Меня зовут Сергей Рамс, я живу в Нижнем Новгороде. Мы с семьей очень любим гулять около Кремля. Меня удивил странный овраг с кирпичными стенами между Часовой и Северной башнями. Сначала я решил, что там протекала река. Но оказалось все интереснее.
Нижний Новгород расположен на двух берегах Оки и Волги. Левые берега рек – это широкая, низкая равнина, а правые — высокие крутые склоны Дятловых гор, разница высот, которых составляет около 140 м. В старину это создавало трудности для конных экипажей и доставки грузов в верхнюю часть города.
Одним из первых обратился к городскому голове с предложением устроить подъемник нижегородский механик В. И. Калашников в 1885 году, но его предложение не было реализовано. Расчеты экономистов того времени говорили о значительной выгоде механизированного подъема в гору. И в 1888 году дума объявила конкурс на лучший проект фуникулера. Проект был доверен московскому промышленнику Рафаэлю фон Гартману, который предложил построить два фуникулера, получившими названия Кремлевский и Похвалинский. Пробное движение по фуникулерам началось 21 июня 1896 года, в год работы XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде.
Длина фуникулера составляла 133 м и уходила в подземный тоннель длинной 30 метров, проходящий под стеной Кремля. Этот тоннель позволяет считать Кремлевский подъемник первым метрополитеном в России. По нему ходили два вагона вместимостью по 24 места со скоростью около 5 км/ч. Фуникулер работал с использованием воды и силы тяжести. В специальные цистерны верхнего вагона наливалась вода. Он становился тяжелее и ехал вниз, одновременно тащил на жесткой сцепке нижний вагон наверх. После спуска воду сливали в специальный бассейн и насосом перекачивали ее наверх, затем наполняли другой вагон. Поездка в этом общественном транспорте стоила 3 копейки в обычные дни и 5 копеек во время ярмарки. Всего кремлевский фуникулер проработал с перерывами 31 год, перевезя огромное число пассажиров. Он окончательно закрылся в 1927 году из-за финансовых убытков, не выдержав конкуренции с трамваем, линия которого была проложена по Зеленскому съезду в 1924 году.
После закрытия тоннель под Кремлем использовали как склад пороха Союза охотников, а во время великой Отечественной войны там располагался бункер связи.
Уже давно обсуждают возможности возрождения нижегородского фуникулера под Кремлем, но пока это проекты. Я бы с удовольствием поднялся от площади Народного Единства прямиком в Кремль.
Рамс Сергей
Лицей №40, 5 «В»