Нижневолжская набережная, 16/1 — здание биржи

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, Нижне-Волжская набережная № 16/1 (литер Д)

Решение Горьковского облисполкома от 18.12.89 № 471№; Постановление администрации Нижегородской области от 11.12.98 № 329 .

Здание биржи находится на территории древнего исторического района Нижнего Новгорода – Нижнего посада, который возник одновременно с основанием города. Рассматриваемый участок находится вблизи от берега р. Волги, вдоль которой ранее располагались пристани. Территория Нижнего посада протянулась от Ивановской башни кремля до Благовещенского монастыря.

Ул. Рождественская (быв. Козьмодемьянская) идет параллельно реке и изгибу высоких холмов — Дятловых гор. К концу ХУ111 века ул. Рождественская стала главной планировочной осью этой территории. В начале Х1Х века в связи со строительством нижегородской ярмарки (1817 г.) на левом берегу реки Оки застройка Нижнего посада продолжала уплотняться, и к началу ХХ века была застроена каменными доходными и торговыми домами, банками, конторами, превратившись в деловую часть Нижнего Новгорода.

Эта часть города приобрела регулярную планировку. В 1824 году между ул. Рождественской (при выходе на нее Успенского переулка) и Нижневолжской набережной четкую геометрию получила Софроновская площадь перед главной пристанью. На восточной стороне площади находилась Козьмодемьянская церковь, а западная сторона формировалась фронтом частной застройки. Участок с современным зданием под № 16/ 1 находился на пересечении набережной и площади.

К началу Х1Х века этот участок принадлежал нижегородскому мещанину Ветошникову Михаилу Семеновичу. Здесь находился каменный дом, обращенный фасадом на Рождественскую улицу. В 1802 году владелец продал усадебное место со всем строением нижегородскому купцу Переплетчикову Петру Тихоновичу, а спустя пять лет это место в 1807 году перешло к нижегородскому купцу Ясыреву Михаилу Григорьевичу, который владел и соседним участком. Таким образом, он расширил свою усадьбу. Затем усадьба перешла к его сыновьям — Степану и Петру Ясыревым, которые продолжали занятие торговлей. Усадьба была разделена между братьями: старшему Степану достался каменный дом. В 1832 году С.М.Ясырев построил новый каменный дом, а в 1834 году и каменный флигель во дворе, который своим фасадом выходил на набережную (на этом месте в настоящее время и расположен дом № 16/1), по проектам арх. А.Л.Леера. Граница между участками братьев в 1824 году была проведена по новой красной линии Софроновской площади. В конце 1830-х годов усадебная земля купца П. М. Ясырева отошла под устройство Софроновской площади (ныне пл. Маркина). Усадебное место С.М. Ярсырева оказалось крайним и вышло на площадь кирпичной оградой с проездными воротами. Но так как при разбивке площади ее отметки были подняты, а это создало неудобство для въезда во двор, то 1838 году почетный гражданин купец 2-й гильдии С.М. Ясырев обратился с просьбой в Комитет об устройстве губернского города Нижнего Новгорода с прошением. По этому прошению городовой архитектор Г.И. Кизеветтер произвел осмотр строений и подтвердил, что требуются исправления для удобства въезда во двор, при сохранении фасадов зданий без изменений.

В начале 1850-х годов С.М.Ясырев продал свое место чебоксарским купцам братьям Федору и Аристарху Андреевичам Блиновым. На протяжении более полувека этот и прочие участки в квартале между Софроновской площадью, ул. Рождественской, Нижневолжской набережной р. Оки (современная Нижне-Волжская набережная) и пер. Рождественским (современный пер. Городецкий) принадлежали разным поколениям купеческой семьи Блиновых.

В соответствии новым планом Софроновской площади, утвержденным в середине Х1Х века, линия застройки с западной стороны была установлена на 19 метров (9 сажен) от границы участка Блиновых. Эта полоса земли была предназначена для строительства каменных зданий. Блиновы приобрели эту землю и в 1853 году представили проект на постройку двух каменных лабазов с лавками, составленный архитектором Н.И. Ужумедским-Грицевичем, который рассмотрело и одобрило для строительства Общее Присутствие Нижегородской Губернской Строительной и Дорожной комиссии. Этот проект представлял комплекс их двух двухэтажных корпусов по углам квартала, и третьего здания стоящего между ними в середине, лицом на площадь. Все корпуса со стороны площади соединялись аркадами. Это была симметричная классицистическая композиция. Архитектурное решение фасадов было выполнено в стиле эклектики.

Здания были закончены строительством в 1854 году. Угловой лабаз на пересечении ул. Рождественской сохранился в перестроенном виде до настоящего времени (дом № 35 по ул. Рождественской). Также в перестроенном виде дошел до нас и центральный лабаз — дом № 3 на пл. Маркина. Каменный двухэтажный флигель Ясыревых, ранее выходивший своим фасадом на площадь, после постройки купцом Блиновым нового лабаза, оказался во дворе. В 1855 году он был надстроен третьим этажом по проекту арх. Н.И. Ужумедского-Грицевича.

Таким образом, к середине 1850-х годов по периметру усадебного места сплошной стеной стояли каменные строения, образующие внутренний двор, который соединялся проездом с ул. Рождественской. В конце 1850-х годов историк Н. Храмцовский дал описание данного участка в районе Нижнего базара: «Вся сторона Софроновской площади между Рождественской улицей и набережной, противоположная церкви, занята домом купца Блинова с лавками, где устроена домохозяином конная мельница для размолки Эльтонской соли, которой он ведет значительный торг».

Имение Ф.А. и А.А. Блиновых по ведомости недвижимого имущества Рождественской части Н.Новгорода составило 37800 рублей серебром на 4 марта 1874 года. Оно включало «двухэтажный дом в 13 окон по лицу с торговыми помещениями, три двухэтажных флигеля с торговыми помещениями, соответственно в три, пять и три окна, а также каменные службы». В дальнейшем Блиновы расширили свои владения до Городецкого переулка, скупив соседние строения.

В ноябре 1891 года в Нижегородскую Городскую Управу обратился Нижегородский Биржевой Комитет с просьбой «о бесплатном отводе в потребном количестве городской земли для постройки здания Нижегородской биржи, находя самым удобным для того место – против плашкоутного моста на пригорке, там же, где в настоящее время находится сарай спасательной станции». Бурное развитие торгово-промышленной деятельности в Нижнем Новгороде на рубеже Х1Х и ХХ вв. требовало иметь здание Нижегородской биржи, которая отличалась заметным ростом и влиянием в торговом мире. Деятельность биржи в Н. Новгороде в 1881 году с незначительных оборотов, которые постепенно увеличивались и достигли в 1889-1890 биржевом году 68465339 пудов на сумму 5134474 рублей. Число членов Нижегородского биржевого общества постоянно увеличивалось и к началу 1890-х годов насчитывало около 400 человек, большинство которых составляли жители Н.Новгорода. Биржа не имела собственного здания и находилась в неудобном наемном помещении. Биржевые деятели готовы были не пожалеть средств на строительство и возвести здание которое стало бы лучшим украшением города. Место для будущего строительства было выбрано заявителями на берегу р. Оки напротив Нижегородской ярмарки. Но Нижегородская Дума отказала в предоставлении этого места, т.к. указанная площадка напротив плашкоутного моста должна была оставаться свободной.

В начале декабря 1891 года Биржевой Комитет обратился к Городскому Голове с новым предложением «отвести для постройки биржевого здания место на набережной на бывшей Софроновской площади посередине между домами Дехтярева и братьев Блиновых».

Но к вопросу о строительстве биржи власти вернулись только в начале 1893 года, так как на страницах местной печати, например в газете «Волгарь» была помещена одна из ряда критических заметок по поводу сохранения сквера на Софроновской площади, который может стать недоступным жителям этой части города, если рядом с ним будет построена биржа, то он станет местом собрания биржевиков.

Вопрос о необходимости строительства в городе нового здания Нижегородской биржи возник вновь в связи с решением правительства о проведении Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде.

В августе 1894 года Биржевой комитет вновь поставил перед местными властями вопрос об отводе места для постройки здания биржи на Софроновской площади между домами Дегтярева и Блиновых и заказал проект известному столичному зодчему Карлу Густавовичу Трейману. «К.Г. Трейман был выпускником Гатчинского Николаевского сиротского института, с 1864г. обучался в Санкт-Петербургской Академии художеств, занимался частной практикой. В 1889г. принял участие в разработке проекта Главного дома Нижегородской ярмарки, получил 1-ю премию, но с требованием доработки вместе с архитекторами А.Е. Трамбицким и А.И. фон Гогеном. Их совместные планы-фасады были утверждены и в 1890 г. реализованы. В 1894-1896 гг.К.Г. Трейман создает проект и возводит здание Нижегородской биржи на Софроновской площади, а также дом купца-промышленника Дегтярева (Нижне-Волжская наб., 18)».

Сначала Городская Дума отклонила прошение, так как дорожила площадями, важными для городской жизни, но биржевые деятели проявили настойчивость. «Была создана специальная комиссия по предварительной разработке вопроса об условиях уступки места под постройку биржевого здания на Софроновской площади в составе известных в деловых кругах гласных Думы: А.Баулина, Я. Башкирова, Н. Бугрова, Н.Башкирова, Н. Курбатова, В. Баулина, П.Михалкина, А.Меморского и В. Мензелинцева. Комиссия пришла к выводу о возможности разрешить постройку здания биржи на Софроновской площади при выполнении Биржевым обществом ряда условий. Эти условия касались, прежде всего, уменьшения размеров здания в плане, а также требований утверждения проекта Городской Думой и вложения средств на его строительство не менее чем 50 тысяч рублей. Последнее требование должно было гарантировать высокий уровень архитектурного решения и качества строительства нового здания, соответствующие столь ответственному месту его постановки».

Но так как вопрос о строительстве здания нижегородской биржи не нашел своего разрешения, то один из членов биржевого общества – Торговый дом братьев Блиновых предложил выстроить здание биржи на принадлежащем ему месте на углу Софроновской площади и Набережной р.Оки.

23 февраля 1895 года было принято предложение Торгового дома. Биржевой комитет заказал архитектору К.Г.Трейману новый проект здания биржи, который был рассмотрен 17 апреля 1895 года на общем собрании биржевых деятелей.

По проекту здание биржи предполагалось выстроить трехэтажным с двухсветным биржевым залом, с рестораном на третьем этаже, из окон которого открывалась волжская панорама. На втором этаже располагались комнаты Биржевого Комитета с залом для собраний, помещения для нотариусов. На углу со стороны Софроновской площади ставилась наблюдательная башенка, которая могла служить в последствии для атмосферных наблюдений. Условия предоставления участка под строительство здания биржи предусматривали, что собственником его будет Торговый дом братьев Блиновых, который будет сдавать его Биржевому комитету за 4000 рублей в год.

Одновременно со строительством биржевого здания был возведен рядом с ним и двухэтажный торговый корпус (по Нижне-Волжской наб.). В первом этаже которого находились торговые лавки Макария Николаевича Блинова, что следует из вывески, висевшей на фасаде дома (видно на фото М.П.Дмитриева конца Х1Х в.) В архитектурном решении главного фасада использованы те же мотивы декора, что и на здании биржи, т к. автором торгового корпуса, скорее всего, также является арх. К.Г. Трейман.

В советское время в здании размещался Дом культуры речников. В настоящее время здание занимает ночной клуб и ресторан, в подвале размещаются складские помещения и кухня ресторана.

В 2002 году Департамент охраны историко-культурного наследия заключил инвестиционный договор на проведение ремонтно-реставрационных работ и приспособление объекта с арендатором (инвестором), а также охранный договор об условиях владения нежилыми помещениями в памятнике истории и культуры.

На фасаде здания со стороны пл. Маркина имеется информационная доска следующего содержания: «Объект культурного наследия регионального значения. Здание нижегородской биржи. Построено в 1895-1896 годах. Архитектор К.В.Трейман. Возведено по плану благоустройства города к ХУ1 Всероссийской промышленной и художественной выставке. Характерный образец академической эклектики».

В результате многочисленных ремонтов на протяжении ХХ века, были уничтожены многие исторические элементы внутреннего убранства. Была выполнена частичная перепланировка (убраны или поставлены новые перегородки). Не сохранились филенчатые первоначальные двери, как со стороны главного, так и речного фасадов. Рамы и переплеты окон и заполнения дверных проемов — современные.

В 2002-2003 гг. в здании были проведены ремонтно-реставрационные работы, в результате которого были сохранены и восстановлены ценные декоративные элементы интерьера главного зала. Все декоративные лепные элементы (на стенах и потолке) были покрашены золотой краской, но их форма сохранена. Историческая отделка помещений в здании сохранилась, практически только в главном зале. Также в здании сохранились первоначальные чугунные лестницы с перилами и ограждением. Что касается внешнего облика здания, то до настоящего времени не воссоздана утраченная наблюдательная башенка, венчающая ризалит с главным входом.

Она придавала зданию активный силуэт, который участвовал не только в решении застройки Софроновской площади, но и речного фасада города. Первоначальный вход в здание был переделан в оконный проем, со стороны пл. Маркина между ризалитами, вместо трех оконных проемов по первому этажу был устроен новый вход. Современный мощный козырек над этим входом не соответствует стилистике, масштабу и характеру архитектуры здания. Он является диссонирующим элементом, лишенным художественной ценности.

Отсутствует (не восстановлен) на главном фасаде и барельеф в виде герба города. Под фронтоном двухколонного портика входа (между триглифами) не сохранились буквы надписи «биржа».

Фасады здания сохранили во многом свой исторический облик.

Трехэтажное кирпичное оштукатуренное здание с подвалом в плане представляет собой прямоугольник. Оно расположено на углу пл. Маркина и Нижне-Волжской набережной, напротив Стрелки (места слияния двух рек Волги и Оки, зафиксированное собором Александра Невского). Его автором является арх.К.Г.Трейман.

Архитектура здания решена в стиле академической эклектики с использованием мотивов итальянского и французского ренессанса. Здание обладает хорошими пропорциями, имеет монументальный и репрезентативный облик, хотя и не перегружено лепными деталями, что было характерно для поздней эклектики.

Объем здания в настоящее время перекрыт скатными кровлями (самостоятельными над двухэтажной и трехэтажной частями). Многопрофильный подкровельный карниз опоясывает уличные фасады здания. Он поддерживается рядом неравномерно расположенных кронштейнов. На дворовом фасаде карниз более простой формы.

Главный фасад с входом, обращенный к пл. Маркина, имеет шесть световых осей и одну ось по главному входу. Этот фасад– асимметричный: он имеет два выступающих ризалита. Один ризалит — одноосный, расположен слева от главного входа и завершен невысоким горизонтально вытянутым аттиком. Второй ризалит – широкий, трехосный, расположен по одной из сторон угла здания на пересечении с Нижневолжской набережной. По оси симметрии этого ризалита, напоминающего квадратную башню (он значительнее выступает из плоскости фасада, чем левый ризалит), имелся главный вход в виде арочного дверного проема, находившегося внутри двухколонного портика (колонны дорического ордера, в нижней части прорезающие четыре плинты), поддерживающего антаблемент с треугольным фронтоном. Под карнизом треугольного фронтона имеются кронштейны, под которыми проходит фриз с триглифами, между которыми до революции были расположены буквы надписи «биржа». Над фронтоном главного входа на втором этаже расположена квадратная ниша, в которой был размещен герб Нижнего Новгорода в растительном обрамлении.

Стены и пилястры первого этажа имеют линейный руст. На втором этаже линейный руст имеется на пилонах, обрамляющих ризалиты. Правый ризалит фасада со стороны площади имел до революции одноосную башенную надстройку, расположенную по оси симметрии, увенчанную четырехгранным, приземистым куполом с флагштоком. Это была наблюдательная башенка, которая придавала градостроительную акцентность угловому зданию и подчеркивала главный вход в биржу. Окна второго этажа главного фасада имеют полуциркульное завершение. Их обрамляют архивольты с замковыми камнями. Между архивольтами расположен лепной декор растительного характера. Простенки межу окнами второго этажа имеют по три прямоугольные нишки. Под окнами второго этажа и на фризе под карнизом также имеются аналогичные нишки. Первый этаж отделен от второго профилированным карнизом. В цокольном этаже имелись квадратной формы окна с приямками, как со стороны площади, так и по фасаду вдоль набережной

Протяженный трехэтажный фасад здания, расположенного по красной линии застройки Нижневолжской набережной близок к симметричному. Симметрия нарушена двухэтажной частью здания, переходящей с главного фасада. Речной фасад по первому и второму этажам – десятиосный. От угла с площадью двухэтажная часть здания имеет три световых оси, затем три световых оси в выступающем широком ризалите по первому и второму этажам (на третьем этаже над ризалитом — девять световых проемов), в правой части от ризалита — три световых оси и завершает речной фасад одноосный ризалит с входной дверью. К торцевому фасаду биржи (к одноосному ризалиту) вплотную примыкает двухэтажное торговое здание с арочным проездом вглубь двора.

Тема декоративного убранства с главного фасада переходит и на речной фасад. Также первый этаж имеет линейный руст. Угловые пилястры здания и ризалитов, также рустованы от цоколя до карниза. Окна по первому и второму этажам повторяют размеры и абрис окон главного фасада. Исключение составляет центральный ризалит. Он имеет вытянутые по высоте окна (за ними расположен главный зал), с обеих сторон от которых имеются каннелированные пилястры (разделенные по высоте тремя горизонтальными поясами).

Над окнами центрального ризалита на втором этаже под профилированным карнизом, отделяющим третий этаж от второго, расположен лепной декор в виде гирлянд. Центральный ризалит имеет широкие простенки между окнами, в которых размещены каннелированные пилястры (также разделенные по высоте тремя горизонтальными поясами) с трехвалютными капителями. На широких угловых пилястрах центрального ризалита на уровне второго этажа имеются «разорванные» лучковые сандрики с растительным орнаментом. Под ними имеются цифры, указывающие даты строительства здания: слева — 1895, справа — 1896. Пилястры центрального ризалита, поднимаясь выше третьего этажа завершены куполочками (в виде полушаров), крытых железом. В простенках между окнами первого этажа центрального ризалита имеется ряд прямоугольных нишек, расположенных по всей высоте простенков. Третий этаж обработан горизонтальными поясами. Цоколь имеет горизонтальные пояса над окнами, а по оси оконных проемов — широкие замковые камни. В цоколе имеются квадратные окна с приямками, расположенные по световым осям первого этажа. Окна подвала не имеют обрамлений.

Дворовый фасад здания биржи – кирпичный, неоштукатуренный, десятиосный. Поверхности наружных стен бывшего главного дома не оштукатурены и покрыты известковой затиркой. Все окна одинаковые по размерам – прямоугольные, за исключением окон подвального этажа. Декор отсутствует.

В здании хорошо сохранился интерьер главного двухсветного зала. В зале на потолке круглая лепная розетка, окруженная венком из дубовых листьев. В центре розетка для люстры более выпуклая и решена из изогнутых лепестков, от которых расходятся по секторам валюты с акантовыми листьями. Плафон потолка очерчен профильным поясом, выделяющим фигурные углы, дополненные лепниной: гипсовыми масками в виде львиных голов с золотыми кольцами в обрамлении плавно изогнутых золоченных лавровых ветвей снизу и золоченых волют над гривой. Над ними по диагоналям углов имелся кадуцей Меркурия с бело-золотыми крыльями вокруг золоченого жезла, верх которого обвивают две змеи.

Балкон двухсветного зала имеет глухие ограждения с выступающими навесами в виде параллелепипедов, которые чередуются с рядом балясин (из 8 штук) в нишах ограждения. Под балконом идет ряд кронштейнов с декоративной лепниной растительного орнамента, за которыми по стене проходит декоративный лепной фриз. Торцевая стена зала на 2 этаже и стена напротив окон расчленена рамами-филенками, разделенными вертикалями пилястр с подобием капителей с растительным золотым орнаментом. По оси симметрии в пилястрах прямоугольные вытянутые рамки имели золотую обводку на фоне белой пилястры. В простенках между окнами белые рамки имеют тонкую золотую полоску окантовки. Две каннелированные колонны на первом этаже с декоративными капителями, поддерживают торцевой балкон. Сохранились две аналогичные каннелированные колонны и на втором этаже в аванзале.

Памятник эпохи поздней академической эклектики с использованием мотивов итальянского и французского ренессанса являет собой пример нового для Х1Х века типа общественного здания – биржи. Здание отличается запоминающимся художественным обликом, архитектура отличается профессионализмом. Историко-культурная ценность объекта определяется его высокими архитектурно-художественными качествами. Здание обладает хорошими пропорциями, имеет монументальный и репрезентативный облик, хотя и не перегружено лепными деталями.В интерьерах здания сохранено декоративное убранство главного зала, также представляющее историко-художественную ценность.