Минина, 35 — дом Д.А. Вернера

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Минина, 35 (литер А)

Постановление и.о. губернатора Нижегородской области от 11.12.98 № 329 «О внесении изменений и дополнений в решение Горьковского исполкома областного Совета народных депутатов от 18.12.1989 №471 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры местного значения»

В архивных документах двухэтажный полукаменный дом на данном участке ул. Минина (бывш. Жуковской) фиксируется с 1870-х годов. В это время он принадлежал вдове надворного советника М.В. Стегачёвой, а затем городскому обществу. В 1890-х годах в доме размещалось Троицкое мужское училище. В 1899 году усадьба перешла к гражданскому инженеру Д.А. Вернеру, который кардинальным образом перестроил дом по проекту, утвержденному Нижегородской городской управой в июле того же года. Имя архитектора на чертежах не указано, но, скорее всего, им был сам Д.А. Вернер. С этого времени дом приобрел ныне существующий архитектурный облик. В 1910-е годы его владелицей являлась Г.Н. Реми, по фамилии которой памятник именуется в ряде исследований.

Вернер Дмитрий Александрович – архитектор, гражданский инженер Строительного отделения Нижегородского губернского правления (с 1896 г.). Для его творчества характерно обращение к различным стилевым направлениям (готика, русский стиль, модерн). Автор проектов церкви при приюте графини О.В. Кутайсовой (не сохранилась), перестройки зданий гостиницы «Россия» (ныне корпус ННГУ им. Н.И. Лобачевского) на пл. Минина и Пожарского и Верхнепосадских торговых рядов на ул. Большой Покровской в Нижнем Новгороде.

Дом Вернера, выполненный в духе модерна, расположен в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», выходит главным (северным) фасадом на красную линию улицы Минина (бывшую Жуковскую). Двухэтажное с подвалом под высокой четырёхскатной кровлей с переломом здание полукаменное: фасады в уровне второго этажа оштукатурены, в уровне первого – оштукатурены только детали. Выразительность силуэта здания обеспечивается за счёт вертикалей шатров, щипца, светового фонаря, а также чердачных окон треугольной и прямоугольной формы. Конфигурация в плане Г-образная за счёт пристроя со стороны двора (14 х 16,5 м).

Уличный фасад имеет двухчастную структуру, при этом каждая примерно равная половина симметрична. Первый этаж трактован как устойчивое основание, в левой (западной) половине фасада, завершённой крутым щипцом, ось симметрии подчеркнута крупными формами: почти квадратное окно второго этажа с выходом на балкон вписано в стрельчатый проём пологого очертания, обрамлённый профилированным архивольтом. По обе стороны балкона с простым (поздним) ограждением – экседры, под ним широкое прямоугольное окно, заключенное в рустованный наличник, горизонтальная перемычка которого продублирована рустованной перемычкой лучковой кривизны. Фасад окрашен в два цвета: на фоне основного тона выделяются побеленные декоративные элементы, в уровне первого этажа на поверхности фасада читается текстура кирпичной кладки, рустом «вразбежку» выделены фланги фасада, левая его часть, обрамления оконных проёмов.

В восточной половине фасада членения более дробные: по средней оси в уровне второго этажа имеется прямоугольный в плане эркер, увенчанный высоким усеченным шатром с гребнем. Сдвоенные вытянутые окна эркера завершены рустованными архивольтами стрельчатых очертаний. Оконные проёмы по сторонам эркера и под ним прямоугольные, трёхчастные, заключены в широкие рустованные наличники, дополненные рустованной лучковой перемычкой.

Фасадные членения представлены междуэтажным карнизом, подоконными карнизами в уровне второго этажа и большого выноса венчающим карнизом, поддерживаемым кронштейнами в виде стилизованных изображений листьев аканта. Венчающий карниз усложнён аркатурным фризом, завершающим фасад и выявляющим щипец.

В архитектурном решении протяжённого бокового (западного) десятиосевого фасада, удлинённого за счёт пристроя, использованы основные мотивы главного. В северной половине фасада имеется прямоугольный в плане эркер, завершённый шатром того же типа. Рустом обработаны фланги фасада, оконные проёмы и эркер. Прямоугольные трёхчастные окна заключены в широкие наличники, в верхней части дополненными рустованными лучковыми перемычками. Главный вход расположен под эркером: двухполотенные деревянные с остеклением двери имеют красивый рисунок переплётов, характерный для модерна. Другие фасады оштукатурены, окрашены, архитектурно не оформлены. Дополнительный вход имеется в пристрое, облик которого строго улититарен.

Ядром внутренней планировочной структуры здания является парадная полувинтовая широкая лестница, вокруг которой сгруппированы помещения. Парадные комнаты дома размещены вдоль главного фасада и в западной половине здания. Входной тамбур занимает часть небольшого холла. Двери тамбура и дверь между лестницей и холлом – филёнчатые с остеклением, сохранилась дверная фурнитура, в том числе стеклянные ручки. Проёмы лестницы имеют широкие профилированные обрамления с ушками. Южная стена лестничной клетки – полукруглая в плане, отделана линейным рустом, сверху и снизу обрамленным поясом растительного орнамента.

Массивная лестница с широкими каменными ступенями имеет изящное ограждение с деревянными перилами и балясинами, над площадкой второго этажа возвышается высокий световой фонарь с плоскими стеклянным витражом и гладкими стенками (одна из них – по балке). Лестничные площадки первого и второго этажей покрыты плиткой, при этом на площадке второго этажа сохранился подлинный плиточный пол. Плоский потолок над лестничным маршем лестницы обведён по периметру тянутым лепным карнизом, поддерживаемым простыми треугольными кронштейнами.

В помещениях подвального этажа сохранились своды Монье, на других этажах потолки плоские. В комнатах первого этажа потолки обшиты досками, деревянные профилированные балки под ними, украшенные в местах примыкания к стене декоративными деталями, формируют геометрический рисунок потолка. Наиболее богато декорированы потолки в парадном помещении второго этажа, окна которого обращены на улицу Минина. Выступающая (эркерная) часть отделена широким карнизом, развитый фриз сформирован поясами растительного орнамента, аркатурным фризом. Оконные проёмы обрамлены профилированными наличниками. Во многих помещениях сохранились первоначальные филёнчатые двери с обрамлением в виде профилированных наличников.

Особенностями объекта, послужившими основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащими обязательному сохранению (предмет охраны), являются следующие:

— местоположение здания, композиция и силуэт уличных фасадов, усложнённый за счет вертикалей шатров, щипцов, светового фонаря, а также чердачных окон треугольной и прямоугольной формы;

— подлинные конструкции стен дома;

— архитектурные детали фасадов: руст, наличники, междуэтажный и венчающий карнизы с аркатурным фризом;

— форма и рисунок полотен входных дверей;

в интерьерах:

— основы планировочной структуры: парадная полувинтовая с ограждением лестница, расположение комнат по периметру дома;

Здание является ярким примером одного из первых городских особняков в Нижнем Новгороде, выполненном в модерне. Его оригинальное, объёмно-пространственное решение и изысканные интерьеры не имеют аналогов в Нижнем Новгороде. Дом связан с жизнью и деятельностью архитектора Д.А.Вернера, работавшего в городе с 1896 по 1906 гг.