Нижегородский Кремль — Дом губернатора

Нижегородский кремль. Дом губернатора (Нижегородский кремль. Дом военного губернатора)

г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 3

Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.60 № 1327.

Дом построен в 1841 г. по проекту петербургского архитектора И.И.Шарлеманя для проживания военного губернатора, а также для приема царской семьи и сановных особ. Работы по строительству начались в мае 1837 г. под надзором нижегородского арх. А.Л.Леера. Строительство дома входило в состав обширных мероприятий по реконструкции города, в том числе и кремля, намеченных в результате визита в город императора Николая 1 в 1834 г.

По описанию нижегородского историка Н.И. Храмцовского (1859) : « Нижний этаж занимал начальник губернии. Второй этаж- императорская квартира, состоящая из зала в два света, столовой, гостиной, кабинета, спальни и др. Третий этаж – жилые комнаты и церковь Св.Духа, которая была устроена в зале, выходящем на северо-восточный угол дома. Она была освящена 18 сентября 1845 года. … иконостас в этой церкви был поставлен из прежней разобранной церкви, только верхи его были сняты сообразно высоте зала. До 1849 года церковь имела вид обыкновенной комнаты с иконостасом. В этом же году под наблюдением князя М.А.Урусова отделаны стены церкви и потолок лепной работой, повешено богатое паникадило и устроены чугунные вызолоченные клиросы. В 1852 году к западному фасаду дома пристроен зимний сад». В объеме дома церковь была отмечена небольшой главой, поставленной на кубическое основание, опирающееся на восточную торцевую стену дома. В эти же годы по центральному окну второго этажа западного фасада был устроен балкон, сохранившийся до настоящего времени. Впервые он был отмечен на литографии К.П.Чаликова «Вид Н.Новгорода» 1850-е гг.

В 1846 г. вследствие оползня грунта в здании инж. А.И.Дельвигом были проведены укрепительные работы фундамента и стен подвала. В конце 40-х гг. Х1Х в. к северному фасаду дома была пристроена широкая терраса с навесом в размер центрального ризалита с двумя боковыми лестницами. Терраса имела выход с первого этажа дома. Она отмечена на плане-съемке города 1853 г., изображена на литографии К.П.Чаликова «Вид Н.Новгорода» Из последних фиксационных материалов видна на фотографии А.О.Карелина и планах города 1890-х гг.

По фиксационному плану города 1853 г. видно, что дом входил в состав архитектурного ансамбля Соборной площади. С двух сторон дома размещались симметрично поставленные и объединенные железной решеткой с полуциркульным очертанием в плане корпуса гауптвахты (с запада, ныне не сохранился) и флигель (с востока). Главный фасад дома был обращен на Спасо-Преображенский собор (1835, арх.А.И.Мельников, ныне не сохранился). Кроме того, эти здания были поставлены на однукомпозиционную ось. На склоне горы перед северным фасадом дома в 1837-1839 гг. был разбит пейзажный парк, именовавшийся губернаторским. Парк планировался арх.И.Е.Ефимовым, инж. П.Д.Готманом и, приглашенным из Москвы,парковедом Императорского двора Пельцелем.

В 1860-х гг. в доме была открыта общественная художественная школа, во главе которой стояли известный художник и фотограф А.О.Карелин и архитектор Л.В.Даль. В 1894-1895 гг. над главным входом был устроен металлический зонт на чугунных опорах по проекту арх. Н.П.Иванова.

В дни Февральской революции бывший губернаторский дворец получил название Дворец свободы; его апартаменты заняли Советы рабочих и солдатских депутатов. В советское время дом использовался в административных целях. Здесь располагались губком, обком и горком партии, а с 1992 г. размещается Нижегородский государственный художественный музей с богатейшей коллекцией живописи, графики и скульптуры, Часть помещений цокольного этажа занимает Управление государственной фельдъегерской службы РФ по ПФО.

На фасаде здания укреплена гранитная мемориальная доска: «В этом здании находился созданный губкомом РСДРП(б) 27 октября 1917 года военно-революционный комитет, руководивший октябрьским переворотом в Нижнем Новгороде».

В конце Х1Х в. к южному фасаду был пристроен металлический зонт на чугунных опорах. В советское время к северному фасаду была пристроена металлическая труба от близлежащей котельной. В основном нарушена внутренняя планировка. Двухсветный зал разделен по высоте на два зала с входами со второго и третьего этажа. Частично утрачены пилястры, проходившие по периметру стен зала 2 этажа, а в зале 3 этажа на пилястрах крупные капители сложного ордера заменены простыми тягами. Не сохранился иконостас домовой церкви на 3 этаже и ликвидирована главка наверху восточной стены дома. Разобрана терраса на северном фасаде.

Дом располагается в северо-восточной части территории кремля, на бровке откоса. Главный южный фасад обращен в сторону арсенала. Дом представляет собой отдельно стоящую постройку, имеет вытянутый план по оси запад-восток. Здание кирпичное, трехэтажное на высоком цокольном этаже. Фасады оштукатурены и в их отделке использованы детали и элементы классицизма.

Все фасады имеют симметричное построение, южный и северный фасады – в 17 осей окон, восточный — в 5 осей, западный — в 3 оси. Ось симметрии на южном и северном фасаде выявлена слабо выступающим центральным ризалитом, завершенным треугольным фронтоном, а на южном фасаде усилена центральным входом- порталом и металлическим зонтом-навесом. Архитектурная отделка фасадов единообразная. Ровные и гладкие поверхности цоколя прорезаны небольшими окнами. Поверхность 1 этажа отделена от верхних этажей горизонтальной профилированной тягой и покрыта крупным рустом с выделением замковых камней по оси окон. Прямоугольные окна обрамлены простыми профилированными наличниками. Плоскости стен верхних этажей гладкие, расчленены рядами прямоугольных оконных проемов и неглубокими нишами между окон 2 и 3 этажа.

Наиболее декорированы окна в центральном ризалите. По 2 этажу окна акцентированы двух пилястровыми портиками, выступающие сандрики которых образуют сильный горизонтальный пояс. Окна 3 этажа оформлены крупными наличниками, которые в надоконной части имеют треугольные сандрики с боковыми кронштейнами, а в нижней части — включают неглубокие ниши. Плоскости стен фасадов завершает мощно декорированный многочисленным рядом сложно профилированных кронштейнов карниз. Подобный ряд кронштейнов переходит в плоскость тимпана фронтонов северного и южного фасадов.

Плоскости стен южного и северного фасада идентичны, за исключением устройства входа с металлическим навесом. Металлический навес опирается на 4 чугунные опоры-колонны, в которые включены прямоугольного плана пьедесталы; тонкие колоны завершены капителями и поддерживают ажурный горизонтальный пояс и угловые декоративные решетки. С другой стороны трехскатное покрытие навеса опирается на угловые решетки-кронштейны. На восточном фасаде (в 5 осей) три центральных окна сближены между собой, а на западном — (в 3 оси) центральное окно значительно крупнее крайних и по 2 этажу имеет выход на балкон прямоугольного очертания в плане, опирающегося на 4 мощных кронштейна и выполненного в деревянных конструкциях.

Симметричное построение южного и северного фасадов отражено в планировочной структуре дома. На планировочной оси находится главный вход, вестибюль с объемом главной трехмаршевой лестницы, связывающей 1 и 2 этажи, и большой зал размером 11,4 х 20,5 м, ныне по второму этажу разделенный на несколько помещений и по 3 этажу сохранивший прежние размеры. В основе планировки всех этажей лежит центральный внутренний коридор, обеспечивающий входы во все помещения, разделенных как несущими поперечными стенами, так и деревянными перегородками. В цокольном этаже коридор перекрыт цилиндрическими сводами. Связь между 2 и 3 этажами обеспечивает узкая деревянная лестница в юго-западной части дома. В восточной части цокольного этажа устроен самостоятельный вход с восточного торцевого фасада. В юго-восточной части, с входом на южном фасаде, расположена единственная лестничная клетка, соединяющая все этажи от цокольного до 3.

В доме сохранились многочисленные элементы классицистической отделки. Архитектурный декор помещений сосредоточен в залах 2 и 3 этажа и состоит в основном из потолочных тяг, угловых декоративных рельефов, розеток. В центральном зале 2 этажа в простенках и по стенам расположены пилястры с базами, на западной стене два входа украшены порталами с сандриками. На 3 этаже стены зала расчленены пилястрами и антаблементом классического профиля с сильно выступающим карнизом и поддерживающими его кронштейнами. Плоский потолок украшен сложного профиля поясом с меандром и тремя, расположенными в центре, круглыми розетками по типу венков из дубовых листьев. В зале 2 этажа, примыкающего к западной стене центрального зала, четыре входа отмечены высокими дверями, отделанными шпоном из карельской березы. На потолке вдоль стен выполнен декоративный пояс с включением круглых лепных розеток, а в центре расположена крупная розетка, окруженная венком из дубовых листьев.

На 3 этаже в помещениях юго-западной находятся две угловые кафельные печи, одна – треугольного очертания в плане, другая- прямоугольного. Кафельные плитки не имеют рисунка, за исключением верхних карнизных частей, где два ряда плиток включают растительный барельефный орнамент. Богат декором зал 3 этажа (б. домовая церковь), примыкающий к восточной стене центрального зала. Южная и северная стены расчленены пилястрами, между которыми на южной стене выполнены полуциркульные ниши с декоративным растительным орнаментом. По Главная лестница (ступени и площадки) покрыты плитами белого мрамора, ограждение сделано из металлических квадратного сечения колонок, а стены облицованы желтого цвета известняком. Общие размеры здания в плане 23 х 55 м

Местоположение объекта, общее объемно-пространственное решение, историческая планировочная структура,архитектурное решение фасадов и детали этих фасадов (архитектурные лепные элементы венчающего карниза, рисунок рустовки стен 1 этажа, наличники окон 2 и 3 этажа, балкон западного фасада, металлический навес над главным входом и т.п.), подлинность первоначальных несущих конструкций, в том числе сводов подвала; исторические интерьеры: парадная лестница (№1) – общее пространственное построение, профили тяг на площадках, декоративные элементы и розетка потолка; зал (№2) – потолочные тяги, розетка; зал (№3) – лепной карниз с розетками, розетка потолка, 3 филенчатые двухстворчатые двери с обналичкой из карельской березы, внутристенные деревянные панели; зал («4) — декор стен (пилястры с базами, 3 дверных портала; зал (№5) — потолочные тяги с угловыми рельефными элементами; залы (№6,7) — потолочные тяги; залы (№8,9)- изразцовые печи, потолочные тяги; зал (№10) – отделка стен (пилястры, горизонтальные тяги, карниз с кронштейнами), лепной меандровый пояс и 3 розетки потолка; зал (№11) – отделка стен (пилястры, барельефный фриз с карнизом, дверные порталы, настенные панели), лепной потолочный пояс;

Дом является одним из образцов архитектуры классицизма в Н.Новгороде, в основном сохранил свой первоначальный архитектурный облик и связан с творчеством крупного петербургского архитектора И.И.Шарлеманя. Дом имеет большую историко-градостроительную ценность, т.к. является важной частью архитектурного ансамбля Нижегородского кремля и отмечает один из крупных этапов формирования его планировочной структуры в 1830 – 1840 – е гг.