Дом Сироткина с росписью плафонов
г. Нижний Новгород, Нижегородский район, Верхне-Волжская наб., 3 (литер А)
Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.74 № 624, Указ Президента Российской Федерации от 20.02.95 № 176;
Заказчиком и владельцем особняка был нижегородский купец первой гильдии, городской голова Дмитрий Васильевич Сироткин, дважды награжденный его Императором золотой медалью «За усердие». Сироткин был владельцем пароходного общества «Волга». Он вел большую работу среди промышленников по сбору денег на благоустройство города. Д.В.Сироткин, покидая Россию перед октябрем 1917 года, завещал свой особняк городу в качестве музея, а также уникальные коллекции фарфора, русского народного костюма и золотного шитья.
Авторами особняка Д.В. Сироткина стали молодые, талантливые архитекторы братья Веснины: Александр Александрович, Леонид Александрович, Виктор Александрович. Согласно желанию заказчика дом, после его смерти, должен был стать городским музеем, рассказывающем о славном прошлом города. Эта идея была положена в основу конкурсного проекта. Особняк был построен в 1913-1916 гг. в неоклассицизме.
Планировка дома испытывает косвенное влияние предшествующего стиля начала ХХ века — модерна: симметрия прослеживается только в центральной части здания со стороны главного фасада.
О трудностях, которые возникали в процессе проектирования, впоследствии вспоминал В.А.Веснин, в частности, так как Д.В.Сироткин был старообрядцем и предпочитал деревянные строения, то он пожелал, чтобы квартира, в которой он жил, была деревянной. В каменном здании особняка было предусмотрено включение деревянного сруба для личных покоев хозяина с русской лежанкой. Было высказано и много других пожеланий — вплоть до раздвижной стены и устройства фонтана в спальне, над которыми архитекторам пришлось основательно подумать и поработать. В кабинете Сироткин захотел иметь «звездное небо»: он приказал поставить «агромадные» звезды из лучшего червонного золота». Это было первое полностью самостоятельное и наиболее значительное дореволюционное произведение Весниных. В первые годы советской власти дом был национализирован и приспособлен под художественный музей.
На главном фасаде особняка имеется информационная доска: «Объект культурного наследия федерального значения. Дом-особняк купца Д.В.Сироткина. Построен в 1913-1916 гг. Архитекторы А.А., В.А., Л.А. Веснины. Яркий образец архитектуры ретроспективизма неоклассического направления. Лучшая постройка дореволюционного периода выдающихся советских зодчих братьев Весниных».
К объему бывшего двухэтажного с антресольным третьим этажом флигеля был пристроен (в 1972 году) новый трехэтажный объем из силикатного кирпича, оштукатуренный, который используется под нужды музея. Он был пристроен к флигелю, возведенному в начале ХХ века (одновременно с главным зданием).
Если первоначально в ходе строительства на втором этаже в спальной «в кирпичные стены врубили бревенчатую избу», то позднее, в советское время, она была оштукатурена. В советское время был устроен антресольный этаж (над частью здания со стороны двора).в части основного объема и флигеля, примыкающего к нему. Со стороны двора под карнизом были прорублены небольшие окна.
Фасады особняка в целом сохранили свой исторический облик. В 2007 году начался капитальный ремонт с проведением восстановительных реставрационных работ. Небольшой двухэтажный особняк построен в лучших традициях неоклассицизма. Здание состоит из двух частей – объема бывшего главного дома усадьбы (особняка), выходящего на красную линию Верхне-Волжской набережной (имеющего в плане вид прямоугольника), и примыкающего к нему под небольшим углом со стороны двора узкого объема бывшего флигеля (вытянутого вглубь участка). Двухэтажное кирпичное, оштукатуренное здание с подвалом расположено на участке, занимающим угловое положение на пересечении Верхне-Волжской набережной и Музейного переулка. Левое крыло дома располагается под углом к основному объему, что вызвано конфигурацией выделенного участка. Справа на боковом фасаде появляется полукруглая ротонда, также нарушающая строгую симметричную композицию.
Главный фасад имеет семь световых осей. Фасад, обращенный в сторону Музейного переулка по второму этажу — трехосный, по первому — пятиосный. Дворовый фасад главного дома имеет семь световых осей.
Прямоугольный в плане объем перекрыт вальмовой кровлей. Подкровельный профилированный карниз опоясывает здание по всему периметру. Карниз поддерживается модульонами с акантовыми листьями, между ними в заглублениях расположены цветочные розетки. Под карнизом имеется подчеркнутый горизонтальным карнизиком фриз, на котором не имеется декора в виде лепнины. Опоясывающий по периметру все фасады профилированный пояс, делит здание на два этажа. Кроме того, тонкий карниз проходит под окнами второго этажа.
Особняк обладает хорошими пропорциями. Интересен прием создания глубокой лоджии на втором этаже. По оси симметрии главного фасада имеется парадный вход. Дверь высокая двустворчатая, филенчатая, выполнена из дуба. Края восьми филенок обработаны орнаментом. В центре каждой филенки имеется квадрат с круглой розеткой в виде цветка. Над дверным проемом имеется прямой профилированный сандрик, поддерживаемый с двух сторон кронштейнами. На боковом фасаде Веснины возродили мотив открытой полуротонды, совершенно исчезнувшей из позднего классицизма.
На втором этаже главного фасада имеется заглубленная ниша — лоджия, в которой расположены 4 колонны и две крайние полуколонны ионического ордера. На плоскости стены за колоннами имеются плоские пилястры, также с ионическими капителями. Ограждения лоджии выполнено в виде ряда балясин. Над крайними окнами в лоджии по оси проемов, имеются круглые розетки-ниши. Окна второго этажа выше окон первого. Рисунок переплетов окон сохранен первоначальный.
Первая и седьмая световые оси по главному фасаду на втором этаже решены в виде «венецианских окон»: трехчастных с подчеркиванием центрального проема с полуциркульным завершением и двумя узкими прямоугольными окнами по обеим сторонам от центрального. Над полуциркульным окном имеется архитрав, над боковыми узкими частями — прямые сандрики. В нишах под «венецианскими» окнами расположены балясины. Узкие простенки «венецианских» окон, а также обрамление оконных проемов справа и слева, украшены пилястрами с рисунком в виде ионических капителей. На первом этаже трехчастные окна лишены обрамления в виде пилястр, а также центральный световой проем не имеет полуциркульного завершения. Над всеми тремя оконными проемами имеются клинчатые замковые камни, аналогичные тем, что расположены над окнами первого этажа центральной части. Над окнами первого этажа по трем фасадам имеется трехслойный веерный замковый камень. Окна первого этажа не имеют обрамлений.
Первый этаж по всем фасадам рустован «под крупную кирпичную кладку». Боковой фасад, обращенный в сторону Музейного переулка, по оси симметрии имеет полукруглую в плане ротонду, которая на втором этаже имеет четыре объемных колонны, пятая и шестая — полуколонны. Между колоннами имеется ограждение с перилами и балясинами. На эту террасу имеется выход. Первый этаж ротонды рустован и имеет пять окон. По всему периметру здания проходит оштукатуренный цоколь без оконных проемов.
На дворовом фасаде основного объема имеется полукруглый эркер, подчеркивающий расположение парадной лестницы по оси симметрии. На втором этаже он имеет три световых проема, расположенных между ионическими колоннами. Симметрия в решении дворового фасада главного объема нарушена в связи со служебной постройкой. Окна в правой части дворового фасада уже, меньше стали и простенки между ними, чем в левой части фасада.
Флигель, отходящий от главного объема здания (под небольшим углом направлен в сторону дворового пространства), выполнен под один карниз с главным зданием и перекрыт двухскатной кровлей. Со стороны двора во флигеле имеется служебный вход. Его наружная стена, обращенная в сторону примыкающего соседнего участка глухая, оконный проем имеется только в раскреповке (заглубленной более узкой части служебного блока).
Территория участка от здания до угла с Музейным переулком и вдоль Музейного переулка имеет ограду из чугунного литья со строгим рисунком в виде вытянутых рамок, по оси которых, имеются круглые чугунные розетки с орнаментом. Ажурная ограда чередуется с оштукатуренными кирпичными круглыми в плане, столбиками–колоннами, в верхней части перекрытыми квадратными плинтами, увенчанными шарами.
С не меньшим совершенством были решены интерьеры: комнаты, залы и служебные помещения дома. В них были также использованы характерные классические приемы архитектуры. Значительное место в архитектуре интерьеров дома Сироткина занимает живопись, выполненная А. Весниным. Еще раньше А. Веснин увлекся живописью, работал в студии известного в то время художника В. Татлина и даже одно время целиком посвятил себя этому виду искусства. Плафон центрального зала дома Сироткина А. Веснин выполнил в 1915 году по собственным рисункам.
«…панно восьмиугольной формы с изображением фигур, чередовавшиеся с обрамленными тягами отрезками потолка, заняли среднюю часть плафона. А. Веснин взял за основу сюжеты и формы Тинторетто, но претворил их в плане тогдашних живописных исканий. Творчество Сезанна, его поиски четкой формы и ясных сочетаний объемов оказались внутренне близкими А. Веснину. В результате были созданы интересные и сильные по своим живописным качествам плафоны-панно. Работа А. Веснина как живописца оказалась прекрасным дополнением к архитектуре дома».
Интерес представляют росписи потолка столовой. Это семь различных по размерам и пропорциям восьмиугольных плафонов – на центральном символически изображены стихийные силы природы, на четырех угловых — времена года, на боковых — дары природы. В самой живописной манере ощущается влияние новой живописи и, в частности, Сезанна. Более значительной по масштабу должна была быть роспись плафона главного зала, которая не была осуществлена, так как Александра Веснина призвали в армию. Сохранились только выполненные им эскизы. Это должна была быть огромная многофигурная композиция — символическое изображение Волги и ее притоков. Александр Александрович, позднее, вспоминая о росписях дома Сироткина, писал: «Работая над плафоном, я ставил целью изучить живопись старых мастеров — Тициана, Тинторетто, Веронезе, Греко — их цветовые композиции и композицию форм для того, чтобы, более вооруженным, перейти к работе над проблемой новой живописи. Я тогда уже любил Сезанна и Пикассо, работал над новой живописью в мастерской художника В. Татлина». Живопись А. Веснина, при всей ее внешней традиционности, явно отразила влияние поисков нового в изобразительном искусстве того времени.
Историческая отделка помещений в объеме главного дома, сохранилась, утраченные фрагменты в настоящее время восстанавливаются. В вестибюле при главном входе имеется гранитный пол, гранитные ступени, две мраморные колонны тосканского ордера. Подоконники в вестибюле выполнены из белого мрамора. Во всех помещениях особняка сохранились дубовые филенчатые двери с латунными ручками, дубовые оконные рамы с медными задвижками и ручками, дубовые подоконники. В помещениях первого этажа восстанавливается профилированный карниз с лепниной и потолочные розетки для люстр в виде позолоченных акантовых листьев.
Особый интерес в парадных залах вдоль главного фасада, представляет геометрический рисунок граненых позолоченных филенок на потолке (центральный зал), дубовый паркетный пол с геометрическим рисунком. В каминном зале (бывшей столовой) сосредоточены плафоны с росписями, Здесь сохранился мраморный камин. В простенках между окнами находятся полуколонки коринфского ордера в венецианских тройных окнах.
В зале (бывшем кабинете), расположенном слева от центрального зала, сохранился синий кессонированный потолок с золотыми геометрическими орнаментами, по рисунку напоминающими цветы. В венецианском (итальянском) окне в простенках, как и в столовой также имеются полуколонки ионического ордера с золочеными капителями. На продолжении коридора, вдоль центрального зала пере кабинетом выделен дверями небольшой холл перед выходом на балкон полуротонды. В нем в ходе ремонтно-реставрационных работ в июне 2008 года на потолке обнаружена роспись в виде четырех букетиков цветов.
Из этого небольшого холла имеется проход в бывшую спальню и бывшую ванную комнату. В спальную имеется еще один вход из коридора перед центральным залом и лестницей. В центре спальной комнаты имеется перегородка с большим проемом, она подходит к полукруглому эркеру перед центральным окном, который выпуклой частью обращен внутрь помещения и никак не выражен в решении плоскости стены дворового фасада. Эркер имеет две высокие стеклянные двери в дубовых рамах и переплетах, которые раскрываются в обе части спальной комнаты. По периметру потолка каждой квадратной части спальной комнаты имеется роспись в виде полихромной гирлянды цветов.
Лестницу от коридора на втором этаже, также как и на первом этаже, отделяют две колонны из белого мрамора.
Планировочная структура особняка компактная. На первом этаже все комнаты группируются вокруг вестибюля и небольшого коридора перед парадной лестницей, расположенной по оси симметрии главного объема. На втором этаже со стороны уличного фасада планировка помещений является анфиладной. Подвал расположен под главным домом только со стороны двора, и целиком под флигелем. В подвале под домом находилась котельная для обогрева здания.
Дом Сироткина по своим высоким художественным качествам является одним из значительных произведений дореволюционной русской архитектуры. Он относится к лучшим произведениям ретроспективизма, а именно русского неоклассицизма 1910-х годов не только в Нижнем Новгороде, но и в России.
Ценность представляют и интерьеры особняка, особенно росписи плафонов потолка ряда помещений.