Ромодановский вокзал

romodanovsky-vokzalУлица Черниговская, которая идет вправо от Канавинского моста, не самое популярное место для прогулок. Здесь всегда немноголюдно, но если вы найдете время и пройдетесь почти до ее конца, то обнаружите настоящее сокровище. Когда-то в Нижнем Новгороде было два железнодорожных вокзала. Один сейчас не действует, но его здание — жемчужина под метромостом.

Расположен Рамодановский вокзал по адресу пл. Казанская, дом 1.

В советское время, когда Казанский вокзал перестал действовать, к нему ходило несколько маршрутов городского транспорта. Маршрут №24 вез от Афонино до нынешней Казанской площади, где стоит здание. А №13 связывал Московский и Казанский вокзалы.

Сегодня добраться до вокзала можно на машине. А можно, что гораздо интереснее, на общественном транспорте до остановки Благовещенская площадь маршрутами трамвая №11, автобуса №№ 9, 26, 41, 43, 45, маршрутного такси 3а, 5, 18, 19, 33, 37, 44, 57, а затем чуть больше километра пешком, останавливаясь у множества интересных зданий улицы Черниговская.

Ромодановский вокзал относился к линии Тимирязево — Нижний Новгород, и сейчас стоит аккурат под метромостом. В Москву составы ходили с другого берега реки.

В 1896 году в нашем городе состоялась Всероссийская промышленно-художественная выставка — такое ВДНХ Российской империи. После ее завершения создали в Нижнем отделение Технического общества. Они разработали проект железной дороги Нижний Новгород — Казань. Мост через Оку решили не возводить и пустить пути по правому берегу реки. Вокзал постановили выстроить у пристани мельниц Башировых и Дегтеревых. Мельницы по сей день, как и вокзал, стоят на улице Черниговской.
Возводить здание Ромодановского вокзала начали в 1900. Говорят, что к 1902 году уже все было готово. Но случился очередной оползень, и поезда пустили только в 1904 году.

Дорога шла к станции Мыза, которая действует и по сей день на проспекте Гагарина. Оттуда ходят, например, электрички до «Меги». А раньше железная дорога шла по берегу и постепенно поднималась вверх. Могу только представить, насколько живописна была линия.

Станция Ромоданово, по которой вокзал получил свое название, располагалась на стыке двух губерний. Ныне она относится к северу Мордовии. Станция несколько раз меняла название: сначала Ромоданово, потом Тимирязево, а в 1922 году получила имя Красный Узел.

Наш новый вокзал не уступал станции в смене названий. Сначала Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский. В 1936-1945 годах он относился к Казанской железной дороге, затем к Горьковской.
Если мы взглянем на расписание 1913 года, но поездов на Казань мы там не найдем. Отсюда уходили всего 3 состава: в областной Лукоянов, мордовское Тимирязево и украинский Харьков. В 1937-м поездов стало больше: дальние идут на Харьков, Рузаевку и Арзамас, три пригородных до Кудьмы и еще один — в город Павлово, до станции «Металлист». И только в 50-е появляется новый популярный маршрут — в Казань.
Писатель Леонид Андреев в очерке «Волга и Кама» описал свое путешествие с Ромодановского вокзала в 1902 году.

Казанский вокзал действовал до 1974 года. Существовал даже амбициозный проект постройки туннеля под Окой, чтобы связать обе наши станции. Но оползни на откосах Дятловых гор заставили принять решение не о тоннеле, а о ликвидации вокзала. Тогда ввели в строй железнодорожный Сартаковский мост через Оку. Пути до станции Мыза разобрали, а поезда на Казань ныне уходят с Московского вокзала.

Закрытому вокзала еще раз удалось выступить в своей основной роли. В киноэпопее по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам» отсюда снова отправляются поезда. Фильм снимали в середине 1970-х годов.

В 1993 году здание включили в число архитектурных памятников, но вокзал ветшал на глазах. Почти через десяток лет ему повезло — компания «НоваКард» в 2001 году выкупила здание и решила его восстанавливать.
Не известно имя автора прекрасного здания вокзала. Только в протоколе заседания от 11 мая 1900 года в Нижегородской Думе указано, что «проект… представлен инженером Толмачевым». Также смогли выяснить, что руководил строительством некто Воронов. О нем известно, что он строил и вокзал в городе Арзамас. Но в данных о нем нет ни имени, ни звания.

Архитектор Виктор Зубков, который руководил реставрацией, настоял на восстановлении вокзала и всех его архитектурных “излишеств”. Что особенно поражает — купола у здания переделывали три раза, чтобы было в точности как раньше. По собранным фотографиям и уцелевшим рисунках стремились максимально восстановить первоначальный облик Ромодановского вокзала.

Сегодня этот вокзал выглядит совсем иначе, но это место остаётся одним из самых интересных в моём любимом городе. Я люблю здесь бывать с друзьями или с семьёй. Отсюда также открывается очень красивая панорама на Заречную часть города и на величественное место слияния двух рек Волги и Оки.

romodanovsky-vokzal-2

Шаравуева Ангелина
школа №7 10 класс А