Пискунова, 37 — дом Ф.И. Обжорина-Коротина

г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, 37 (литер А)

Постановление губернатора Нижегородской области от 08.02.2000 № 33 «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, научную и художественную ценность, памятниками истории и культуры местного (областного) значения».

Первоначальный объем с довольно скромным декоративным убранством был выстроен в 1866 г. по проекту городского архитектора И.К. Кострюкова для священника нижегородской Алексеевской церкви Фирмана Тимофеевича Крутовского. Уличный фасад членился двумя междуэтажными карнизами простого профиля, по первому этажу шел линейный руст. Окна имели рамочные наличники. Лучковые сандрики окон второго этажа соединялись между собой лепными вставками. В 1910 г. по заказу нового владельца усадьбы Федора Ивановича Обжорина-Коротина дом был удлинен за счет пристроя с проездной аркой во двор. Тогда же его главный уличный фасад приобрел единое архитектурное решение в стиле модерн. Автор проекта перестройки здания не установлен. В натуре облик здания имеет некоторые отличия от проекта, касающиеся, в основном, деталей декора и отделки. Здание частично сохранило облик начала ХХ века. Имеются некоторые утраты штукатурного слоя главного фасада, сбиты кронштейны венчающего карниза. Утрачены сандрики над оконными проемами второго этажа. Забита фанерой входная дверь главного фасада первоначального дома. На юго-восточном дворовом фасаде первоначального дома имеются утраты штукатурного слоя и разрушения профилированного карниза. Внутри произведены перепланировки, есть заложенные и забитые окна и двери, имеются новые пробитые дверные проемы, интерьеры утрачены.

Здание расположено в Нижегородском районе города, выходит своим главным фасадом на красную линию улицы Пискунова. С западной стороны почти вплотную примыкает небольшой особняк (1907 г.), с восточной стороны – сквер Дворца детского творчества им. В.П. Чкалова (Комплекс Нижегородского отделения крестьянского поземельного банка 1914–1916 гг.). Здание кирпичное, двухэтажное с полуподвалом и антресольным этажом, выступающий во двор объем – трехэтажный. В плане имеет сложную конфигурацию; основные габариты: длина по главному фасаду – 22,8м, ширина (по торцевой стене) – 10,9 м, общая ширина с выступающей частью – 19,8 м.

Протяженный главный уличный фасад имеет 9 осей света (считая эркер, нависающий над проемом сквозного проезда, за одну ось, так же, как и крайнее западное тройное окно второго этажа) и состоит из двух частей, объединенных горизонталями венчающего карниза на кронштейнах (сохранились их следы) с глухим парапетом над ним, поясов и фризов. Наиболее значимым объединяющим элементом служит широкая полоса гладкого фриза под окнами второго этажа, образованного профилированными подоконным и междуэтажным поясами. Восточная шестиосевая часть фасада (относящаяся к первоначальному объему) равномерно расчленена двумя рядами оконных проемов, а также с помощью выступающих (простенки) и западающих (ниши над окнами и под ними) плоскостей. Монотонность членений несколько нарушается в связи с наличием входного проема (в настоящее время зашит фанерой) с фрамугой по крайней левой оси, над которым, продолжая линию фризового пояса между этажами, нависает небольшой балкон. Оконные проемы первого этажа – прямоугольные, ниши над ними гладкие, подоконные ниши – также гладкие; верхние части простенков декорированы лепными вставками. Интересно отметить, что растительный орнамент вставок, имеющий характерный для модерна динамичный рисунок, аналогичен рисунку лепных элементов главного фасада построенного в 1913-1916 гг. по проекту Ф.О. Шехтеля доходного дома С.М. Рукавишникова (ул. Рождественская, 23). Оконные проемы второго этажа имеют слабо выраженные лучковые завершения; ниши над ними декорированы рельефной штукатуркой. Неширокий пояс, объединяющий эти окна в уровне перемычек, раскрепованный у простенков, украшен лепными декоративными элементами по краям окон (сохранились пять из них).

Ось сквозного проезда (перекрытого сводами Монье), расположенного в западной части главного фасада и обрамленного трехцентровой аркой, акцентирована с помощью сильно нависающего над ним трехгранного эркера с прямоугольными проемами в каждой грани и массивного аттика криволинейного очертания с характерными для модерна «ушами» и полуциркульным (ныне частично переделанным) проемом, служащим выходом на балкон, завершающий аттик. Эта повышенная и выделенная с помощью эркера и проезда часть главного фасада играет активную роль в его общей композиции и создает ярко выраженную, характерную для модерна асимметрию. Между аркой проезда и старой частью здания – парадный вход (сохранилась высокая двухстворчатая филенчатая дверь), навесом над которым служит балкон, как бы продолжающий выступ эркера и линию фризового пояса между этажами. Широкий оконный проем над балконом имеет полуциркульное завершение. Под тройным окном по крайней западной оси главного фасада, состоящим из трех высоких узких проемов, декорированных лепными вставками с растительным орнаментом, расположены два прямоугольных оконных проема, как очевидно – более поздние (наличие полуциркульной ниши над ними говорит о возможной закладке первоначального проема). Западный фланг фасада, проездная арка и граница соединения разновременных объемов здания обозначены слабо выступающими широкими лопатками с криволинейными очертаниями (расширяются книзу) у основания над цоколем, облицованным современной плиткой.

Северо-восточный боковой фасад представляет собой глухую стену, оштукатурен, декорирован профилированными поясами, увенчан фронтоном. Остальные фасады не оштукатурены, между этажами проходят профилированные карнизы.

Здание представляет ценность как хороший образец архитектуры модерна в Нижнем Новгороде. Удачный пример переработки фасада существующего дома в новом стиле и его компоновки с пристроенной частью, что создало единую органичную фасадную композицию.