Однажды, проезжая по метромосту я обратила внимание на какие то большие трубы, расположенные под мостом. Мама мне рассказала что это старый мукомольный завод, когда то принадлежавший Дегтяреву и Башкировым построенный в 1896 году. И мы решили съездить посмотреть на него поближе.
По дороге, на улицах Рождественской и Черниговской, я увидела много интересных зданий, которые были построены в конце 19, начале 20 веков. Одни здания были отреставрированы, другие ждали ремонта.
Когда мы доехали до элеватора, мне бросилось в глаза очень красивое здание, расположенное прямо под мостом, так что сверху его не видно. Оно очень выделялось на фоне заброшенных домов – это было здание старого Ромодановского вокзала.
И я решила написать не просто про любимое место в Нижнем Новгороде, а про интересное место, о котором мало кто знает, но которое несомненно заслуживает внимания.
Старинное здание конечной станции Нижний Новгород железнодорожной линии Тимирязево — Нижний Новгород, более известный как Ромодановский (Казанский) вокзал, расположено на правом берегу Оки в конце улицы Черниговской, по адресу Казанская площадь дом 1.
В начале 20-го века это была оживленная улица с портом и вокзалом. Сейчас это не самое популярное место в Нижнем Новгороде. Добраться до него не сложно, от конечной остановки маршрутного такси № 51 пройти пешком, в сторону метромоста и старой мельницы (их видно издалека).
Официальной датой постройки вокзала в охранных документах значится 1904 год (начало строительства 1900 г.). Классическое здание вокзала величественно выделялось среди «купеческой» архитектуры Нижнего Новгорода. В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. После выставки в городе было создано отделение Технического общества, которое занялось вопросом соединения города железной дорогой. Общество разработало проект Нижний Новгород—Казань.
Чтобы не возводить мост через Оку, железнодорожные пути решено было пустить по береговой террасе. Место для вокзала было выбрано на правом берегу Оки у пристани мукомольных мельниц Дегтярёвых и Башкировых.
11 мая 1900 года инженер Толмачев представил проект Ромодановского вокзала перед Нижегородской Думой, одобрившей после рассмотрения предложенный вариант. Проект Ромодановского вокзала был утвержден по журнальному постановлению Комитета Управления по сооружению железной дороги от 27 июля 1900 года №668. К сожалению, автор проекта Ромодановского вокзала неизвестен. Общество Московско-Казанской железной дороги было весьма состоятельным и могло позволить себе содержать штат архитекторов в Москве, выполнявших заказы по проектированию гражданских и служебных сооружений. Видимо, в таком архитектурном бюро и трудился автор вокзала
Городской вокзал менял названия не раз: Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский. В расписании 1913 года мы находим три поезда с Ромодановского вокзала — до Лукоянова, Тимирязева и Харькова. В 1937-м отсюда уходят дальние поезда на Харьков, Рузаевку и Арзамас, три пригородных до Кудьмы и еще один — до станции Металлист в городе Павлово. Только в 50-х открывается самый популярный маршрут этого направления — в Казань.
Станция Нижний Новгород-Казанский располагала, кроме вокзала, двумя — локомотивным и вагонным – депо (ликвидированными в 1965 году), вела работу с грузами, перевалку на речной транспорт. В 1936-1945 годах она относилась к Казанской железной дороге, затем к Горьковской.
В 1974 году в Нижнем Новгороде случилось несколько оползней, один из которых перекрыл дорогу от станции Мыза до Ромодановского вокзала. Поскольку ранее был введён Сартаковский железнодорожный мост через Оку, соединивший правобережные и левобережные железные дороги в окрестности города, Ромодановский вокзал решено было закрыть.
Железнодорожное полотно на участке от станции Мыза до станции Горький-Казанский разобрали, здание постепенно начало приходить в упадок.
В 1993 году здание вокзала включили в число архитектурных памятников, но и это не улучшило состояние здания. В 2001 г компания «НоваКард» выкупила здание, и было принято решение о его восстановлении.
Во время реконструкции архитектор Виктор Зубков настоял на том, чтобы все архитектурные «излишества» здания восстановить в точности.
Восстанавливать здание пришлось только по старинным фотографиям известного фотографа того времени Максима Петровича Дмитриева. Купола, например, переделывали три раза, чтобы было в точности как раньше. Собрав уцелевшие рисунки и фотографии, строители постарались максимально точно восстановить его первоначальный облик.
Пока я собирала материал про Ромодановский вокзал, я узнала много нового про Нижний Новгород и стала смотреть на него другими глазами.
Я надеюсь, что даже через много лет для нас останутся здания построенные на рубеже веков, которые будут напоминать о старом Нижнем, отреставрированные в том виде, в котором ими любовались наши предки.