Рождественская, 23 — комплекс банка С.М. Рукавишникова

Комплекс банка Рукавишникова (Доходный дом С.М. Рукавишникова, в котором располагался банк)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Рождественская, 23 (литер А)

Указ Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»

В начале ХХ века купец Сергей Михайлович Рукавишников – представитель одного из богатейших нижегородских купеческих семейств, заказал архитектору Ф.О. Шехтелю составление проекта банковских зданий в торговом районе Нижнего Новгорода на принадлежавшем ему участке между Нижне-Волжской набережной и улицей Рождественской. Ф.О. Шехтель спроектировал целый комплекс, состоящий из двух основных корпусов, выходящих на улицу и набережную, и вспомогательных построек (дворовые флигели, складские помещения). Существующее здание возведено в 1908-1910 гг. Дом строился в качестве доходного: в первом этаже располагались магазины, второй и третий этажи занимал Русский для внешней торговли банк, что отразилось в интерьерах, отличающихся богатством отделки и репрезентативностью облика.

Корпус, выходящий на Рождественскую улицу возведен на месте существовавшего здесь с начала XIX века двухэтажного каменного здания. Скульптуры, которые украшают вход в здание и олицетворяют промышленность и земледелие, выполнены известным российским скульптором С.Т. Коненковым.

Здание сохранилось в основном в первоначальном архитектурном облике с незначительными изменениями: в крайних оконных проемах первого этажа уличного фасада устроены входы. Утрачены чугунные литые ворота, закрывавшие проездную арку. На дворовом фасаде имеются значительные утраты штукатурного слоя. Заменены на пластиковые оконные заполнения некоторых окон 1–го и 2-го этажей, исторический рисунок расстекловки восстановлен. Изменена внутренняя планировка. Утратили первоначальный облик интерьеры помещений первого этажа. В помещениях 2-го этажа и частично 3-го устроены подвесные потолки, заменены двери 2-го этажа.

Здание является одним из двух корпусов комплекса банка Рукавишниковых, один из которых выходит на ул. Рождественскую, второй – на Нижне-Волжскую набережную. Он расположен в пределах обширного исторического района Нижний Посад, в зоне торговых представительств. Корпус банка, выполненный в духе рационального модерна, возведен по красной линии в ряду сплошной застройки ул. Рождественской – исторической композиционной оси, соединявшей важнейшие градоформирующие узлы Н.Новгорода – Благовещенский монастырь и Кремль. Трёхэтажное с подвалом под вальмовой крышей кирпичное здание с проездной аркой во двор имеет П-образную конфигурацию в плане (32,2 х 18,2 м), уличный фасад облицован керамической плиткой.

Композиция главного фасада в семь осей света симметрична, его архитектурный облик определяется ритмическим рядом аркатуры, объединяющей два верхних этажа. Фасадная плоскость в уровне первого этажа, организованная широкими лопатками в простенках окон витринного типа, воспринимается как монументальное основание, отделенное от аркатуры широким оштукатуренным фризом. В высокие трёхцентровые арки вписаны окна третьего этажа с расположенными под ними прямоугольными окнами второго, опорами аркатуры служат простенки окон. Фасад завершен широким парапетом со столбиками, выявляющими фланги и среднюю его часть, имеющую криволинейные очертания по типу «летучей мыши». Ось симметрии акцентирована порталом главного входа со скульптурными фигурами крестьянки и рабочего (скульптор С.Т.Коненков) и овальным «лежачим» слуховым окном. Очертания средней части парапета здания повторены в завершении фронтона над входом, опирающегося на двухуступчатые в плане лопатки. В тимпане фронтона и заполнении чердачного окна помещены эмблемы Министерства речного флота и речного пароходства.

Выразительность фасада обусловлена пластичностью лепного декора, выявляющего декоративные элементы фасада. Растительный орнамент, украшает архивольты, покрывает сплошным ковром среднюю часть парапета, тимпан фронтона над входом, широкие вертикальные полосы в верхней части простенков в уровне второго этажа, перехваченные штукатурными «лентами» в уровне импостов. Лепные элементы также украшают верхние части лопаток первого этажа, гирлянды выявляют фланги парапета. Темно-серый цвет стилизованного растительного орнамента и гладко оштукатуренных подоконных парапетов контрастирует со светлой, почти белой глазурованной плиткой, облицовывающей уличный фасад. Большие окна-витрины первого этажа не имеют декоративных обрамлений. Частично сохранились конструкции для натяжки жалюзей над окнами. Оконные проёмы верхних этажей дополнены выступающими подоконниками, в уровне третьего этажа поддержанными полочками на кронштейнах; перемычки над окнами имеют профилированную отделку.

В проёме главного входа находится трёхчастная деревянная дверь со значительной площадью остекления и застеклённой фрамугой. С левой стороны от входа – въездная арка с двухраспашными поздними металлическими воротами утилитарного вида; чугунные литые ворота не сохранились. Дополнительные входы устроены в восточном и западном крыльях по крайним осям (переделаны из оконных проёмов). Стены въездной арки облицованы керамической плиткой, потолок оштукатурен, имеет профилированные тяги.

Дворовый фасад повторяет общее архитектурное решение главного фасада в упрощенном виде: плоскость стены оштукатурена и не имеет лепного декора и облицовки плиткой, оконные проёмы уменьшенного размера, междуэтажный фриз отсутствует. Фасад завершён простым карнизом небольшого выноса. Оконные проёмы первого и второго этажей прямоугольной формы с лучковыми завершениями, окна третьего этажа – с трёхцентровыми завершениями, объединены по световым осям единым наличником простого профиля. В уровне импостов окон третьего этажа наличники «скреплены» штукатуреными «лентами».

Внутренняя планировочная структура различна на этажах: на первом этаже – зальная, на верхних – коридорная, двухсторонняя. В центральной части здания размещена парадная лестница с гранитными ступенями и декоративным металлическим ограждением.

Лестничные площадки, покрытые метлахской плиткой, освещают окна, выходящие во двор. Стены вестибюля оштукатурены, окрашены, декорированы горизонтальными желобками, потолок над вестибюлем кессонирован. Стены лестничной клетки имеют штукатурную отделку в классическом духе: расчленены пилястрами и лопатками, на которые опирается аркатура, и завершены сложнопрофилированными карнизами. Архивольты украшены замками, тимпаны заполнены лепным растительным орнаментом. Лепные детали также украшают пилястры в простенках арок. Над лестницей – гладкий плафон в обрамлении лепных профилированных карнизов, сохранилась подлинная люстра. Кроме парадной лестницы в здании существуют ещё две, расположенные в дворовых крыльях. Дополнительные лестницы в подвальные помещения ведут из больших залов первого этажа в западном и восточном крыльях здания. Основной тип перекрытий – своды «монье», украшенные кессонами.

В вестибюле третьего этажа сохранился лепной декор плоского потолка в виде восьмигранных кессонов. Декоративное обрамление лестничной площадки в виде аркатуры и рисунок потолка продолжены в небольшом помещении, расположенном по оси вестибюля. В помещениях третьего этажа сохранились филёнчатые двери темного дерева.

В правом (восточном) крыле здания на первом этаже обширное зальное помещение разделено перегородкой с тремя арками, ведущими в северную (дворовую) часть зала, в которой устроены антресоли. Полы облицованы подлинной керамической плиткой «Мюр и Мерелиз». Сохранена подлинная витрина, установленная вдоль окон. В западном крыле планировка в целом аналогична.

Здание представляет значительную ценность как яркий образец архитектуры рационального модерна. Является одним из двух зданий в Н.Новгороде, построенных по проекту выдающегося столичного зодчего Ф.Шехтеля. Здание является единственным в городе, где для оформления фасада использованы скульптуры выдающегося мастера С.Коненкова.