Нижний Посад

ЗАСТРОЙКА ПОСАДА
Заселение колонистами Владимирское-Суздальского княжества района Нижнего посада (Нижнего базара) началось в XIII-XIV вв. в прибрежной полосе между Окой и откосом.

На территории бывшего торга между Часовой и Ильинской горами, при выходе Почаинского оврага к Волге уже в XVI в. сложился центр городского самоуправления. В конце XVII в. к востоку от района торга (на участке в границах современных Кожевенной и Магистратской улиц, Рыбного и Кожевенного переулков) начала формироваться застройка. Здесь, помимо жилых строений, располагались скотобойни и архиерейские рыбные садки.

Со второй половины XIX в. за этой местностью закрепилось ироническое название Миллиошка (в связи с социальной принадлежностью местного населения к беднейшим слоям, которые разительно контрастировали с остальными жителями Нижнего посада, в основном приказчиками и купцами волжской торговли). При этом практически вся сформировавшаяся застройка была каменной и эстетически неброской, что обусловлено торгово-складским назначением. Одно- и двухэтажные здания бывших складских и торговых корпусов имели скромные фасады, и, в отличие от строений, например, Рождественской улицы, были в основном не оштукатурены, с минимальным количеством архитектурных деталей.

В XIX в. нижегородский краевед Николай Храмцовский писал об этом месте так: «В Посадском рынке со стороны Живоносновской улицы торгуют разной разностью: старым железом, балалайками, простым табаком и книгами. Несколько выше казарм, у самой кремлевской стены, стоит церковь Живоносного источника. Несколько ниже казарм, на Волге, находятся пристанские конторы Камско-Волжского пароходства и общества под фирмой «Меркурий», к которым пристают пароходы с открытия навигации до ярмарки. Далее казарм берег Волги не обделан и пуст, только под разрушенной частью кремлевской стены, как птичьи гнезда, лепятся несколько маленьких ветхих домиков, назначенных по новому плану к сломке, — здесь в начале XVII столетия была одна из Стрелецких слобод».

СРЕДИ БАНЬ И ТОРГОВЫХ ЛАВОК
Наиболее оживленными улицами Нижнего посада между кремлем и набережной были две Живоносновские — Верхняя и Нижняя. Они прокладывались в начале XIX в. на месте хаотично расположенных архиерейских рыбных садков, скотобоен и преимущественно деревянных домов нижегородской бедноты. При пожаре 1819 г. старые строения были уничтожены, и архитектор А. А. Бетанкур был вынужден спешно разработать первый регулярный план застройки этого района города, вошедший составной частью в конфирмованный план Нижнего Новгорода 1824 г.

При разработке плана переустройства города в 1834-1839 гг. архитекторы И. Е. Ефимов и П. Д. Готман изменили конфигурации кварталов, трассировку улиц и спроектировали, ориентируясь на церковь «Живоносного источника», четыре огромных корпуса Красных казарм. Шедшие вдоль берега улицы были названы Верхней и Нижней Живоносновскими и стали активно застраиваться доходными купеческими домами (Ф. Переплетчикова, П. Малеевского и др.), которые в наше время остаются значимыми историко-архитектурными памятниками первой половины XIX в.

Николай Храмцовский писал об этих улицах так: «От церкви Живоносного источника к Посадскому рынку, возле кремлевской стены, пролегает Верхняя Живоносновская улица, обстроенная каменными домами, из которых дом коммерции советницы Переплетчиковой, стоящий против самого Посадского рынка, замечателен по своей архитектуре. За проект его господин Кизеветтер, бывший в Нижнем городовым архитектором, получил высочайшую благодарность.

На этой же улице находится гостиница купца Фролова, известная более под названием «полицеймейстерских номеров». Она предпочитается приезжающим купечеством более прочих гостиниц нижегородских. Между нею и Посадским рынком находится Обжорный ряд, в котором по веснам бурлаками и прочим рабочим народом выпивается необъятное количество квасу и съедаются тысячи пудов солонины, печенки, голов говяжьих, сушеного судака и прочего, и прочего».

В лавках, находившихся на Верхней Живоносновской улице, в середине XIX в. торговали все больше старым железом, а также чаем, сахаром, бакалейным товаром, мылом, дичью и пр. «В переулке, идущем с этой улицы прямо от Обжорного ряда к Волге, — писал Храмцовский, — находятся живорыбные лавки нижегородского купца Водовозова, ведущего значительную торговлю живой рыбой к Москве и Петербургу.

Между Верхней Живоносновской улицей и набережной лежит улица Нижняя Живоносновская, на ней находятся торговые бани, выходящие на набережную. Бани около этого места существовали еще в начале XIV столетия, что видно из Сотной грамоты. От Нижней Живоносновской улицы, между набережной и Рождественской улицей, расположены ряды: рыбный, мясной, мучной и другие, там же торгуют вольной солью, кожевенным товаром и прочим».

Спустя годы Нижняя Живоносновская улица оказалась утрачена, а Верхняя в наше время носит название Кожевенной.

Балашова Валерия
8 лицей, 7 «В» класс