Студеная, 10 — Усадьба М.Р. Щелокова

Усадьба М.Н. Щелокова. Главный дом

г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Студеная, 10 (литер Б)

Решение Областного Совета народных от 31.08. 1993 г. № 288-м «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения»

Ныне существующий полукаменный усадебный жилой дом возведен по проекту, утвержденному Нижегородской городской управою 23 июня 1900 г., на месте деревянного. Заказчиком являлся владелец усадьбы потомственный почетный гражданин М.Н. Щелоков. Поскольку чертежи проекта автором не подписаны, его имя остается неустановленным.

Главный дом усадьбы М.Н. Щелокова, выполненный в духе эклектики с использованием в декоре фасадов классицистических форм и элементов, расположен в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород», выходит западным фасадом на красную линию улицы Студеной и отделен от соседнего домовладения (№ 12) глухой брандмауэрной стеной. Деревянное одноэтажное на каменном полуподвале оштукатуренное здание имеет неправильную конфигурацию в плане в виде неравнобокой трапеции с северо-восточным срезанным прямым углом и ризалитом с пологим треугольным фронтоном на боковом северном фасаде (основные габариты в плане 22,6 х 15,8 м). К восточному и северному фасадам исторического здания примыкают современные пристройки входов – в полуподвал и на верхний этаж. Общая форма крыши – трехскатная (вальма в северной части).

Уличный (западный) фасад имеет восемь осей света. Симметрия основной (в семь осей прямоугольных окон) северной его части выявлена с помощью двухосевых слабо раскрепованных ризалитов на флангах, которые в уровне первого этажа выделены лопатками и завершены пологими треугольными фронтонами, середина с тремя осями окон ничем не акцентирована (достаточно нейтральна). Таким образом, фокус общей композиции уличного фасада переносится на главный вход в здание, расположенный по крайней южной оси. Портал главного входа оформлен по типу тройного проема: сверху расположена широкая световая фрамуга, а по сторонам – узкие боковые полуокна. В промежутке между фрамугой и филенчатой двустворчатой дверью находится треугольный сандрик. Фасад увенчан профилированным карнизом с модульонами в виде волютообразных спиральных завитков с акантовыми листьями на нижней поверхности (сохранились целиком только на северном фасаде) и с четвертным валом, украшенным иониками. Поле стены в простенках между окнами и лопатки первого этажа обработаны дощатым рустом. Оконные проемы раскреповок флангов основной части в уровне первого этажа оформлены с применением ордерных форм: их наличники состоят из каннелированных сверху (на две трети высоты) трехчетвертных колонн с ионическими капителями, поддерживающих антаблемент, увенчанный пологим треугольным фронтоном. Подоконная профилированная плита опирается на два кронштейна с завитками и акантовыми листьями. Между кронштейнами помещено лепное изображение герба (расположенный в картуше овальный итальянский щит с перевязью) на фоне филенки с меандровым орнаментом в западающем поле. Средняя часть фасада имеет три окна декорированных рамочными профилированными наличники с ушками по сторонам в верхней части и аналогичными уширениями сверху, над которыми расположены треугольные сандрики, опирающиеся на кронштейны с волютообразными завитками и акантовыми листьями. Гладкий цоколь завершен тянутым профилированным карнизом. Прямоугольные оконные проемы цоколя обрамлены профилированными наличниками с ушками по сторонам в верхней части и веерными замковыми камнями с граненой выпуклостью в центре. Центром фасадной композиции бокового северного фасада является ризалит с тройным окном по первому этажу, под проемами которого между кронштейнами помещены филенки с западающим полем, а надоконье декорировано прямым сандриком, раскрепованным над средним проемом. Оконный декор первого этажа западной части этого фасада с двумя осями окон (окна цоколя ложные) подобен таковому в средней части уличного фасада, только в надоконье еще расположены замковые камни с гирляндами, а в подоконье – кронштейны и филенки с западающим полем. Профилированные наличники с ушками окон цоколя замковых камней не имеют. В цоколе ризалита над простенком между двумя окнами сохранилась верхняя часть наличника с ушками, а под восточным проемом тройного окна — замковый камень с граненой выпуклостью (остатки декора тройного окна). Остальные архитектурно-конструктивные и декоративные элементы выполнены по аналогии с уличным фасадом. Декоративное убранство остальной части дворовых фасадов выполнено более упрощенно: на венчающем карнизе отсутствуют какие-либо следы модульонов и иоников, треугольные сандрики – без кронштейнов. Основой внутренней планировочной структуры являются поперечные и продольные несущие стены, делящие внутреннее пространство на разного размера комнаты. Планировка цокольного этажа коридорная двусторонняя, крытый спуск в два северо-восточных помещения расположен со стороны северного фасада, в остальные – со стороны восточного. Вход в помещения первого этажа в настоящее время также осуществляется с восточной стороны через современную пристройку обшитую виниловым сайдингом. По периметру потолков северо-восточных помещений цокольного этажа расположены тянутые профилированные карнизы. В остальных помещениях этого этажа первоначальные конструктивные и декоративные элементы скрыты за современными плоскими подвесными потолками, под облицовкой стен гипсокартоном и под современными покрытиями полов. В некоторых помещениях сохранились угловые печи облицованные в настоящее время гипсокартоном. Существовавший в начале ХХ века облик памятника в советское время был частично изменен: к северному фасаду пристроен утилитарного вида крытый спуск в северо-восточные помещения полуподвала, а к западному, закрывая часть фасада – двухэтажный объем с тамбуром входа и лестницами, ведущими в остальные помещения полуподвала и на первый этаж. В настоящее время разрушение штукатурного декора фасадов (в частности, по причине практически полной утраты системы организованного водоотвода) стало почти повсеместным (особенно в области карнизов, наличников и выступающих цоколей), происходит также отслоение и разрушение значительных фрагментов штукатурной отделки фасадов. Снаружи существенно вырос культурный слой, в связи с чем были устроены приямки у окон полуподвала. В цоколе северного фасада ризалита вместо тройного окна, первоначальное местоположение которого прослеживается по сохранившимся остаткам наличников, устроено два отдельных прямоугольных окна. За счет устройства новых перегородок частично изменена внутренняя планировка, заложены три дверных проема. Утрачены лестницы, которые связывали верхний этаж с цокольным, располагавшиеся первоначально в северо-западной части здания. Разобрана прямоугольная в плане кухонная печь в восточном помещении цокольного этажа. Реставрационные работы не проводились.

Здание является ярким примером богато декорированного деревянного жилого дома, выполненного в духе эклектики с использованием в отделке фасадов классицистических форм и элементов, отличающихся тонкой проработкой деталей и повторяющих декор каменных зданий, а также имеет определенное градостроительное значение, поскольку является главной составной частью усадебного комплекса рубежа XIX – XX веков (интересного как яркий элемент историко-градостроительной среды) и закрепляет красную линию улицы Студеной. Архитектурный облик здания дает наглядное представление о высоком уровне строительной культуры конца XIX – начала ХХ веков и архитектурных традициях того периода.