Сергиевская, 14 — дом Кугушевых

Дом Кугушевых (Дом П.Т. Переплетчикова)

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Сергиевская, 14 (литер А)

Решение Горьковского облисполкома от 18.12.89 № 471

Дом Кугушевых поставлен на государственную охрану с датировкой – 1824-1825 гг., автором постройки назван архитектор А.Л. Леер. Анализ архивно-библиографических источников позволяет уточнить учетные данные о памятнике.

В первые годы XIX в. земельный участок на ул. Сергиевской, где позже был выстроен интересующий нас дом, принадлежал титулярному советнику Василию Сидоровичу Крючкову. В 1806 г. этот участок у него покупает нижегородский купец Петр Тихонович Переплетчиков. Между 1806-м и 1811-м гг. П.Т. Переплетчиков строит здесь существующий двухэтажный каменный дом в семь световых осей по главному фасаду. Проект фасада и планов дома выполнил, вероятно, нижегородский губернский архитектор И.И. Межецкий. Известно, что в 1812 г. в каменном доме на Сергиевской улице у Переплетчикова квартировал Пушкин, сопровождавший эвакуированную из Москвы в Нижний Новгород коллекцию Оружейной палаты.

После смерти П.Т. Переплетчикова дом на ул. Сергиевской переходит по наследству к его сыновьям – купцам, «состоявшим в одном капитале по 3-й гильдии»: Федору, Михаилу и Павлу Петровичам Переплетчиковым. По разделу имущества, состоявшемуся между братьями в 1820 г., дом отошел к М.П. Переплетчикову. В списке обывателей города 1820 г. и оценочном табеле обывательских домов 1823 г. дом значится за Михаилом Переплетчиковым. Описаний дома того времени не сохранилось, но, судя по этим документам, это был самый дорогой и большой дом в районе Сергиевской церкви. После смерти М.П. Переплетчикова дом снова отходит Федору и Павлу Переплетчиковым.

В 1826 г. братья продали дом со всем «строением, землею, колодцем и садом» титулярному советнику князю Петру Матвеевичу Кугушеву за тринадцать тысяч рублей государственными ассигнациями. Купчая на дом была оформлена на имя его жены – Анны Степановны Кугушевой. При них в центре двора был построен одноэтажный каменный флигель.

В 1831 г. А.С. Кугушева продает участок с домом, службами, флигелем и садом на Сергиевской улице камергерше, коллежской советнице Александре Александровне Зубовой (в документах 1834 г. она называется женой надворного советника). Спустя десять лет А.А. Зубова продает тот же дом с участком и садом Марфе Андреевне Солиной – жене купеческого сына – Козьмы Михайловича Солина (известно, что К.М. Солин с 1843 по 1846 г. служил ратманом в городском магистрате). С ними в доме в то время жил и 75-тилетний вдовый отец Козьмы – купец 3-й гильдии Михаил Трофимович Солин.

На съемке плана Нижнего Новгорода 1851 г. на участке усадьбы Солиных кроме главного каменного дома, стоящего на линии застройки улицы Сергиевской, каменным показано строение в центре двора. Вероятно это каменный флигель, выстроенный еще Кугушевыми. К западу от главного дома на границе участка показано протяженное нежилое деревянное здание, северным торцом выходящее на линию застройки.

До 1858 г. Солины вместо этого нежилого деревянного сооружения строят новый, деревянный на каменном фундаменте, жилой флигель. Он был выстроен к западу от главного дома на расстоянии 7 м; ширина его корпуса (измеренная по линии застройки ул. Сергиевской) составляла около 8 м, длина – около 25 м. Согласно оценочному табелю 1858 г. стоимость недвижимости Солиных с этим новым флигелем увеличивается в сравнении с 1849 г. в полтора раза. Тогда все надворные постройки оценивались в 4000 рублей, в 1858 г. – в 6000 рублей.

Весной 1863 г., после смерти мужа М.А. Солина (названная в купчей горбатовской купеческой вдовой) продает дом с участком нижегородскому 2-й гильдии купцу Ивану Амплеевичу Власову.

После совершения купчей, в том же 1863 г. И.А. Власов заказывает проект на строительство каменных надворных служб губернскому архитектору Р.Я. Килевейну. Проектом предполагалось строительство каменных «палаток» и служб двумя параллельными корпусами, расположенными вдоль продольных границ участка. Тем же проектом предусматривалось сохранение выстроенного Солиными деревянного флигеля.

Вплоть до 1869 г. включительно участок домовладения И.А. Власова на ул. Сергиевской описывается во всех окладных книгах по сборам налогов также, как он выглядел в 1858 г. при М.А. Солиной: кроме двухэтажного каменного главного жилого дома, упоминаются два флигеля – один каменный, а другой деревянный.

Летом 1870 г. И.А. Власов перестраивает на своем участке флигели и возводит новые деревянные службы. Вместо прежнего деревянного флигеля, выходящего на линию застройки улицы Сергиевской, появляется каменный двухэтажный флигель. Ширина его корпуса на линии застройки составляла 7,5м (3,5 сажени), длина – 29,9м (14 саженей). По второму этажу флигель и главный дом были соединены каменной «вставкой» в две комнаты, сделанной с отступом от красной линии. Внизу под ней был оставлен проезд во двор. Северные фасады флигеля и вставки, обращенные на Сергиевскую улицу, получили по три световых оси.

В глубину двора (по границе участка) к флигелю был пристроен каменный каретник длиной 19,2м (9 саженей) и далее – каменные «палатки» длиной 27,7м (13 саженей).

Старый каменный одноэтажный флигель, выстроенный еще Кугушевыми, был соединен с главным домом деревянным «коридором». Тут теперь были устроены кухня и одна жилая комната. К ним примыкала баня «о двух окнах». В дальнем (южном) конце участка были выстроены каменные погреба и конюшня с чердаком, для сушки белья. Все здания были крыты железом. Вся недвижимость И.А. Власова на ул. Сергиевской в декабре 1870 г. была оценена в 21тысячу рублей, против прежних 9,45 тысяч.

В июне 1888 г. И.А. Власов продал дом с участком горбатовским купцам братьям Ивану и Василию Григорьевичам Дряхловым.

Дряхловы перепродали дом в ноябре того же 1888 г. нижегородскому купцу Ивану Ивановичу Гнеушеву. Судя по окладным книгам, здания усадьбы в конце XIX в. серьезно не перестраивались.

Дом на Сергиевской улице и усадьба оставались в собственности И.И. Гнеушева до революции. В первые годы советской власти дом был национализирован и приспособлен под коммунальное жилье.

В 1870 г. к первоначально отдельно стоящему каменному двухэтажному зданию с западной стороны был пристроен двухэтажный флигель. Он соединялся по второму этажу с главным зданием раскрепованной вставкой, в первом этаже которой была оставлена проездная арка во двор.

В 1981-1983 гг. был проведен капитальный ремонт здания. К этому времени относится уничтожение проездной арки между домом и флигелем. Проезд заложен с двух сторон, а устроенные в первом этаже помещения были приспособлены под жилье. Тогда же здание получило новую планировку с разделением на изолированные квартиры. Перепланировка здания сопровождалась устройством новых кухонь, санитарных узлов и ванных комнат в каждой квартире. Были выложены новые вентиляционные каналы. В ходе этого ремонта были полностью утрачены подлинные интерьеры здания. Были разобраны все печи, все старые лестницы были заменены новыми – из железобетона, были уничтожены все детали лепных украшений помещений. На новые были заменены все столярные изделия – двери и оконные рамы. Поновление претерпели и фасады здания. Дворовый, южный, фасад лишен теперь всякого декора. На главном, северном, и боковом, восточном, фасадах обрамления окон были выполнены заново – накладными гипсовыми обломами. Новыми, также гипсовыми, стали консоли опирания сандриков над окнами второго этажа. Гипсовыми отливками выполнены новые кронштейны карнизов здания.

Был искажен, вероятно, первоначальный облик обращенного на ул. Сергиевскую фасада флигеля и «вставки» 1870 г. Вместо сбитых в ходе ремонта подлинных деталей на окна флигеля были тиражированы те же гипсовые накладные обломы и консоли сандриков, которые были применены в украшении окон объема, выстроенного П.Т. Переплетчиковым.

Г-образное в плане двухэтажное каменное здание состоит из трех разновременных частей. Трехчастная структура здания хорошо читается в плане и видна со стороны главного фасада – с ул. Сергиевской. Главный двухэтажный, прямоугольный в плане объем – наиболее старая и крупная часть дома – своим главным продольным фасадом обращен к ул. Сергиевской. Вторая часть – протяженный (также двухэтажный) объем – флигель. Он расположен к западу от основного объема. Своим северным торцом флигель также выходит на линию застройки ул. Сергиевской. Третья часть – двухэтажная вставка между главным объемом и флигелем. На северном фасаде она выполнена с отступом от линии застройки на 2,5 м, а с юга (во дворе) – заподлицо с основным объемом. Все три части подведены под один карниз, поэтому с ул. Сергиевской сооружение выглядит как одно здание с двумя ризалитами.

Главный северный фасад здания обращен к ул. Сергиевской. Он имеет выраженную трехчастную структуру. Левый ризалит, соответствующий первоначальному объему здания, имеет семь световых осей. Его композиция симметрична. Центральная часть ризалита выделена четырьмя пилястрами ионического ордера на всю высоту здания. Венчающий здание антаблемент имеет едва заметную раскреповку по пилястрам. Треугольный фронтон над ризалитом имеет в тимпане окно полуциркульного очертания и завершает этот уплощенный «портик» левой части фасада.

Обращает на себя внимание сочная пластика ионических капителей, волюты которых кажутся непропорционально большими по отношению к пилястрам. В нижней части пилястр отсутствуют базы. Пилястры сделаны без энтазиса, т.е. имеют одинаковую ширину на всю высоту. Пилястры плоские, без каннелюр. Они опираются непосредственно на выступ цоколя, сложенный из крупных блоков белого камня.

Профилированный пояс делит фасад на неравные по высоте этажи. Стена первого меньшего этажа сохранила рустовку верхнего ряда. Швы с изображением клинчатой рустовки сохранились также над оконными перемычками. Не исключено, весь нижний ярус северного фасада имел рустовку горизонтальными швами, однако, они были утрачены в ходе одного из последних поновлений фасадов. Поверхность стены второго этажа ровная, без рустовки. На ее фоне выделяются профилированные обрамления окон с сандриками, опирающимся на пару витых консолей, украшенных акантом.

Окна второго этажа при той же ширине, что и окна первого этажа, в полтора раза выше. Профилировка обрамлений окон обоих этажей одинакова и имеет очевидно позднее происхождение, хотя и повторяет вероятно рисунок прежних обломов. Во многих местах эти обрамления «отошли» от стены, не будучи связаны с ней структурно. Они выполнены в технике гипсовой отливки, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что обломы имеют нехарактерную для старых зданий четкую профилировку и выкраску в один или два слоя. Очевидно, эти обрамления были поновлены в ходе последнего капитального ремонта здания, проводившегося в 1981-1983 гг. Видимо той же причиной можно объяснить отсутствие нижних горизонтальных деталей обрамлений оконных проемов (такая особенность нехарактерна для русской архитектуры начала XIX в.)

Венчает стены здания упрощенный антаблемент, без его нижней части – архитрава. Карниз снабжен кронштейнами, некоторые из них руинированы; видны их полости. Также как новые обрамления наличников окон эти кронштейны выполнены гипсовыми отливками и заменены, по-видимому, в ходе ремонта 1983 г.

Правый ризалит в три окна имеет ту же высоту, что и основной объем. Здесь повторены все горизонтальные членения левой части: цоколь, междуэтажный пояс, антаблемент. Стена первого этажа сохранила рустовку на всю высоту. Однако рустов, изображающих клиновые вставки и замковые камни, как над окнами левой части, здесь нет. Обрамления окон второго этажа флигеля такие же, как на главном объеме.

Соединяющая два ризалита двухэтажная вставка имеет ту же пластику стен. Исключение составляет только первый этаж, выполненный без рустовки. Вставка имеет по три окна в каждом этаже с тем же набором декоративных элементов в обрамлении. Она примыкает к западной стене основного объема и восточной стене флигеля, скрывая концы сандриков над заложенными проемами окон второго этажа.

Боковой восточный фасад главного объема здания имел, по-видимому, шесть световых осей. В первом этаже сохранилось только одно окно. Рядом с ним в недавнее время устроен дверной проем с крыльцом и простейшей формы навесом. На втором этаже сохранилось два окна по центру. Остальные окна заложены, но сохранились детали их обрамлений, такие же, как на главном фасаде. Стена этого бокового фасада гладкая, без рустовки. Междуэтажный карнизный пояс расчленяет ее на два этажа. Венчается она таким же, как на главном фасаде, антаблементом.

Южный фасад здания, обращенный во двор, не сохранил ни каких деталей убранства, кроме профилированного карниза под кровлей. Делали профилировки карниза схожи по рисунку с карнизом главного и восточного бокового фасада, но отсутствуют кронштейны. Над дверным проемом входа в здание, расположенным по центру, консольной заделкой в стену подвешена бетонная плита, играющая роль защитного козырька.

Протяженный восточный фасад другой части здания, бывшей некогда флигелем, также обращен во двор. Двухэтажный объем имеет выступающую часть в пять световых осей. Ее углы закруглены в плане. Также как основной объем «флигель» оштукатурен, но лишен всякого декора. Исключением является венчающий стены антаблемент упрощенного рисунка – такой же как на южном фасаде основного объема.

Интерьеры здания не имеют элементов, характерных для исторических зданий. Все детали лепного декора, лестницы, старые печи и столярка были уничтожены в ходе последнего капитального ремонта 1981-1983 гг.

Здание является редким для Нижнего Новгорода образцом жилого дома начала XIX в. в стиле классицизма с ионическим портиком.