Усадьба Рукавишниковых на Волжском откосе

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей
Вас заменили уроды, —
Грузные в шесть этажей.
(Марина Цветаева)

Я люблю свой город, я люблю ходить по его улицам, вглядываясь в лица-фасады домов и заглядывая в их глаза-окна. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как по-особому светятся окна старых домов? Из их прозрачных глаз струится какой-то теплый, приглушенный, желтовато-оранжевый свет, который проникает в душу и согревает ее. В детстве мне казалось, что фасады домов с глазницами их окон похожи на лица их хозяев. И это понятно. Потому что дома – это не только здания с их архитектурной неповторимостью, это и люди: и те, которые спроектировали и построили дом, и те, кто в нем жил.

Я вглядываюсь в лица-фасады домов и мне кажется, что старые дома молчаливо разговаривают со мной: им хочется поделиться историей своей жизни и историей жизни людей, которых они согревали многие годы.

Сегодня я хочу рассказать о легенде, которую мне поведал Дом с Именем, Дом со знаком породы, дом на Верхне-Волжской набережной, или, как более привычно для нижегородцев, дом на Откосе.

Давайте представим это место в первой четверти ХIХ века, когда только формировалась полоса откоса, когда это была речная окраина города и не застроенный пустырь.

В это время в Нижний приехал балахнинский купец Григорий Рукавишников (1788-1874) с семьей, он сначала занимался торговлей, а потом, накопив денег, открыл в Нижнем сталеварений завод, продукция которого не имела конкуренции не только в России, но и за границей. Сын Григория — Михаил (1811-1875) стал владельцем завода в 19 лет и значительно приумножил состояние и славу отца. Он был избран членом мануфактурной ассамблеи, и в официальных бумагах его называли не иначе, как «мануфактур-советник, 1-ой гильдии купец». Любопытно отметить, что 1-ю гильдию присваивали купцам не только за их богатство, а за большой вклад в дело благотворительности и попечения о городе и его людях. У Михаила Григорьевича было семь сыновей, две дочери и много внуков. И все они выбрали основным девизом своей жизни слова «Жертвую и попечительствую».

Полтора века династия заводчиков, купцов, банкиров, предпринимателей, художников, коллекционеров Рукавишниковых была знаменита в Нижнем Новгороде и по всей России.

Рукавишниковы для нашего города сделали очень много. Они были попечителями учебных заведений и приютов, помогали бедным ученикам гимназии, содержали на свои деньги капеллу мальчиков, давшую немало оперных певцов в столичные театры, построили Дом трудолюбия на Варварке, больницу Красного Креста, классик русского модерна архитектор Федор Шехтель спроектировал для Рукавишниковых здания банка и Торгового дома на Рождественской улице и на Нижне-Волжской набережной, и многое-многое другое.

Но самым богатым подарком городу был дом на Откосе.

ryabov-3

Этот дом был построен в 1877 году по проекту архитектора Петра Бойцова внуком основателя династии почетным гражданином Нижнего Новгорода Сергеем Михайловичем Рукавишниковым (1864-1914). Добротно строился дом, в нем все было толстокаменное и цельнолитое. Один из потомков рода Рукавишниковых – Иван Сергеевич, писатель и поэт Серебряного века — так описывает строительство дворца на Верхневолжской набережной: «Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце — сто комнат. И зал в два света. И лестница — мрамор, какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион. Пусть весь город ахнет. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. А на набережной на верхней».


«И зал в два света»


«И лестница — мрамор, какого нет нигде»

Этот дворец — пример богатого городского дома Х1Х века, построенного пышно, с размахом, «не хуже, чем у них». Пышность декора, выполненного императорским скульптором Михаилом Микешиным, также как и архитектурная эклектика соответствовали моде того времени.

Взгляните на этот роскошный дворец с величественным парадным въездом, украшенным кованой решеткой, с венецианскими окнами и изящными кариатидами, несущими карнизы, и мощными атлантами, согнувшимися под тяжестью балкона.


«Величественный парадный въезд, украшенный кованой решеткой»


«Венецианские окна и изящные кариатиды, несущие карнизы»


«Мощные атланты, согнувшиеся под тяжестью балкона»
«И во дворце — сто комнат, украшенных пышным декором»

В то время этот дворец был одним из первых и красивейших сооружений на Откосе, положивших начало строительству здесь целого ряда особняков, возводившихся купцами и предпринимателями нового времени.

Благими делами была украшена жизнь многих отпрысков семьи Рукавишниковых. После революции Митрофан Сергеевич (1887-1951) — скульптор и Иван Сергеевич (1877-1930) — писатель принялись за создание в фамильном особняке народного музея, передав городу и само здание, и многие хранящиеся в семье произведения искусства. Эти произведения стали основой коллекции Нижегородского художественного музея, первым директором которого и был Митрофан Сергеевич (1918-1924). А потом в этом здании располагался историко-краеведческий музей, но, к сожалению, из-за значительных разрушений здания его пришлось закрыть, и несколько поколений нижегородцев были лишены возможности любоваться прекрасными интерьерами дворца и познавать историю города. Кстати будет сказать, что сын и внук Митрофана Сергеевича – известные скульпторы Иулиан и Александр Рукавишниковы — авторы памятника знаменитому летчику Петру Нестерову, который сооружен в 1987 году недалеко от их фамильного дома.

Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Раньше, когда я проходил мимо этого обветшалого дома, с трещинами и обрушенными деталями, плачущими кариатидами и растрескавшимися амурами, во мне звучала «Lacrimosa» из реквиема Моцарта, и сквозь печальную, траурную музыку прорывался тихий стон дома о помощи и спасении…

И вот через многие годы забвения и запустения дом вновь возродился в его былом величии. И сейчас, глядя на этот дворец, вдохновленный его неувядающей красотой, я слышу музыку Баха, его концерт для флейты и его фуги: флейта озвучивает голоса витающих амуров, маленькие органные трубочки поют голосом кариатид, а мощные трубы передают тяжкий труд атлантов.

Дворец, словно сказочный феникс, возродился из пепла и зажил новой, молодой жизнью, распахнув свои двери для всех и радуя своих многочисленных гостей. И от этого сердце наполняется чувством восторга и гордости за наш город, за нижегородцев, которым удалось сохранить красоту и память о своей истории. Это вдохновляющий пример возвращения к новой жизни наших старых домов, которых еще много, которые вопиют о помощи, и о которых ностальгически тосковала Марина Цветаева:

Меж обступающих громад –
Дом – пережиток, дом – магнат,
Девический дагерротип
Души моей…

И мне хочется надеяться, что спасителями нашей архитектурной истории, способствующими возрождению старых домов «со знаком породы», «домов с именем» могут быть такие же, как прежние хозяева Дома на Откосе, современные благодетели, благотворители и меценаты, которые вместе с гражданской властью смогут восстановить их давнее великолепие и недавнюю функциональность, как это было сделано с Дворцом Рукавишниковых. И пусть для наших новых меценатов воодушевляющим примером служения городу и его людям будет девиз семьи Рукавишниковых «Жертвую и попечительствую».

И я уверен, что не только власти и богатые меценаты помогут сохранить для потомков «уходящий старый Нижний», это, в силу своих возможностей, могут сделать и все нижегородцы. И не спешите говорить, что вы ничего не можете. Можете и немало, потому что вас много. Вы можете сами беречь дом, в котором живете, вы можете рассказать о тех домах, которые взывают о защите, вы можете помочь материально. Вы можете то, что вы можете. НО ВЫ МОЖЕТЕ!!! И будущее города в ваших руках!

ryabov-2Рябов Геннадий Петрович
Почетный гражданин Нижнего Новгорода,
Почетный консул Французской Республики,
член Комитета экспертов ЮНЕСКО,
советник Губернатора Нижегородской области,
член городского Совета по культуре и искусству

 

Все фотографии взяты из открытых источников в Интернете.

One thought on “Усадьба Рукавишниковых на Волжском откосе

  1. Геннадий Петрович, восхищена Вашим трудом! Признательна за такое повествование, наслаждалась чтением!
    Благодарю от всей души!

Comments are closed.