Пискунова, 39 — комплекс поземельного крестьянского банка

Комплекс поземельного крестьянского банка. Главный корпус. Служебный корпус. Ограда

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Пискунова, 39 (литер А), (литеры Б, Б1)

Постановление администрации Указ Президента РФ от 20.02.95 № 176

В Нижнем Новгороде отделение Крестьянского поземельного банка открылось 16 января 1897 года. Отделение этого банка первоначально размещалось в доходном доме Сергеева на ул. Б. Покровской. В России впервые Крестьянский Поземельный банк был организован по инициативе Александра III и открыт 10 апреля 1883 года в С.-Петербурге на Адмиралтейской набережной. В конце Х1Х века Поземельный банк имел в России 40 своих отделений. Главной задачей банка было содействие крестьянам в приобретении земли. Поземельный банк выдавал ссуды наличными деньгами под закупаемые или уже имеющиеся земли.

После открытия в 1907 году отделения Крестьянского банка в г. Владимире, Нижегородское отделение стало обслуживать только собственную губернию. Поземельный крестьянский банк просуществовал в Нижнем Новгороде до 1918 года.

4 июня 1913 года Правление банка обратилось в Министерство финансов с просьбой разрешить строительство своего собственного здания. Вскоре из столицы пришел положительный ответ. Участок для строительства уже имелся –место в центре города, недалеко от Нижегородского кремля, рядом с Благовещенской площадью на углу Малой Печерской (ныне ул. Пискунова) и Тихоновской (ныне ул. Ульянова). Это было место старинной усадьбы дворянина, действительного статского советника С.А.Львова, что можно видеть на плане Нижнего Новгорода 1848-1853 гг. Это была старинная усадьба, с парком ХУ11 века. «Именно здесь, в доме Львова с октября 1812 года по май 1813 г. жил Н.М.Карамзин».

Проект нового здания выполнил архитектор из Симбирска Федор Осипович Ливчак. В письме управляющему отделением, В.П. Фурдуеву, от хозяйственного делопроизводителя Крестьянского банка, А.А. Гейнрихсена, сообщалось: «Составление эскиза проекта сметы и рабочих чертежей мною поручено гражданскому инженеру Ф.О.Ливчаку, проживающему в Симбирске на Покровской улице в собственном доме, которому вместе с тем предложено прибыть в Нижний Новгород на предмет осмотра приобретенного усадебного места и получения надлежащих указаний для составления эскиза здания».

Федор Осипович Ливчак — известный российский архитектор, который в 1906-1918 годах работал в Симбирске. За тринадцать лет он построил около 50 городских зданий и комплексов, которые сформировали облик Симбирска своего времени. Архитектурные произведения Ф.О.Ливчака украшают и другие города России – Тамбов, Курск, Нижний Новгород, Алатырь, Димитровград. В августе 1913 г. эскизный проект был принят банковским советом, а затем и строительной комиссией во главе с новым местным управляющим Н.Н.Анжу. Окончательно проектная документация была утверждена строительным отделением Нижегородского губернского правления в январе 1914 года. Строительство банка началось во время правления городского головы, купца первой гильдии Дмитрия Васильевича Сироткина при его финансовой поддержке.

Руководителем строительства был назначен приехавший в феврале месяце из Петербурга инженер П.В. Кикин, зарекомендовавший себя при строительстве зданий банковских отделений в Самаре и Курске. Подрядчики были нижегородские: К.Я, Шабрин, А.В. Колобянин, С.И. Громов.

«Путем конкурса выбирались лучшие материалы, конструкции и технологии при строительстве банка. Уже 1 июня 1904 года закончили кладку стен подвала и укладку металлических балок для пола первого этажа и уложены двутавровые балки для пола второго этажа, выполнены работы по набивке бетонных сводов и обкладке металлических балок сеткой. К началу октября 1914 года каменная кладка закончена, выполнены бетонные перекрытия площадью 300 кв.саж., установлены все стропила и половина крыши покрыта железом. 4 декабря 1914 года здание вчерне готово».

5 июля 1914 г. по случаю закладки здания, причт Тихоновской церкви отслужил молебен. Несмотря на военное время, строительные работы велись на высоком уровне. Для фундаментов был применен подвергшийся специальным испытаниям на прочность кирпич-железняк, при оформлении интерьеров лепниной был применен прочный цементный раствор. Для внутренней отделки использовался мрамор, дерево разных пород (оконные рамы с переплетами сложного рисунка, стеновые панели, полы, потолок).

Было установлено новейшее по тем временам оборудование: паровые котлы для отопления, бронзовые краны, американские жалюзи, проведена электрическая сигнализация и внутренняя телефонная связь, осуществлялась подача холодной и горячей воды.

На территории, кроме главного корпуса, были и служебные постройки: станция биологической очистки воды, дровяник, конюшня-гараж, а также кованая ограда с калиткой и воротами по красной линии улиц, спроектированные также Ф.О.Ливчаком. Ансамбль Крестьянского поземельного банка занял угловой участок на пересечении ул. Тихоновской (ныне ул. Ульянова) и ул. Малой Печерской (ныне ул. Пискуновой) на месте срытого в ХУ111 веке Малого острога.

В ноябре 1916 года все строительные работы были завершены и в начале 1917 г. банк въехал в новое здание. У входа была установлена массивная медная доска с рельефным золоченым орлом и надписью «Нижегородское отделение Поземельного банка» (утрачена). Чуть больше года банк существовал в новом здании, в марте 1918 г. он был закрыт. В 1920-е гг. здесь размещался Совет Народного хозяйства, с 1937 года — Дворец пионеров, в настоящее время – Дворец творчества юных.

На главном фасаде имеются информационные доски следующего содержания:

1.»Объект культурного наследия Федерального значения. Нижегородское отделение крестьянского поземельного банка. Главный корпус. Построен в 1914-1916 гг.Архитектор Ф.О.Ливчак»

  1. «Из здания дворца пионеров уходили подростки- добровольцы в школу юнгВМФ, став юными героями Отечественной войны 1942-1945»
  2. «Здесь в 1943-45 годах нашли приют дети из блокадного Ленинграда. За годы войны Горьковская область приняла 5500 ленинградских детей. Среди них была Таня Савичева, дневник которой стал документом, обличающим фашизм на Нюрнбергском процессе».

Комплекс состоит из двух одновременно построенных зданий: первоначального объема главного здания (двухэтажного с жилыми подвалами), выходящего на линию застройки ул.Пискунова и Ульянова, а также одноэтажного с подвалом объема служб (литер Б и Б1).

Фасады здания полностью сохранили свой исторический облик. Внутри здания была проведена незначительная перепланировка с заменой конструкций перегородок. При этом были сохранены исторические элементы декоративного убранства интерьеров, включая деревянные переплеты окон, парадная лестница, обшивка деревянными панелями (дубовыми) стен коридоров и стен зала собраний.

11 ноября 1995 года представители Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области провели технический осмотр памятника истории и культуры. Затем в 1999 годуобследование технического состояния здания выполнено ООО «Архитектурное бюро Этюд».

В ходе осмотра была отмечена необходимость декоративного ремонта штукатурки главного здания (сырые пятна на штукатурке наружных стен, местами сеть мелких трещин верхнего слоя), устройство отмосток по всему периметру здания.

Отмечена необходимость ремонта штукатурного покрытия фасада и цоколя плавательного бассейна, который располагается в блоке хозяйственных построек, замены оконных блоков бассейна, ремонта наружного ограждения (кирпичные столбики и цоколь), восстановления приямков у окон подвала, ремонт металлических навесов над запасными выходами дворового фасада.

В целом было отмечено хорошее состояние конструкций стен и перекрытий здания, лестничных клеток, крыши (скатной с деревянными треугольными стропильными фермами в удовлетворительном состоянии) с кровлей из оцинкованной стали. В 2006- году был проведен ремонт фасадов. В 2007 году – ремонт ограды.

Двухэтажное кирпичное оштукатуренное в два цвета здание с подвалом имеет сложную конфигурацию в плане, т. к. оно занимает угловое положение на пересечении улиц. Наружные и внутренние стены здания выполнены из красного глиняного кирпича, перегородки – деревянные, фундаменты ленточные. Перекрытия выполнены по металлическим балкам. Лестницы, балконы и террасы — железобетонные. Подвал занимает объем не под всем зданием (отсутствует в передней части центрального блока и блоке по ул. Ульянова). Правая часть главного корпуса имеет в цоколе окна (8 штук сгруппированных попарно) с приямками.

Объемно-пространственная композиция здания развитая, с четко выраженной трехчастной структурой: состоит из трех основных объемов, соединенных слегка заглубленными вставками (т.е. имеются раскреповки). Объем перекрыт высокими скатными кровлями. Из-за сложной конфигурации в плане кровля на главном и дворовом фасадах — двухскатная с вальмами, на боковых выступах — двускатная.

Здание выполнено в ретроспективизме 1910-х годов, а именно в неорусском стиле. В основу замысла положена вариация на тему древнерусского зодчества. Стилизованные «национальные» древнерусские формы использовались как внешний декор, а структура самого здания основывалась на принципах стиля модерн. Архитектора-ретроспективиста в данном случае привлекало не изобилие узоров, а лаконичность, монументальность форм и эмоциональный строй русской архитектуры ХУ11 в., свободное владение историческим материалом. Во внешнем облике банка ярко проявляется творческое кредо автора, который, обращаясь к наследию, достигает ощущения современности, которое и позволяет говорить об обновлении художественного языка в начале ХХ века. Создан цельный, выразительный художественный образ гражданского здания, для которого характерна живописность в расположении объемов, асимметрия, декоративность в их оформлении, наличие вкрапления цветных декоративных пятен в виде мозаичных панно и майоликовых вставок.

По оси углового фасада (по первому этажу — пятиосному (одна из осей-входной проем), по второму этажу — пятнадцатиосному) имеется крыльцо с шатровой крышей с главным входом, дверь имеет скошенные по верху углы, аналогично выполнены и оконные проемы на боковых плоскостях крыльца.

В решении главного углового фасада здания банка (над шатром крыльца) органично включены майоликовые тематические панно. Зодчий изобразил на них три сюжета, отражающие атмосферу того времени. В это период гражданской войны в обществе были сильны патриотические настроения. Автор в процессе строительства выполнил в натуральную величину рисунки для трех изразцовых панно, которые и были осуществлены над главным входом, над выступающим вперед крыльцом.

На одном из них изображен мирно пашущий крестьянин в белой рубахе на фоне характерной русской природы, на втором – сражающийся в бою за Русскую землю былинный богатырь Илья Муромец, на третьем — казаки, которые верхом на лошадях преследуют отступающих врагов. Включение в композицию фасадов изразцовых майоликовых и мозаичных деталей была традиционной для средневекового русского зодчества и в тоже время новаторской, используемой модерном в современных типах общественных зданий. «По эскизам Ливчака московская художественно-керамическая фирма «Гельдвейн и Ваулин» выполняет изразцы для трех панно и две майоликовые вставки, которые архитектор заказал для боковых фасадов (ризалитов). На треугольных фронтонах под крышей он поместил нижегородский герб, увенчанный царской короной, — олень на голубом фоне» (С.3).

Мозаичный пол зимнего сада на втором этаже напоминает ковер с изображениями морских обитателей: рыб, крабов, медуз, морских звезд. Это также дань уходящему модерну. В зимнем саду потолок имеет выемку в виде круга. Вдоль оконного проема располагается ряд декоративных колонн по своему виду напоминающие пальмы: стволы с листьями. Ф О. Ливчак также запроектировал интерьеры помещений и полный набор деревянной резной мебели. «Уже в вестибюле ощущается значительность постройки: такой эффект создают огромные зеркала в золоченных рамах, под ними прямоугольные облицованные серым мрамором бассейны, великолепная парадная лестница с медными торшерами и огромным полукруглым окном с переплетами в елочку, потолочный плафон в виде граненого сказочного кристалла (такие же плафоны имеются и в зале заседаний»(3). Для выполнения лепного убранства фасадов и интерьеров был приглашен московский скульптор А.А.Савохин.

Стены зала заседаний отделаны дубовыми панелями, имеется и кессонированный потолок из темного дуба. По рисункам Ливчака были выполнены дубовые двери и вся мебель, столы, кресла, скамьи в приемной, дубовые футляры для настольных часов и постамент для напольных часов с боем фирмы Мозер для зала заседаний.

«Кроме служенных помещений (на втором этаже в правом крыле) находилась и квартира управляющего банком. Здесь в одной из комнат был облицованный мрамором камин, специально присланный из Петербурга, а в кабинете — майоликовый камин, изготовленный той же фирмой, которая выполняла изразцы на фасаде. Попасть в квартиру управляющего можно было из здания банка, а в парк вела железобетонная лестница на колоннах».

Архитектура фасадов главного дома весьма нарядна и декоративна и характерна для ретроспективизма начала ХХ века. Окна первого этажа широкие — более двух метров с полуциркульным верхом. Над ними имеются декоративные бровки, следующие очертанию верха окон. Углы этих окон обрамлены резными колонками. На втором этаже на боковых крыльях здания (по ул. Пискунова и ул. Ульянова) количество окон увеличилось до двух над одним на первом этаже, а на главном объеме — до трех над одним на первом этаже. Эти узкие окна второго этажа на боковых уличных фасадах также имеют полуциркульное очертание. Они имеют обрамление в виде декоративных полуваликов. Над окнами в полукруглых нишах (по оси треугольных фронтонов) имеется цветная мозаика.

Боковые крылья здания, как со стороны ул.Ульянова, так и со стороны ул. Пискунова имеют одинаковое декоративное решение фасадов. По первому этажу проходят по три больших окна с полуциркульным верхом, на втором этаже расположено шесть окон с полуциркульным верхом, окна обрамлены полуваликом. Верх каждого фронтона украшает мозаика с двухглавым орлом. Объем по ул. Пискунова по размерам несколько больше чем по ул. Ульянова, так как в нем до революции были размещены квартиры служащих банка, что требовало устройства лестницы со входом со стороны ул. Пискунова. Дворовые фасады решены более скромно: декор практически отсутствует.

В северо-западной части боковой (служебный) вход ныне закрыт (в настоящее время им не пользуются) Крыльцо к этому входу обрамлено оштукатуренными кирпичными столбами на высоком цоколе. Крыльцо с лестницей подводит к входной двери, которая сохранила первоначальный рисунок: дверь деревянная филенчатая. По центру двери имеется прямоугольная полоска рельефной резьбы. Верхняя часть двери разделена на равные квадратики, часть из которых до сих пор остеклена.

Со стороны ул. Ульянова и Пискунова здание имеет металлическую ограду на кирпичном цоколе с кирпичными оштукатуренными столбами. Металлическая ограда имеет вид треугольных пологих фигур, по бокам которых имеются греческие меандры. Кованая ограда выполнялась по эскизам Ф.О.Ливчака. в формах модерна. В 1916 году столбы ограды были оштукатурены и покрыты сверху железными листами.

Слева от здания имеется хозяйственный корпус, в котором в настоящее время расположен детский бассейн. К нему в советское время был сделан пристрой гаража слева по главному фасаду, и реконструирован блок со входом в бассейн. Поэтому первоначальный вид служебных построек сохранился фрагментарно (форма окон, декор в виде бегущей волны). Со стороны дворового фасада при банке был липовый парк, который к настоящему времени сохранился фрагментарно. Историческая отделка помещений, в объеме главного корпуса практически полностью сохранилась.

Памятник являет собой уникальный пример банковского здания эпохи ретроспективизма начала XX в., выполненного в неорусском стиле, не только в Нижнем Новгороде, но и в России. Предметом охраны является и главное здание и корпус хозпостроек и ограда по красным линиям улиц Пискунова и Ульянова, а также интерьеры здания, которые хорошо сохранились.