Октябрьской революции, 23а — Станция детской железной дороги «Родина»

г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Октябрьской революции,23 а (Литер Б)

Решение Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31.08.93

№ 288-м « Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения»

В середине 1930-х годов в Нижнем Новгороде произошло изменение стилистической направленности в архитектуре. Отказ от простоты геометрических объемов, лишенных декора, сказался в появлении постконструктивизма, который явился самостоятельным переходным стилем в период между конструктивизмом и освоением классического наследия 1930-1950-х годов в стране. Постконструктивизм или «обогащенный» конструктивизм сохранил функциональный метод проектирования, дифференциацию объемов, содержащих разные функции, но обратился к синтезу искусств в архитектуре. Здания стали украшаться скульптурой, барельефами, носящими тематический характер, а в интерьерах обязательным компонентом стала монументальная живопись, которая украшала стены и плафоны потолков.

В 1930-е годы на поиски советских архитекторов оказывал влияние конкурсный проект Дворца Советов (арх. Б.М. Иофан), который представлял собой ярусную композицию из убывающих вверх цилиндрических объемов, расчлененных вертикальными лопатками. Влияние этого, знакового для своего времени, проекта главного здания страны сказывается на облике здания станции детской железной дороги в Нижнем Новгороде, построенного в 1939 году по проекту известного нижегородского архитектора Александра Александровича Яковлева (старшего). Тематическая роспись круглого потолка в вестибюле первого этажа выполнена художником Михаилом Михайловичем Тихомировым.

8 ноября 1939 года в г. Горьком (Нижнем Новгороде) открылась самая протяженная детская железная дорога имени М.Горького в Советском Союзе. Ее длина с четырьмя станциями «Родина», «Маяковского», «Пушкина», «Счастливая» составляла 9,1 км (в настоящее время маршрут сокращен до 3 км). Трасса дороги прошла от парка им. «1-го Мая» до Соцгорода автозавода.

Станция «Родина» — это своеобразное учебное заведение. Здесь школьники на практике осваивают квалификацию машиниста, дорожного мастера, электромеханика, дежурного по станции, диспетчера. Станция строилась на средства завода «Двигатель революции». Строительству станции помогали комсомольские субботники. С 15 мая по 8 ноября, в исключительно короткий срок, были выполнены проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы. В проектировании приняли участие Горпроект, Облпромпроект, Управление Горьковской железной дороги, Управление по расширению автозавода.

9 ноября 1940 года на перроне станции «Родина» была установлена скульптурная группа «Горький с детьми» работы скульптора Колобова.

В настоящее время Детская железная дорога является методическим центром профориентации учащихся школ Горьковской железной дороги. Здесь работает центр технического творчества при ДЖД.

К 1939 году в стране было построено 12 детских железных дорог.

В ходе эксплуатации здание станции неоднократно подвергалось ремонтным работам. Внешний облик здания сохранился полностью за исключением нового остекления балкона-трибуны на втором этаже по фасаду со стороны железнодорожных путей и появление тамбура под этим балконом. По замыслу архитектора здание должно было быть оштукатурено белым цементом с вкраплением белой мраморной крошкой и с белыми лепными деталями. В настоящее время здание покрашено в зеленоватый цвет (декоративные детали — белые), что является отступлением от первоначального авторского замысла. В прямоугольном объеме станции в круглых окнах-иллюминаторах в настоящее время отсутствует стекло и переплеты. Утрачены наружные дубовые филенчатые двери в прямоугольном объеме станции. В музее установлены новые окна без первоначальных крестовых переплетов. В вестибюле станции по обе стороны от входа в зал ожидания имеются полукруглые ниши для скульптур. В настоящее время одна ниша пустует, а в другой стоит фигура А.М.Горького. Первоначально здесь были фигуры В.И.Ленина и И.В.Сталина. В вестибюле в настоящее время убраны перегородки, отделяющие киоск, кассы, справочную, телефоны, милицию. Мозаичные полы в вестибюле и зале в виде геометрического рисунка со стеклянными прожилками не сохранились. В настоящее время в вестибюле они заменены на гранитные. Утрачена шрифтовая надпись «Родина» над фризом с гербами по оси главного входа в вестибюль. Утрачены три лепные розетки на потолке в зале ожидания диаметром 1,5 м. Утрачен флагшток на крыше цилиндрической части и ряд скульптур на парапете.

Здание станции детской железной дороги расположено на площади перед Дворцом культуры им. В.И.Ленина (1924-1928 гг.) рядом с Ленинским городком и парком культуры и отдыха им. 1 мая. Главным фасадом здание обращено в сторону ул. Октябрьской революции. Объем здания кажется камерным по сравнению с монументальным зданием Дворца культуры

Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное в два цвета здание станции, обладает хорошими пропорциями и имеет праздничный облик. Архитектура здания решена в формах постконструктивизма 1930-х годов с использованием упрощенных мотивов неоклассики.

В плане здание станции представляет собой вытянутый прямоугольник, соединенный по продольной оси с круглым в плане объемом. К торцу прямоугольного объема примыкает одноэтажный крытый навес в виде павильона-галереи с колоннадой (протяженностью около 40 м), с кессонированным перекрытием, идущей вдоль перрона. Он служит защитой пассажиров от дождя.

Круглая часть здания решена в виде двух убывающих в диаметре цилиндров, расположенных друг над другом. Нижний цилиндр (большего диаметра — 15 м), площадью 85 кв.м. вмещает в себя вестибюль (высотой 5 м) с рядом колонн идущих по кругу и поддерживающих стены верхнего цилиндра. Перекрытия в круглой части представляют собой пологие железобетонные купола. Потолок вестибюля украшен монументальной росписью на тему «Счастливое детство».

Расположенный над ним цилиндр (меньшего диаметра — 11 м) имеет пологую шатровую кровлю, ограждение которой решено в виде балюстрады со столбиками, на которых расположены скульптуры пионеров-железнодорожников. Под балюстрадой по оси главного входа на фасаде верхнего цилиндра имеется декоративный и необходимый элемент — циферблат часов. В круглом объеме на третьем этаже размещается музей истории железнодорожного транспорта.

Двухэтажный прямоугольный объем имеет коридорную структуру плана. На первом этаже были размещены служебные помещения: кабинеты начальника, дежурного по станции, справочное бюро, кассы, пассажирский двусветный зал, который в настоящее время стал зрительным концертным залом, буфет, медицинский пункт, санузлы. Помещения сохранены, некоторые изменили свою функцию ( так, на первом этаже вместо буфета – помещение охраны. Кассы расположены вместо помещения для сторожа, отсутствует парикмахерская). Бывший зал ожидания имеет площадь 106 кв.м. Зал — двухсветный. На втором этаже в него открывается галерея-коридор. Квадратные колонны с капителями в виде листьев, чередующихся с колосками пшеницы, отгораживают зал ожидания от коридора на первом этаже.

Напротив зала ожидания на первом этаже имеется выход на перрон, который имеет ширину 8 метров. На втором этаже размещены учебно-технические кабинеты для теоретических занятий, радиоузел, диспетчерская. На втором этаже в прямоугольном объеме, начиная от лестницы, примыкающей к цилиндрическому объему, имеется балкон-трибуна, обращенный на перрон и поддерживаемый четырьмя сдвоенными квадратными колоннами. В прямоугольном объеме имеются две лестничные клетки в виде прямоугольных в плане ризалитов, выступающих из плоскости юго-восточного фасада.

Объемно-пространственная композиция здания станции «Родина» динамическая, складывающаяся из нарастающих по продольной оси объемов: от низкого протяженного одноэтажного навеса, поддерживаемого двумя рядами колонн, двухэтажного параллелепипеда основного здания, до повышенной двухъярусной части, состоящей из двух цилиндров, расположенных один над другим. Прямоугольная часть здания перекрыта пологой скатной кровлей. Стропила деревянные, крыша железная. Профилированный карниз цилиндрических объемов поддерживается рядом кронштейнов. Ленточные фундаменты здания станции выполнены из бутового камня, стены из силикатного кирпича, оштукатуренные.

Перекрытия деревянные, за исключением круглой в плане части здания. Лестницы железобетонные по металлическим косоурам.

Интерьеры основных помещений выполнены в той же стилистике, что и фасады. Потолочные карнизы имеют простой профиль. Лепка в виде плетения из дубовых листьев имеется в карнизе вестибюля и зала ожидания.

Памятник эпохи постконструктивизма с использованием мотивов неоклассицизма являет собой пример нового типа многофункционального общественного здания для детей, где сочетается административная, клубная, музейная, зрелищная и транспортная функции. Здание имеет запоминающийся художественный облик, архитектура отличается профессионализмом. Историко-культурная ценность объекта определяется его высокими архитектурно-художественными качествами. Здание обладает хорошими пропорциями, тщательно прорисованными деталями, имеет монументальный и репрезентативный облик. В интерьерах здания сохранено декоративное убранство зала, вестибюля, а также роспись потолка в вестибюле, которые также представляют историко-художественную ценность.