В проекте «Нижний Новгород 800+» ребята рассказали о том, как они видят город.
Несмотря на то, что до 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода еще пять с хвостиком лет, подготовка к нему уже началась. Работы, разумеется, много – это и реставрация памятников архитектуры, и приведение в порядок центральных улиц, и решение больного вопроса с синим забором на набережной…
Это, впрочем, не единственные задачи, которые сейчас стоят как перед администрацией города, так и перед самими нижегородцами. Совсем недавно Владимир Путин подписал указ о праздновании юбилея, а значит, в 2021 году нас ждет множество крупных торжеств, на которые будут приезжать гости. Им непременно нужно будет показывать наш красивый и, мы надеемся, отреставрированный город.
Очевидно, что Кремль, Рождественская и Покровка вряд ли когда-нибудь исчезнут из туристических маршрутов, но ведь в Нижнем множество других мест, которые горожане любят, которыми гордятся. Что это за места? Ответ на этот вопрос должен помочь узнать проект «Нижний Новгород 800+».
— Число «800» в этом названии означает приближающийся юбилей нашего любимого города, а знак «+» указывает на направленность в будущее, — объясняет символизм названия Александр Сериков. — Мы предлагаем нижегородцам показать любимые уголки Старого Нижнего и поделиться своими впечатлениями со всей страной. Вместе с участниками мы составим карту любимых мест Нижнего Новгорода, которую увидят не только наши земляки, но и гости города. Мы поможем и жителям, и туристам лучше узнать Нижний Новгород, оценить его красоту и по-настоящему полюбить этот «царственно поставленный город».
Основными участниками конкурса стали те, кому принадлежит будущее – дети. Школьники города написали сочинения о своих любимых местах города и о том, какими бы они хотели их видеть. Присоединились к ребятам и некоторые известные горожане – они представили свои работы вне конкурса.
Большинство сочинений уже сейчас опубликовано на сайте проекта, но подача работ завершится лишь на следующей неделе, так что желающие еще могут успеть принять участие. А пока мы почитали то, что уже опубликовано на сайте и выбрали некоторые отрывки, которые публикуем с сохранением авторских орфографии и пунктуации. Не все эти работы безупречны, но все они пропитаны трогательной и противоречивой любовью к городу и своей жизни в нем.
На наш взгляд некоторые дома надо отреставрировать, сделать небольшой ремонт зданий, но если будет застройка новыми зданиями, то обязательно нужно строить здания в стиле и с использованием архитектуры 18-19 веков, чтобы сохранить колорит, стиль, образ этой красивой улицы Ильинской.
«Улица Ильинская, Дом усадьбы А.В. Маркова», Кургузова Екатерина, Алеся Акимова, школа 33, 11 «А»
Улица Большая Печерская не такая уж и «Большая», но рассказывать про нее можно еще очень долго. А как прекрасны и, порой, трагичны истории, которые прячут фасады старых домов.
«Ул. Большая Печерская», Николаева Наталья, лицей №8, 8 «В»
Если мы пройдем по улице Черниговской до ее конца, то обнаружим настоящее сокровище. Когда-то в Нижнем Новгороде было два железнодорожных вокзала – Московский и Ромодановский (Казанский). Один сейчас не действует, но его здание — жемчужина под метромостом.
«Ул. Черниговская, Ромодановский вокзал», Хозяинов Андрей, МБОУ СОШ № 103, 2 «Д» класс
Я люблю приходить в Дом детского творчества не только потому, что мне нравится заниматься музыкой, петь. Но еще и потому, что во Дворце чувствуется дух прошлого. Поднимаясь вверх по старинной лестнице и держась за перила, можно представить, что и 20 и 30 лет назад дети также торопились на занятия.
«Улица Пискунова, Дом детского творчества», Васильева Арина, школа 103, 3 «Б» класс
Сейчас я смеюсь над нашими купаниями в Волге. Множество пристаней, мы выкупывались у паромной. На каждой пристани были уборные с вертушкой деревянной и буквами «МУ» и «ЖУ», два очка, напрямую экскременты попадали в воду, где мы и купались. <…>
Выходили часто в мазуте, в дегте на плечах, в волосах, на лице и руках. Отдраивали с песком так, что появлялись ссадины с капельками лимфы. Наивно, но бравада была!
«Мое военное лихое детство», Галина Сергеевна Подарова, обладатель звания «Лучшие люди России».
Нужно что-то менять, а то как — то стыдно, приезжают гости в город, гуляешь с ними по красивой улице, часто спрашивают, а что там? А рядом такое не благоустроенное место, под громким названием СТАДИОН.
«Стадион «Динамо», Михайлов Матвей, МБОУ СОШ № 103, 2 «Д» класс
Честно, мы пытались посчитать количество старинных домов на Ильинке, но не смогли. Их так много и каждый из них уникален. В основном это купеческие особняки. И в каждом из них есть душа. Впрочем, как и у любого дома. Но вот я в старом доме жить не хотела бы — именно из-за ощущения, что там жили, рождались и умирали совершенно чужие мне люди со своими судьбами и историями.
«Моя Ильинская», Лызлова Злата, школа №103, 3 «Б»
Поэта я несколько раз встречал сидящим на лавочке или в этом районе, даже не районе, а ближе – на расстоянии недокуренной сигареты от дома, где когда-то жил Владимир Иванович. Это были: или скамейка в скверике Союза писателей, что почти напротив, или беседка в «психушке» на Больничной, или пенёк большой спиленной липы во дворе, где когда-то жил Мельников-Печёрский. Каждый раз Поэт объяснял мне, что он сидит на лавочке Даля, и каждый раз после такого «сидения» у него бывает творческий подъём, который может длиться и месяц, и больше.
«Лавочка Даля», Олег Рябов, член Союза писателей России.
Что же особенно красиво на Околице? Можно ответить, что всё радует наш глаз: и молодые березки, и детская площадка, и стадион, и цветы, высаженные жителями Новой Деревни. Моя бабушка поселилась в Новой Деревне в конце шестидесятых годов двадцатого века и с радостью вспоминает, как на Околице раньше паслись коровы, козы, и даже росли ягоды.
«Моя любимая Околица в Новой Деревне», Любезнова Ольга, МБОУ лицей №8, 5 «В» класс
Никто не знает, когда его построили, но лет ему очень много!
В этом домике и жили купцы, и был исторический музей, и речное училище было, и даже была народная бесплатная библиотека! И Дом Культуры там был и кино показывали.
А потом дом забросили. В нем никто не жил. На стенах выросла плесень, он стал совсем рухлым.
«Домик Петра Первого», Ахмадулин Кирилл, МБОУ СОШ №14 им. В.Г.Короленко
Практически из окна моего дома я наслаждаюсь красотой великой реки, на которой стоит Нижний Новгород, я гуляю по отреставрированной и приведенной в порядок набережной, вид с которой поражает своим панорамным великолепием. От этой красоты захватывает дух! А из другого окна видны сараи, сгнившие заколоченные домушки, перекошенные «исторические ценности».
«Где эта улица, где этот дом…», дом П. И. Лелькова», Зеленов Артем, школа №33, 4 «А» класс
Каждый район Нижнего Новгорода имеет свое лицо, свою историю, традиции и достопримечательности. Но сердце города, несомненно, бьется в его историческом центре — Кремле. А от Кремля расходятся лучи старинных улиц и съездов, на которые нанизаны площади, бульвары и скверы. Очарование и притягательность старого Нижнего Новгорода объясняются простотой и ясностью, которыми руководствовались зодчие прошлого, возводя город.
«Площадь Народного единства», Иван Николаевич Карнилин, глава Нижнего Новгорода.
Я предлагаю что-бы на Комсомольской памятною композицию в память о погибших бурлаках. А на берегу Оки предлагаю поставить памятник который будет показывать как тяжело было бурлакам. Это поможет не забыть о тяжкой жизни бурлаков.
«Площадь Комсомольская (район Молитовка)», Гуляев Артём, Гимназия№1, 5 «Б» класс
Я бы хотела видеть свой город без машин потому что выхлопные газы отравляют нас и природу. Город должен быть небольшим, так как в больших городах царит суета и беспорядок.
«Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», Мятова Лена, Школа№35, 8 «Б»
Щелоковский хутор – особое место для нашей семьи. Нас туда манит какая-то историческая память. Бабушка и дедушка в 60-70 годы прошлого века здесь проводили много времени. Дедушка заядлый «морж», здесь купался и приобщал своих родных к «моржеванию». Бабушка гуляла с тогда еще маленькими моим дядей и папой по тропинкам парка. Мой папа, уже повзрослев, занимался там лыжами. Поэтому, можно сказать, что Щелоковский хутор для нашей семьи имеет большое значение. Для нас это место общения! Не подумайте, что дома мы не общаемся, просто на Щелоковском хуторе все по-другому.
«Щелоковский хутор» Андрей Отмахов, 3 «Б» класс, шк. №103
Это место отлично подошло бы для экскурсий любителям пощекотать нервы. Или для проведения всевозможных игр в стиле квест. Но, конечно, после реставрации.
«Куйбышевская водокачка», Тихонов Алексей, МБОУ СОШ 42, 3 «Б» класс
Автор: Бормотова Екатерина
Источник: Открытый Нижний