Пешеходная часть набережной начинается от Канавинского моста и продолжается до Гребного канала. Далее переходит в трассу, известную как улица «Набережная Гребного канала», в этом качестве тянется до деревни Кузьминки Кстовского района. В конце улицы находится станция аэрации и полигон снеготаяния Нижегородского района.
Чтобы добраться до набережной есть 2 варианта. Первый- идти пешком с автостанции Сенная, и второй- доехать на общественном транспорте до остановки ул. Рождественская и немного пройти в сторону светофора.
Наиболее популярная, прогулочная часть Нижне-Волжской набережной находится у подножия холма, на котором стоит Кремль.
Здесь с незапамятных времен круглый год шла бойкая торговля, а в навигационный период бурлила жизнь речников. Связанная с масштабным торгом и Волгой, застройка Нижнего посада с древних времен была плотной и хаотичной.
Нижне-Волжская набережная проектировалась в общей системе градостроительных преобразований города в 1830-е гг. архитекторами И. Е. Ефимовым и П. Д. Готманом. В 1836 г. были начаты работы по ее устройству, к которым ежегодно привлекалось до 2850 человек и 750 телег. Надзор над проектом осуществлял инженер-капитан Дмитриев. Земля для подсыпки берега доставлялась с копки Зеленского и Похвалинского съездов. Чтобы насыпной грунт не уносило паводком, берег было решено обложить булыжным камнем, который привозили в Нижний из Ярославской и Костромской губерний. Весной на одну барку грузилось по 8-10 кубических саженей камня, летом — по 4-6.
6 апреля 1836 г. каменную обкладку набережной подрядился выполнить крестьянин Д. Климов.
В 1838 г. Нижне-Волжская набережная была отделана под руководством инженера Н. И. Лика, после чего впервые в истории Нижнего Новгорода вдоль городского берега стал возможен проезд на транспорте. Коренным образом начал меняться и облик Нижнего базара. По красной линии набережной отныне разрешалось строить исключительно каменные дома. Первую каменную усадьбу в этом районе возвели князья Голицыны (1837-1839 гг., ныне Рождественская, 47). В центре Нижнего базара — между Рождественской улицей и Нижне-Волжской набережной — была устроена Софроновская Площадь.
В 1841 г. паводок повредил 111 саженей набережной. Ремонт провел все тот же крестьянин Климов. Впоследствии столь значительных разрушений набережной уже не наблюдалось. В 1909-1911 г. в районе Строгановской и Голицынской усадеб была проведена намывка берега и дополнительная обкладка булыжником.
Поскольку Нижне-Волжскую набережную предписывалось застраивать исключительно каменными домами, их возведение шло постепенно, по мере заготовки кирпича, белого камня и железа.
Фасады дома на набережной решались в формах «неоготики»: с мощными каркасными лопатками, завершенными «пинаклями», остеклением плоскостей и облицовкой стен полихромной керамической плиткой. Цветная керамика применена и в облицовке выходящего на Рождественскую улицу корпуса, в убранстве которого широко использовано чугунное художественное литье, в том числе круглые фигуры рабочего и крестьянки, выполненные по эскизам молодого скульптора С. Т. Коненкова. После завершения строительства корпуса стали «давить» на стоящие рядом Купеческий банк (ул. Рождественская, 21) и доходный дом Кудряшова-Чеснокова (Нижне-Волжская набережная, 9), в стенах которых появились трещины. На место была направлена специальная комиссия во главе с архитектором А. Н. Полтановым. Спешно принятые меры помогли исправить положение.
До нашего времени на Нижне-Волжской набережной сохранились два небольших оригинальных дома, построенных в псевдоготическом стиле. Сейчас в них размещаются ресторан «Плакучая ива» и бар «Бизон», а когда-то эти дома принадлежали волжской дистанции.
Сейчас вокруг набережной располагаются Речной вокзал, площадь Маркина, Чкаловская лестница, паром и множество других интересных сооружений.
Современная Нижнее-Волжская набережная частично сохранила облик, сложившийся к началу XX в., и, являясь одной из визитных карточек города, как и раньше.