Прогуливаясь ранним утром по Нижне-Волжской набережной мы с мамой решили посмотреть, как выглядит метромост вблизи. В результате прогулки мы попали на улицу Черниговская, которая находится на правом берегу реки Оки напротив Ярмарочного дома. Сколько здесь старых домов.
Улица Черниговская — это нижняя набережная Оки. Она создавалась в 1834-1839 гг. по проектам архитекторов Ефимова и Готмана. Устройство набережной совпало с сильным пожаром 1836 года, когда вся старая преимущественно деревянная застройка выгорела. После этого вдоль Оки предписывалось возводить исключительно каменные здания.
Так к концу 19 века на улице Черниговской сформировался цельный архитектурно-промышленный комплекс, состоявший из доходных домов, гостиниц, корпусов крупных промышленных предприятий. В то время здесь, на набережной Оки бурлила жизнь: была одна из самых крупных стоянок городских извозчиков, у берега толкались многочисленные суда, количество которых в дни Всероссийской ярмарки увеличивалось в разы.
Сейчас образ улицы Черниговской сохраняется в том виде, в каком он сложился к концу 19 века, хотя у отдельных исторических зданий внешний вид несколько искажен многочисленными переделками, пристройками к фасадам, разрушениями и утратой отдельных элементов.
Если мы пройдем по улице Черниговской до ее конца, то обнаружим настоящее сокровище. Когда-то в Нижнем Новгороде было два железнодорожных вокзала – Московский и Ромодановский (Казанский). Один сейчас не действует, но его здание — жемчужина под метромостом.
Вокзал выигрывает за счет контраста с архитектурным окружением. Рядом с элеватором и его службами он выглядит, как праздничный торт на дощатом столе. Выстроено здание «покоем»и оформлено в духе эклектике с использованием барочных мотивов. Оно побольшей части одноэтажное, второй этаж имеется лишь в середину главного фасада. Середина эта заглублена и увенчана кубоватыми куполами с флагштоками. По центру главного фасада установлен аттик с часами, парапет заполнен легкой кованой решеткой, оконные проемы высокие с арочным завершением.
Ромодановский вокзал относился к линии Тимирязево — Нижний Новгород, и сейчас стоит аккурат под метромостом. В Москву составы ходили с другого берега реки.
В 1896 году в нашем городе состоялась Всероссийская промышленно-художественная выставка — такое ВДНХ Российской империи. После ее завершения создали в Нижнем Новгороде отделение Технического общества. Они разработали проект железной дороги Нижний Новгород — Казань. Мост через Оку решили не возводить и пустить пути по правому берегу реки. Вокзал постановили выстроить у пристани мельниц Башировых и Дегтярёвых. Мельницы по сей день, каки вокзал, стоят на улице Черниговской.
Нижегородские газеты в начале 19 века проявляли немалый интерес к строительству Ромодановского вокзала. В первых числах сентября 1900 г. репортеры газеты “Нижегородский листок” побывали на месте работ:
“Вчера мы посетили окраину Благовещенской слободы, где заканчивается постройка железнодорожного вокзала. Повсюду копошатся группы рабочих. На косогоре работают арестанты под наблюдением тюремных смотрителей. Большая часть мостовых работ вокруг вокзального здания покончены и производится заливка тротуаров и платформ асфальтом.Вокзал, имеющий форму покоя, концы которого обращены в противоположную от слободы сторону, вчерне уже готов и только внутри спешно работают штукатуры, маляры, столяры и плотники. В верхнем помещении производится окраска окон и дверей. Слесарные работы почти закончены. В скором времени приступлено будет к прокладке рельс; к вокзалу будет проложено четыре пути. Недалеко от вокзала, у самой подошвы крутого косогора, выстроено два больших каменных здания, уже обитаемых. Напротив них расположены бараки для рабочих. Жилища рабочих не отличаются благоустройством и, конечно, не отапливаются, поэтому ночующим в них приходится довольно жутко”.
Возводить здание Ромодановского вокзала начали в 1900. Говорят, что к 1902 году уже все было готово. Но случился очередной оползень, и поезда пустили только в 1904 году.
Дорога шла к станции Мыза, которая действует, и по сей день на проспекте Гагарина. Оттуда ходят, например, электрички до торгового цента «Мегга». А раньше железная дорога шла по берегу и постепенно поднималась вверх. Могу только представить, насколько живописна была линия.
Через полгода после открытия движения началась Русско-японская война, и с Ромодановского вокзала на театр военных действий стали уходить поезда с войсковыми и артиллерийскими частями. Первый такой эшелон был отправлен 22 марта, затем – 31 марта и 2 апреля 1904 года. Проводы носили «весьма сердечный и дружеский характер», каждый из отрядов благословлялся иконами, а офицерский состав образками Святого Серафима Саровского. А 25 марта 1904 года состоялись проводы двух санитарных отрядов, снаряженных местным отделением российского общества «Красного Креста» и городским управлением (на средства нижегородцев).
Если мы взглянем на расписание 1913 года, но поездов на Казань мы там не найдем. Отсюда уходили всего 3 состава: в областной Лукоянов, мордовское Тимирязево и украинский Харьков. В 1937-м поездов стало больше: дальние идут на Харьков, Рузаевку и Арзамас, три пригородных до Кудьмы и еще один — в город Павлово, до станции «Металлист». И только в 50-е появляется новый популярный маршрут — в Казань.
Наш новый вокзал неоднократно менял названия. Сначала Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский. В 1936-1945 годах он относился к Казанской железной дороге, затем к Горьковской.
Казанский вокзал действовал до 1974 года. Оползни на откосах Дятловых гор заставили принять решение о ликвидации вокзала. Пути до станции Мыза разобрали, а поезда на Казань ныне уходят с Московского вокзала.
Закрытому вокзала еще раз удалось выступить в своей основной роли. В киноэпопее по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам» отсюда снова отправляются поезда. Фильм снимали в середине 1970-х годов.
В 1993 году здание вокзала включили в число архитектурных памятников, но вокзал ветшал на глазах. Почти через десяток лет ему повезло — компания «НоваКард» в 2001 году выкупила здание и решила его восстанавливать.
Архитектор Виктор Зубков, который руководил реставрацией, настоял на восстановлении вокзала и всех его архитектурных “излишеств”. Что особенно поражает — купола у здания переделывали три раза, чтобы было в точности как раньше. По собранным фотографиям и уцелевшим рисункам стремились максимально восстановить первоначальный облик Ромодановского вокзала.
Транспорт:
автобус №5 – Подновье – Нижне-Волжская набережная – Черниговская улица – пешая прогулка (15-20 мин.)
Маршрутное такси №57– Богдановича улица — Горького площадь – Благовещенская площадь – пешая прогулка (40 мин.)
Автобус № 26, 41, 43, 45,9 до остановки Благовещенская площадь – пешая прогулка (20-25 мин)
Хозяинов Андрей
МБОУ СОШ № 103 2 «Д» класс
Матвей, тебе и твоим родителям — благодарность за участие в проекте!
Разместите свою работу в социальных сетях — в Контакте и или ФБ, где вы зарегистрированы или в группах проекта https://vk.com/nn800 или https://www.facebook.com/groups/439680562908756/449076721969140/?notif_t=group_activity, чтобы о ней узнало, как можно больше людей!