в плане (размером 17,30 м Х 16,20 м) имеет прямоугольную форму близкую к квадрату. Вход в жилой дом осуществляется с улицы из двух подъездов, входные двери которых расположены рядом, под одним навесом. Деревянная лестница (левая входная дверь) со стороны главного фасада ведет на второй этаж и в подвал. Ограждение лестницы выполнено из чугунного литья и имеет сложный геометрический орнамент, переплетенный со стилизованным растительным орнаментом, и представляет самостоятельную художественную ценность. Столбики из чугуна имеют вид колонок, верх и низ которых украшен листьями. Вторая лестница (правая входная дверь), расположенная рядом, через стену, ведет только на первый этаж и обслуживает одну квартиру на первом этаже.

В настоящее время равнозначным главному входу является и вход со стороны двора. Лестница ведет на второй этаж. Вход в жилые комнаты осуществляется через общую кухню. В жилых комнатах второго этажа сохранились первоначальные двери, имеющие рисунок характерный для стиля модерн, на ряде дверей сохранилась первоначальные латунные ручки . На втором этаже вход с основной лестницы в квартиру, ориентированную на западную сторону и имеющую террасу, временно закрыт (служит запасным) и не используется. На втором этаже используется один вход с лестничной площадки в жилые комнаты, расположенные вдоль восточного фасада.

Главный уличный фасад – асимметричен. Асимметрию вносит головной убор здания и входные двери, расположенные со смещением от оси симметрии, которая подчеркивается прямоугольным слуховым окном на скатной кровле (на главном фасаде). На южном фасаде симметрию нарушает объем лестницы, выступающий на южном дворовом фасаде, который сдвинут к западу от центральной поперечной оси. На западном фасаде асимметрию вносит объем приставных террас.

Уличный фасад имеет 8 световых осей, по 3 и 4 осям по первому этажу расположены две двустворчатые входные двери с характерным для модерна динамичным рисунком. Над ними имеется горизонтальное узкое окно. Над входными дверями имеется односкатный криволинейный навес, поддерживаемый четырьмя кронштейнами, которые имеют рисунок в виде трех стоек, две из которых наклонные и исходят веером из одной точки, фиксируемой декоративной деталью в виде ряда полуваликов. Между наклонными стойками имеется рисунок в виде геометрической сетки из прямоугольников разной длины, ниже этой решетки имеются деревянные дуги в виде подковы. Край кровли навеса поддерживается декоративным плавно изогнутым уголком.

На поверхности стены под этими кронштейнами в цокольной оштукатуренной кирпичной части выведены лопатки, имеющие вертикальные бороздки.

Окна первого и второго этажей по всем фасадам имеют одинаковые размеры. Они выполнены с прямоугольными наличниками в виде рамок. Прямые сандрики над ними (кроме южного фасада) имеют наклонный скат, рифленый горизонтальными дощечками, поддерживаемый фигурными дощечками-кронштейнами. Боковые доски наличников, поднимаются выше ската сандрика, и спускаются ниже подоконника, и т.о. имеют выпуски, завершенные полуциркульными выемками. Под сандриком имеется рисунок в виде ряда вертикальных зубчиков. Верх рамки наличников имеет «ушки» в виде абриса условной, упрощенной волюты. Боковые части наличников в верхней части имеют кронштейны, ниже которых расположены вертикальные борозды-порезки. Подоконная часть наличника имеет горизонтальные бороздки. При пересечении с подоконными горизонтальными досками наличников имеется накладной элемент в виде квадрата, на котором выступает круглый элемент в виде «таблетки».

Угловые пилястры имеют рисунок в верхней и нижней части в виде накладных дощечек с фигурными краями, на которых имеются три горизонтальных параллельных рейки.

На фасадах имеются горизонтальные пояски, отделяющие один этаж от другого. На дворовом южном фасаде (по первому этажу — пятиосный, по второму — шестиосный) над окнами отсутствуют прямые сандрики и наличники имеют вид простых рамок. На этом фасаде имеется выступающий объем второй лестницы и вход в нее. Над входной дверью имеется односкатный криволинейный навес, поддерживаемый деревянными кронштейнами.

Восточный боковой фасад – по первому этажу — трехосный, по второму — четырехосный. Под трапециевидной двускатной крышей, вынос которой поддерживается шестью плавно изогнутыми кронштейнами, расположены три чердачных окна того же размера, что и на главном уличном фасаде.

Западный боковой фасад – по первому и второму этажам — шестиосный. По четвертой и пятой оси располагаются террасы на первом и втором этажах (размером 2,3м Х 3,0 м), верхняя – с трехскатным пологим навесом, поддерживаемым кронштейнами. Под навесом имеется фризовая полоса из вертикальных и наклонных дощечек, создающих геометрический рисунок. Между тремя деревянными столбиками террасы под фризом имеются деревянные дуги, создающие абрис в виде полуциркульных арок. По центру каждой арки спускается брусок, завершенный фигурной гирькой. Терраса-балкон на втором этаже поддерживается деревянными столбами, квадратного сечения. Ограждение выполнено досками с пропильным рисунком в виде стилизованного растительного орнамента (прорези выполнены наподобие лотоса и стебля с кругом и полукругом на нем).

Головной убор здания по своей пластике контрастирует с рационалистическим характером фасадов. Двускатная (трапециевидная) крыша дополнена по главному фасаду пластичными всплесками над слуховыми окнами. По главному фасаду первый всплеск расположен над первой, второй и третьей световой осями, второй – над седьмой и восьмой световой осями. Абрис левого широкого подъема кровли имеет вид пологого треугольника с оплывшими мягкими краями в месте соединения с карнизом. Он поддерживается четырьмя плавно изогнутыми кронштейнами, которые имеют вертикальное продолжение в виде досок, переходящих в выпуски наличников окон второго этажа. Между кронштейнами расположены три небольших узких прямоугольных чердачных окна.

Правый подъем кровли в верхней части имеет лучковое очертание, а затем плавно растекается по трапеции вниз до линии карниза. Под правым подъемом кровли, поддерживаемым двумя, плавного очертания, кронштейнами расположены три прямоугольной формы узких чердачных окна на разных уровнях: одно — по центральной оси, и два других — ниже (в расширяющейся части). Они обрамлены простыми рамками в виде вертикальных и горизонтальных досок. Нижняя подоконная доска верхнего окна превращается в горизонтальное членение, которое становится верхней линией рамок двух нижележащих слуховых окон того же размера, что и верхнее окно. Над и под верхним слуховым окном имеется обшивка вертикальными досками, а с боков – горизонтальными, что создает определенный графический рисунок.

Цоколь кирпичный оштукатуренный. По всем фасадам в нем имеются небольшие оконные проемы прямоугольной формы, расположенные по одной оси с окнами первого этажа.

Жилой дом является ярким примером «деревянного» модерна начала ХХ века в Нижнем Новгороде и типом доходного деревянного дома на четыре квартиры. В настоящее время он относится к единичным объектам деревянного зодчества этого времени, сохранившимся в городе