Рождественская, 25 — дом И.С. Пятова

Особняк (Дом И.С. Пятова)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Рождественская, 25 (литер А)

Указ президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176

В древности на месте дома стоял кабак Будиловых. В начале Х1Х в. землю с каменным 2-х этажным жилым домом во дворе приобрел купец Иван Степанович Пятов, выстроивший в 1815 г. по линии улицы Рождественской корпус каменных лавок. В мае 1819 г. эта часть города выгорела (огонь уничтожил 94 двора), и тогда, работавший в Нижнем Новгороде инженер А.А.Бетанкур, определил новые границы кварталов, спроектировал и построил для И.С. Пятова каменный 2-х этажный с подвалом дом (24х31/3 сажени). Особое благорасположение Бетанкура объяснялось тем, что И.С. Пятов в 1818 г. собственной казной устроил на песках под ярмаркой Железный ряд, взяв тем самым на себя часть забот инженера по строительству комплекса Нижегородской ярмарки, и получил за это от правительства золотую медаль на голубой ленте — вожделенную мечту всех нижегородских купцов. Кроме торговли железом, И.С. Пятов имел в Нижнем Новгороде прядильные и кирпичные заводы, 5 каменных и 1 деревянный дом, 2 каменных корпуса лавок на Нижнем посаде. После смерти купца в 1836 г. его наследники постепенно распродали родовое имение. В конце Х1Х в. дом принадлежал крупным нижегородским домовладельцам, крестьянину И.Кудряшову и мещанину Н.Чеснокову, которые к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 г. надстроили над ним сложный фигурный аттик с вазонами в нишах.

Дом зафиксирован на плане Нижнего Новгорода 1848-1853 гг. Он расположен на пересечении ул. Рождественской с Троицким переулком. Напротив него на другой стороне у. Рождественской по красной линии застройки улицы была Троицкая церковь (уничтожена в 1930-е годы ХХ века). Первый этаж дома Пятова предназначался для размещения лавок, поэтому имел большие арочные остекленные входы, комнаты 2-го этажа сдавали внаем.

Инженер Бетанкур Августин Августинович (1758-1824 гг.) прибыл в Н.Новгород весной 1817 года как начальник государственного Комитета строений и гидравлических работ для проверки на месте проекта ярмарки инженеров И.И. Пуадебарда и А. Диго, где. сам взялся за дальнейшее проектирование развитого ярмарочного ансамбля, а в 1823 г. и генерального плана города вместе с архитектором В.И.Гесте.

В советское время часть дома оставалась жилой, в подвале главной части дома размещались складские помещения, а первый этаж занимал магазин непродовольственных товаров. В 2007 году в первом этаже, на месте магазина, открылся ресторан. На втором этаже сохранились офисные помещения.

Над лестничной клеткой имеется световой фонарь, остекление которого частично утрачено: закрыто фанерой и заложено кирпичом. В северо-восточном углу здания (сзади парадной лестницы) находится винтовая лестница, устроенная по металлическим косоурам. Гипсобетонные ступени ее в плохом состоянии: сколы, трещины. Полы на первом этаже (в торговом зале бывшего магазина) были облицованы мраморной плиткой, которая в настоящее время не сохранилась. В ходе капитального ремонта 2005-2007 гг. внутри здания была проведена частичная перепланировка помещений с заменой конструкций межкомнатных перегородок. При этом были уничтожены исторические элементы декоративного убранства интерьеров, включая деревянные переплеты окон.

Прямоугольные окна первого этажа по ул. Рождественской, имевшие первоначально циркульное завершение в виде архивольтов с замковым камнем, в советское время были переделаны в квадратные. Некоторые оконные проемы на первом этаже бокового фасада (по переулку Вахитова) заложены в разное время (по девятой и по пятой оси). Оконные переплеты на втором этаже — подлинные.

Первоначальные наружные филенчатые двери не сохранились. Сохранены сводчатые конструкции перекрытий и арки на первом этаже, которые не скрыты в настоящее время за подвесными потолками.

Если проведенный ремонт главного и бокового фасадов в 2007 году позволяет говорить об их хорошем состоянии, то дворовый фасад находится в плохом состоянии: утрачен прямой сандрик над крайним окном, расположенным рядом с брандмауэром соседнего здания № 23 по ул. Рождественской, остальные имеют стертый рисунок. Штукатурка во многих местах стены разрушена, видна кирпичная кладка. Отсутствуют профилированные пояски: под карнизом и между первым и вторым этажами. Дворовый фасад имеет металлический навес над спуском в подвал, выполненный в 2006 году. Столярные изделия заполнения оконных и дверных проемов дворового фасада– современные, пластиковые (на втором этаже по второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой световым осям; на первом этаже по четвертой и пятой световым осям). Первоначальное убранство помещений в объеме дома не сохранилось.

Дом И.С.Пятова в конце Х1Х века стал доходным домом Кудряшова-Чеснокова. Он представляет собой 2-х этажный с подвальным этажом кирпичный оштукатуренный дом. Западным фасадом здание выходит на пер. Вахитова, восточным примыкает к соседнему зданию (быв. банку С.М.Рукавишникова), вписываясь в сплошную фасадную застройку по ул. Рождественской. Массивные приставные трехчетвертные колонны с капителями ионического ордера делят главный фасад на семь световых осей. Окна второго этажа – прямоугольные, обрамленные наличниками простого профиля – (рамками).Трапециевидный в плане объем здания увенчан пологой вальмовой крышей, строительные конструкции которой (стойки, подкосы, балки) – в хорошем состоянии. Обрешетка выполнена из жердей, покрытие металлическое, окрашенное, покрытие куполов – из металлических чешуек. Главная лестница с металлическими литыми ступенями, расположенная в восточной части здания, находится в хорошем состоянии. Помещения первого этажа имеют сводчатые перекрытия. Помещения второго этажа имеют плоские перекрытия, Помещения подвального этажа, который за счет перепада рельефа становится цокольным с дворовой стороны, перекрыты сводами.

Фриз по главному фасаду украшают тройные венки славы — символ победы в Отечественной войне 1812 года, которые чередуются с круглыми розетками, дополненными цветочным орнаментом. Фасады дома первоначально (в начале Х1Х века) были выполнены в стиле русского ампира. После того, как в 1896 году в духе времени здание было украшено сложным фигурным аттиком и куполами на углах, сообщившими зданию активный силуэт, оно приобрело эклектический характер.

Кирпичный оштукатуренный парапет, украшенный фигурными ширинками с круглыми отверстиями, имеет в центре большой прямоугольный аттик, с лучковым сандриком по оси симметрии и с полуциркульными (барочными) элементами, закрученными в валюты. Углы здания подчеркнуты четырехгранными куполами, круглые ниши которых украшены вазонами. Над вазонами имеется треугольный сандрик, в тимпане которого имеется элемент в виде морской раковины. Западный боковой фасад имеет более лаконичное убранство, повторяя архитектурные мотивы главного фасада. Он имеет девять световых осей и фланкируется угловыми пилястрами, обработанными линейным рустом.

На втором этаже бокового фасада над окнами (через одно от угла) имеются прямые сандрики, поддерживаемые кронштейнами. Над прямоугольными окнами первого этажа имеются архивольты с замковыми камнями, в простенках между ними располагаются пилоны, на которые и опираются архивольты. Подкровельный карниз, поддерживаемый кронштейнами, опоясывает эту часть здания по главному и боковому фасадам.

Парапет отсутствует на дворовом фасаде, который имеет, как и главный фасад, семь световых осей. Проездная арка во двор расположена в соседнем здании, примыкающем к северному фасаду дома Пятова. На северном дворовом фасаде под проездной аркой в стене северного фасада дома имеется входная дверь (служебный вход) и две ниши полуциркульного очертания. Дворовый фасад оштукатурен, но практически лишен декора. Только над окнами второго этажа имеются прямые сандрики. Оконные проемы дворового фасада (первого и второго этажей) одинаковых размеров.

На первом этаже и в подвале сохранились своды. В интерьере первого этажа имеются трехцентровые широкие арки. Меньшие по размерам арочные проемы соединяют комнаты в анфиладу вдоль главного фасада. Также сохранилась и широкая парадная металлическая лестница (чугунное литье) с ажурными ступенями и декором подзоров, ведущая на второй этаж.

Памятник являет собой образец жилого каменного городского дома эпохи русского ампира начала XIX в., облик которого дополнен в конце Х1Х века эклектическим убранством. Здание относится к творчеству известного в России и Европе инженера-архитектора А.А.Бетанкура.