г. Нижний Новгород, Нижегородский район, на пересечении ул. Ошарской и ул. Октябрьской, 5/31 (литер А)
Решение Горьковского облисполкома от 18.12.89 № 471; Постановление и.о. губернатора области от 11.12.98 № 329
В середине XIX в. домовладение на углу улиц Ошарской и Дворянской (ныне улица Октябрьская) принадлежало вдове священника Пелагее Петровой. Для неё нижегородским городовым архитектором Г.И.Кизеветтером был составлен проект каменного жилого флигеля с торговым помещением (лавкой) по первому этажу, высочайше утвержденный 15 июля 1843 г Николаем I. Проектирование велось на основе альбомов «образцовых» фасадов жилых домов, обязательных для применения в губернских городах. Вместе с тем, ряд деталей декоративного убранства здания («сияния» в тимпанах архивольтов, лепные детали – цветки, волюты, розетки) свидетельствует уже об отходе от строгого следования классицистическим нормам и переходе к эклектике.
В натуре флигель, закрепивший направление улицы Ошарской, установленное генеральным планом Нижнего Новгорода 1839 г., был выстроен с некоторыми отступлениями от проекта. В частности, вместо двери по центральной оси первого этажа было устроено окно. Это свидетельствует о том, что первый этаж использовался под жильё, а не под торговлю.
На протяжении второй половины XIX-начала ХХ века усадьба неоднократно меняла своих владельцев. Последним ее хозяином в 1896 году становится мещанин Иван Иванович Иванов, владевший усадьбой до 1918 года. Несмотря на некоторое увеличение оценки усадьбы в этот период времени, активного строительства (перестроек) на ее территории не велось.
Главный усадебный деревянный дом, располагавшийся в глубине усадебной территории, к северо-западу от флигеля, был утрачен и до наших дней не дошёл. Границы современного домовладения № 5/31 по ул. Ошарской совпадают с историческими границами усадьбы, зафиксированными на генплане города 1852-1853 гг. и в иных архивных материалах более позднего периода.
б) перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника.
Здание в целом сохранило свой первоначальный архитектурный облик и объёмно-планировочную структуру. Со стороны северного фасада, по обе стороны от пристроя, в советское время пристроены тамбуры с отдельными входами в квартиры первого этажа.
Архитектурное решение главного фасада в целом сохранилось, сандрик над средним окном главного фасада основного объёма заменён на кирпичную перемычку, некоторые окна пристроя заложены. Наблюдаются деформации, сквозные трещины, разрушение кирпичной кладки пристроя. Первоначальные входы с их архитектурным оформлением (крыльца, козырьки) не сохранились.
В помещениях второго этажа, где почти полностью сохранились старинные интерьеры, возведено несколько временных перегородок.
Флигель усадьбы П. Петровой расположен в Нижегородском районе города, выходит главным фасадом на красную линию улицы Ошарской, вблизи её пересечения с улицей Октябрьской (бывшей Дворянской). Усадьба, в которую входило это здание, исторически закрепляла угол пересечения указанных улиц, главный дом усадьбы занимал угловой участок усадебной территории, однако располагался с некоторым отступом от красных линий улиц. К настоящему времени этот участок осталсянезастроенным, на нём поставлен временный киоск для продажи комнатных растений.
Краснокирпичное здание флигеля имеет два этажа с антресольным этажом и подвалом, конфигурация в плане – Т-образная. Здание состоит из двух частей. Основной объём, прямоугольный в плане (8,14 x 13,78) перекрыт пологой двускатной кровлей. Возведённый почти посередине бокового (северного) фасада двухэтажный пристрой, также прямоугольный в плане (4,3 x 5,8)перекрыт также двускатной кровлей, врезающейся в крышу основного объёма, и является лестничной клеткой для основного здания.
Архитектурное решение уличного фасада основного объёма восходит к образцовым проектам. Фасад трёх-осевой, завершён пологим треугольным фронтоном с полуциркульным окном в тимпане, фланги выделены рустованными лопатками. Под венчающим карнизом большого выноса тянется филёнчатый фриз. Между этажами и под окнами профилированные карнизы. Крупные фасадные членения второго этажа сообщают архитектуре здания торжественный и монументальный характер. Первый этаж, меньший по высоте, решён как цокольный.
Оконные проёмы второго этажа – большие, прямоугольные с широкими профилированными архивольтами, в тимпанах помещены «сияния». Над окнами по верху оконных проёмов тянется профилированный пояс, украшенный чередующимися мелкими сухариками и зубчиками по типу народных деревянных орнаментов. В простенках между оконными проёмами этажа плоскость стен расчленена вытянутыми по вертикали филёнками. Декоративная обработка главного фасада строится на сочетании неоштукатуренных окрашенных в цвет кирпича стен и оштукатуренных декоративных деталей. В подоконных нишах на фоне оштукатуренной поверхности отчётливо читаются лепные розетки с геометрическим орнаментом, также декоративные детали (розетка в виде цветка и волюта) помещены в филёнках над лопатками, фланкирующими главный фасад.
Плоскость стен первого этажа рустована, стены оштукатурены до уровня низа окон. Оконные проемы прямоугольные, заключены в простые рамочные наличники с профилированными сандриками. Стойки наличников продляются до цоколя и обрамляют, таким образом, подоконные ниши. В нижней части фасада выступает над асфальтом верхняя часть цоколя,обработанная в форме полувала.
Архитектурное решение остальных фасадов упрощено. Они практически лишены декора, за исключением горизонтальных членений, продолжающих членения главного фасада и объединяющих все фасады в одно целое. Все окна прямоугольные, не имеют наличников, расположены равномерно, имеются ложные окна. Окна антресольного этажа, находящегося в западной части здания, прорезают фриз.
Главный вход расположен с северной стороны пристроя. В советское время в связи с устройством большего количестваквартир в каждую из них были организованы отдельные входы.
Внутренняя структура дома достаточно проста: в первом этаже планировочной основой являются поперечные несущие стены, делящие пространство на два больших помещения с широким коридором между ними, во втором – выделяется большая комната, обращённая на улицу и занимающая 1/3 часть основного объёма, а также три небольших комнаты. Все они сообщались между собой по анфиладному принципу.
Интерьеры в помещениях второго этажа характеризуются высокой степенью сохранности. Особую ценность представляют изразцовые печи с подлинными дверцами и заглушками, а также лепнина на потолках (в углах – композиции с растительным орнаментом, в центре – розетки), развитые потолочные тяги, филёнчатые двери со старинными ручками. В лестничной клетке сохранилась первоначальная деревянная лестница с художественной отделкой ограждений (балясины, резные детали).
Выполненный по проекту известного городового архитектора Г.И. Кизеветтера, дом является ярким образцом его творчества. Здание входит в ансамбль исторически сложившейся застройки нечётной стороны улицы Ошарской. В архитектурном облике здания воплотились стилистические черты позднего классицизма. При этом композиция уличного фасада здания, где первый этаж трактован как цокольный, а второй отличается укрупнёнными вертикальными членениями свидетельствует о следовании традициям классицизма в то время, как сочетание в декоративном решении фасадов деталей, различных по происхождению и стилевой принадлежности, характерно для эклектики. Общий монументальный характер архитектуры здания, объёмно-планировочное решение ставит его в ряд ярких и интересных памятников переходного этапа от классицизма к эклектике.