Эта одна из старейших улиц Нижнего Новгорода, протянувшаяся от Университетского переулка (Почаинского оврага) до Ошарской улицы. При этом в процессе своего образования ее пересекли Большая Покровская рядом с красивейшим зданием Государственного банка и улица Алексеевская, не далеко от театра Комедии.
История этой улицы очень интересна, т.к. она показывает, как развивался наш город в конце XVIII начале XIX веков, а также где предпочитали селиться нижегородцы.
А началось все с того, что нижегородские купцы-промышленники Степан и Иван Болотовы недалеко от Почаинского оврага еще в конце XVII века (в этот период это была окраина города) строят «дом с большим двором» и прокладывают к Большой Покровской улицы проезжую дорогу. От своих владельцев проулок стал именоваться – Болотов. А в 1770 году в ходе Генерального проектирования города название было официально закреплено.
Другая же часть от Покровской улицы представляла собой так называемое «пустопорожнее» место, т.е. незаселенное. На этом пустыре и решает обосноваться в 1795 году владелец села Лыскова князь Георгий Александрович Грузинский, ставший в этом году Предводителем Нижегородского дворянства. Здесь он строит дом и разбивает «великолепный сад», сразу ставший излюбленным местом нижегородцев. А сам переулок получает по его владельца название Грузинский.
И как тут не вспомнить нашего историка-краеведа Н.И. Храмцовского писавшего: «Переулок Грузинский начинается на Большой Покровке, против Болотова переулка, и оканчивается на Ошарской улице…Сад с тенистыми липами и березовыми аллеями и множеством фруктовых деревьев, занимает в окружности более версты. В тридцатых годах (XIX века) он был местом гуляния нижегородской публики.. В праздники по вечерам играла музыка и танцевало образованное сословие Нижнего Новгорода».
Сегодня ни дома, ни сада не сохранилось. Зато удивительным образом сохранился флигель, расположившийся на современной улице Алексеевской. Его князю Грузинскому продала в 1816 году генеральская вдова А.В. Куприянова.
«Господину действительному камергеру и кавалеру князю Георгию Александровичу Грузинскому и наследникам его… деревянный на каменном фундаменте дом, с принадлежащим к нему разным строением, землею и садом, значащийся по купчим и плану, состоящий в Нижнем Нове-граде в Покровском приходе в новопроложенной Алексеевской улице, за исключением расположенной в глубине сада деревянной бани».
Действительно интенсивно застраивавшаяся с 1801 года Алексеевская улица, к 30-м годам XIX века окончательно прорезала сад Грузинского и разделила его усадьбу, а вместе с ней и одноименную улицу, на две части.
Впоследствии дочь князя, Анна Георгиевна, после смерти отца в 1852 году продала этот дом, включая и сад известному нижегородскому предпринимателю А.П. Бугрову. Однако улица так и осталась носить имя Предводителя Нижегородского дворянства князя Г.А. Грузинского. И я считаю – это правильно, он заслужил добрую память о себе!
Когда началась Отечественная война 1812 года и полчища Наполеона двигались на Москву, Георгий Александрович по примеру великого нашего земляка Кузьмы Минина, не только возглавляет Нижегородское Ополчение, но и личным примером призывает нижегородцев оказать максимальную поддержку и помощь в его формировании. На свои средства он закупает на Макарьевской ярмарке 710 ружей, 504 пистолета, 400 сабель и прочей военной амуниции на общую сумму 16643 рубля 50 копеек (по тем временам почти целое состояние). К ним князь дополнительно выделяет деньги на приобретение лошадей и телег. Также отправляет с Ополчением и своего лысковского врача А.Г. Медведева (будущий архимандрит Троице-Сергиевской Лавры Антоний). После же войны, Георгий Александрович создает в Нижнем Новгороде дом инвалидов, на который было потрачено 21702 рубля.
За заслуги перед Отечеством Александр I наряду с командующим Нижегородского Ополчения генералом Н.С. Муромцевым в 1814 году, награждает и князя Грузинского боевым орденом Святого Владимира IV степени (этот орден по боевым заслугам только на одну ступень уступал Георгиевскому ордену).
А закончить хотелось цитатой А.П. Мельникова из его знаменитых «Очерков бытовой истории Нижегородской ярмарки»: «Князь Грузинский поистине был личностью легендарной. Россказней про него ходило множество, множество возводилось и клевет. Впрочем, при всем самодурстве князь был справедлив».