Нижегородский Кремль — обелиск, установленный в честь К. Минина и Д. Пожарского

Обелиск, установленный в честь руководителей народного ополчения 1612 г. Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, Кремль

Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176

В 1808 г. накануне 200-летия освобождения России от польских интервентов правительство Александра I объявило конкурс на проект памятника в честь инициаторов народного ополчения 1611-1612 гг. К. Минина и Д. Пожарского. Памятник предназначался для Нижнего Новгорода – места, где К.Минин начал свой подвиг. Лучшим среди конкурсных работ был признан проект, представленный знаменитым скульптором, ректором Санкт-Петербургской Академии Художеств Иваном Петровичем Мартосом. Как сообщает историк Н.Ф. Филатов, весной 1809 г. по уездам Нижегородской губернии был разослан литографированный рисунок будущего памятника и объявлен сбор средств на его возведение. К 1811 г. было собрано уже 18 тысяч рублей. Однако 15 февраля 1811 г. по предложению министра внутренних дел А.Б. Куракина Комитет Министров принял решение установить скульптурный памятник по проекту И.П. Мартоса в Москве, а в Нижнем Новгороде соорудить более скромный монумент в виде обелиска. 20 февраля 1818 г. памятник Минину и Пожарскому был установлен в центре Красной площади в Москве.

В 1819 г. Академия Художеств объявила конкурс на проект обелиска Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Заказчиком выступило Нижегородское губернское правление. Лучшим был признан проект известного архитектора из Санкт-Петербурга, профессора Академии Художеств Авраама Ивановича Мельникова, выполненный совместно с И.П. Мартосом в 1825 г. Место установки монумента рядом с бровкой крутого откоса Кремлевского холма было выбрано А.И. Мельниковым; при этом обелиск должен был находиться на оси север-юг Успенского военного собора, спроектированного Мельниковым в 1821 г. Это предложение и было принято, вопреки авторитетному мнению инженера А.А. Бетанкура, считавшего, что памятник следует расположить в центре площади напротив присутственных мест.

А.И. Мельников руководил и реализацией проекта; в декабре 1825 г. он присутствовал при торжественной закладке монумента и отдал распоряжения о заготовке материалов для него. Бронзовые барельефы и чугунные доски с текстом по эскизам И.П. Мартоса отливались в мастерской Академии Художеств под наблюдением автора. Дата на досках – 1826 год — не соответствует году открытия памятника, поскольку гранитные плиты для обелиска, которые вырубались в карьерах неподалеку от Выборга, к этому времени еще не были готовы. Лишь летом 1827 г. гранит был водным путем доставлен из Петербурга в Нижний Новгород. Однако при разгрузке была отколота верхняя треть ствола обелиска. В связи с этим открытие памятника, назначенное на 6 ноября 1827 г., пришлось задержать. Прибыв в Нижний Новгород, Мельников срочно переработал проект; он представил на рассмотрение в Петербург составной (из двух частей) вариант обелиска уменьшенной высоты. Однако, в конечном итоге обелиск был соединен в месте перелома при помощи внутреннего медного штыря, посаженного на раствор, с последующей затиркой и полировкой швов разлома. Сравнительный анализ первоначального проекта и существующего памятника показывает, что обелиск практически сохранил свою проектную высоту. Торжественное открытие монумента состоялось 15 августа 1828 г. Его стоимость по смете составила 39800 рублей.

Во второй половине XIX в. вокруг обелиска был разбит сквер — так называемый Мининский сад. Судя по изображениям памятника на акварели Мельникова 1825 г. и литографии Быстрицкого 1856 г., изначально ограждений вокруг него не было. На фотографиях конца XIX – начала ХХ вв. видно, что обелиск обнесен сквозной металлической решеткой. В середине ХХ в. вокруг памятника было установлено цепное ограждение на невысоких тумбах, увенчанных чугунными шарами (демонтировано в 2005 г.). В рамках программы подготовки к празднованию дня народного единства 4 ноября 2005 г. благоустройство вокруг монумента полностью обновлено.

Обелиск сохраняет первоначальное композиционное и архитектурно-художественное решение. В верхней части ствола обелиска хорошо видно место разлома 1827 г., затертое гранитной крошкой. С северо-восточной стороны у основания ствола имеется заполированная угловая вставка. Карниз и цоколь пьедестала в некоторых местах имеют сколы.

Памятник установлен на ровной площадке у кромки Часовой горы в центральной части Нижегородского Кремля. С северной и восточной сторон участок ограничен крутыми склонами Кремлевского съезда, с западной стороны к площадке примыкает мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С южной стороны расположены собор Михаила Архангела и здание администрации Нижегородской области. Площадка с твердым замощением, в центре которой стоит обелиск, окружена газонами с купами деревьев; в западном направлении она переходит в широкую эспланаду, подводящую к Вечному огню. Диагональные пешеходные дорожки ведут к обелиску от собора Михаила Архангела, а также, огибая здание областной администрации, от Дмитриевской башни. Памятник, включенный в архитектурный ансамбль Кремля начала XIX в., ориентирован параллельно соседним опорным зданиям (изначально он был установлен на оси ныне утраченного Успенского военного собора, построенного по проекту А.И. Мельникова в 1831 г.).

Обелиск имеет вертикальную центрально-симметричную композицию и представляет собой четырехгранный сужающийся кверху столб с заостренной пирамидальной верхушкой на квадратном в плане пьедестале (1,2х1,2 м). Основанием сооружения служит низкая широкая плита, также квадратная в плане (3,4х3,4 м) и чуть сужающаяся кверху. Она придает памятнику устойчивость и усиливает визуальную пирамидальность его общей композиции. Обелиск выполнен в духе подражания античности, характерном для искусства ампира. Его отличают монументальная ясность замысла, простые и строгие формы, лаконичный и выразительный силуэт.

Монумент состоит из пятнадцати плит розового карельского (финляндского) гранита. Ствол обелиска и пьедестал выполнены из цельных плит, основание составное. Четырехгранный ствол обелиска имеет гладкие полированные поверхности. Полированный пьедестал решен по классической трехчастной схеме (выступающий цоколь, стул и профилированный карниз). С северной и южной сторон пьедестала имеются бронзовые позолоченные барельефы, один из которых посвящен К. Минину, а второй — Д. Пожарскому. Оба барельефа заключены в прямоугольник и одинаковы по композиции: в центре помещен простой постамент с бюстом героя, над головой которого две крылатые богини славы в античных хитонах держат лавровый венок. На постаментах имеются надписи: с северной стороны — «Козьма Минин», с южной – «Князь Пожарский». Углы барельефов визуально закреплены четырьмя выпуклыми розетками. Над барельефами на стволе обелиска укреплены чугунные доски с надписями: с северной стороны — «Гражданину Минину благодарное потомство 1826 года»; с южной стороны – «Князю Пожарскому благодарное потомство 1826 года».

В настоящее время памятник дополнен элементами благоустройства в виде четырех г-образных клумб, облицованных полированным розовым гранитом, со светильниками-шарами из белого стекла на низких пирамидальных основаниях. Вместе с замощением из красной и темно-серой плитки они создают непосредственное окружение монумента, соответствующее ему по композиции и колористике.

Историческая и общественная значимость памятника определяется его мемориальным характером, призванным увековечить память организаторов народного ополчения 1611-1612 гг., освободившего Россию от польской оккупации. Объект является важным композиционным элементом архитектурного ансамбля Кремля эпохи классицизма. Художественная ценность монумента связана с авторством А.И. Мельникова и И.П. Мартоса, видных деятелей российской культуры начала XIX в.