Пискунова, 35 — особняк

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Пискунова, 35 (литер А, А1)

Постановление Администрации Нижегородской области от 11.12.1998 г. № 330 «О внесении изменений и дополнений в Решение Горьковского исполкома областного Совета народных депутатов от 03.11.1983 г. № 559 «О мерах по дальнейшему улучшению и использованию памятников истории и культуры области»».

Небольшой деревянный объем, выходящий на красную линию Осыпной (ныне – Пискунова) зафиксирован на плане Нижнего Новгорода 1848-1853 гг. (лист съемки 1852 и 1853 гг.). В начале ХХ в. усадьба с деревянным домом принадлежала А.И. Троицкому, который перестраивает старое здание, придав ему черты модерна. Автор проекта не установлен. Как уже выстроенное, полукаменное здание отмечено в оценочной ведомости 1907 г. По данным нижегородских краеведов, здание использовалось под игорный дом. В 1915 году особняк переходит во владение О.Е. Аркадьевой. В 1918 г. здание было национализировано (муниципализировано) и отдано под жилые квартиры. С 1967 по 2009 гг. в здании размещалось городское управление культуры (департамент культуры). В 1970-х годах восстановлена и оштукатурена средняя деревянная часть главного фасада до этого зашитая досками.

Здание выполнено в стиле модерн, расположено в Нижегородском районе города и выходит на красную линию ул. Пискунова. С восточной стороны почти вплотную к нему примыкает особняк, также решенный в духе модерна – дом Ф.И. Обжорина-Коротина (ул. Пискунова, 37).

Здание одноэтажное с цокольным этажом, П-образное в плане (состоящее из основного объема и двух крыльев, примыкающих к нему со двора), оштукатуренное. Крыша вальмовая. Основные габариты в плане: длина по главному фасаду – 13,5 м, ширина (по торцевой стене) – 16,8 м. Цокольный этаж выполнен из красного кирпича, первый этаж частично кирпичный, частично бревенчатый. Главный фасад имеет пять осей света. Асимметричная композиция главного фасада подчеркнута двумя разновеликими слабо раскрепованными ризалитами, расположенными по крайним осям, имеющими отличный друг от друга декор и завершения, все части фасада объединены венчающим карнизом и фризом, орнамент которого стилизован под меандровый пояс. Правый ризалит выделен входом, выполненным в виде подковы, над которым расположено широкое окно. Ризалит выступает выше карниза в виде пилонов, не расчлененных поясами. В уровне крыши между пилонами устроены два спаренных слуховых окна, в простенках которых имеются кронштейны, поддерживающие большой вынос кровли. Пилоны завершены скульптурными бюстами – авгурами. Левый ризалит в уровнях цокольного и первого этажа имеет широкие окна, цокольная часть выделена карнизом, образованным четырьмя узкими поясками. Над выносом кровли ризалит выступает в виде пилонов, завершенных небольшими волютами, соединенными перемычкой, декорированной тремя поясками. Средняя часть главного фасада – деревянная вставка, имеет три узких оконных проема, обрамленных рамочными наличниками, в настоящее время скрытыми под штукатурным слоем.

Стены боковых фасадов выполнены из кирпича. Северо-западный фасад не оштукатурен, без архитектурной обработки. Юго-западный боковой фасад имеет пять осей света (три окна заложены), расчленен широким поясом (профиль которого утрачен) и увенчан карнизом. Юго-западное крыло представляло собой в уровне первого этажа открытую террасу на высоком кирпичном цоколе, реконструированную в более позднее время под комнату путем возведения стен (от нее сохранились угловые столбы, выступающие над выносом кровли, декорированные тремя вертикальными желобками с широкими дорожками). Северо-восточное крыло в уровне первого этажа выполнено из бревен и оштукатурено, особого декора не имеет.

Основой внутренней планировочной структуры первого этажа являются поперечные и продольные несущие стены, а также перегородки, делящие внутреннее пространство на различные по величине помещения. Вход в виде подковы, расположенный по крайней правой оси, ведет к главной лестнице, выполненной из дерева, с балясинами и профилированными поручнями. На потолке вестибюля выполнен штукатурный и лепной декор в виде двух окружностей, в центре которых располагаются розетки с растительным орнаментом. Все помещения декорированы тянутыми профилированными карнизами, проходящими по периметру потолков. В здании сохранилась только одна изразцовая печь в вестибюле, из изразцов, снятых с остальных печей, в одной из комнат второго этажа выложено декоративное панно. В уровне цокольного этажа помещение, выходящее окнами на улицу Пискунова, декорировано деревянными панелями, потолок кессонирован. На потолке в одной из комнат первого этажа расположены декоративные розетки и растительный декор в виде цветков в духе модерна. В юго-западном крыле в уровне цокольного этажа перекрытие выполнено сводами «монье». Сохранились уникальные подлинные двери, выполненные из ценных пород дерева, декорированные в стиле модерн, и частично заполнения оконных проемов с фурнитурой.

Особняк представляет ценность как здание, в котором наиболее ярко в Нижнем Новгороде воплощены стилистические черты и идеи модерна. Декоративное решение главного фасада и интерьеров создают единую органичную композицию.