Ромодановский (Казанский) вокзал

romodanovsky-kazansky-vokzal

Известный как Ромодановский* (Казанский) вокзал, расположено на правом берегу Оки в конце улицы Черниговской** по адресу площадь Казанская, дом 1. В начале 20-го века это была оживленная улица с портом и вокзалом.

Линия Тимирязево – Нижний Новгород длиной 272 версты была построена акционерным обществом Московско-Казанской железной дороги, где одной из ключевых фигур являлся русский инженер-путеец, один из основоположников российского железнодорожного транспорта Карл Федорович фон Мекк.

Официальной датой постройки вокзала в охранных документах значится 1904 год (начало строительства 1900 г.). Классическое здание вокзала величественно выделялось среди «купеческой» архитектуры Нижнего Новгорода.В 1896 году в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка. После выставки в городе было создано отделение Технического общества, которое занялось вопросом соединения города железной дорогой. Общество разработало проект Нижний Новгород—Казань.

Чтобы не возводить мост через Оку, железнодорожные пути решено было пустить по береговой террасе. Место для вокзала было выбрано на правом берегу Оки у пристани мукомольных мельниц Дегтярёвых и Башкировых.
Железная дорога, проложенная здесь вдоль Оки, медленно поднималась к станции Мыза и была исключительно живописна. Место, от которого направили эту линию, было на окраине села Ромоданово на севере современной Мордовии. Узловая станция здесь меняла название: Ромоданово, затем Тимирязево и, наконец, с 1922 года — Красный Узел. Новый городской вокзал на набережной Оки, тоже менял названия не раз: Ромодановский, в 30-х годах Арзамасский, а затем Казанский.

В расписании 1913 года мы находим три поезда с Ромодановского вокзала — до Лукоянова, Тимирязева и Харькова. В 1937-м отсюда уходят дальние поезда на Харьков, Рузаевку и Арзамас, три пригородных до Кудьмы и еще один — до станции Металлист в городе Павлово. Только в 50-х открывается самый популярный маршрут этого направления — в Казань. О путешествии с Ромодановского вокзала осенью 1902 года писал Л.Н. Андреев в очерке «Волга и Кама».

Станция Нижний Новгород-Казанский располагала, кроме вокзала, двумя — локомотивным и вагонным – депо (ликвидированными в 1965 году), вела работу с грузами, перевалку на речной транспорт. В 1936-1945 годах она относилась к Казанской железной дороге, затем к Горьковской.

Роман Низовцев
1 гимназия 8 ,,А» класс