Здание первого в нашем городе детского приюта появилось в 1847 году (архитектор А.А.Ставассер) на Ильинской улице.
К тому времени общество, особенно купечество, уже было готово взять на себя часть забот о судьбе «подкидышей», сирот и детей неимущих. Да и губернатор князь М.А.Урусов с женой приняли большое участие в организации приюта.
Первоначально это был двухэтажный каменный дом. «Архитектура его проста, но чрезвычайно легка и грациозна», — писал Н.И.Храмцовский об этом доме. До сих пор в нем сохранилась кружевная чугунная лестница.Печи были выложены изразцами.
В приюте постоянно проживали 40 мальчиков. Их обучали грамоте и ремеслу. Дисциплина была строгой. Можно представить, сколько тихих детских слез видели стены этого дома.
Сюда же просто учиться приходили еще 30 мальчиков из небогатых окрестных домов.
Сирот было много. В приюте мест не хватало, и в 1875 году по проекту архитектора И.К.Кострюкова дом был расширен: с боков были сделаны двухоконные пристрои и над всем домом возведен третий этаж. В это же время во дворе появились двухэтажные кирпичные мастерские.
Дом поддерживался в надлежащем порядке, как заведение казенное и полезное: оно пополняло общество рабочей силой. Так приют и дожил до революции 1917 года. Известно, что до 1923 года в этом доме размещалась биржа труда. И можно только догадываться, как складывалась судьба бедных сирот.
В 1923 году здание было передано поликлинике, и это свое назначение с тех пор дом не менял.
Сколько сотен тысяч людей прошло за эти годы по его ажурным лестницам? Скольким людям этот дом помог выжить? Разные кабинеты, разная аппаратура, разные врачи, разное время…. Но суть одна – лечить людей.
В 1943 году, в самый разгар войны, когда в наш город пошел большой поток раненых с фронта, именно в этом доме открылся уникальный тогда центр глазного протезирования.
Дом пережил немало капитальных ремонтов: убрали изразцовые печи, провели центральное отопление, перепланировали помещения (бывшие классы) под кабинеты. Однако современный ремонт старого дома требует особой осторожности. Дом постепенно оседает.
Сырость, идущая от земли, вредно сказывается на состоянии стен. Появился грибок, запах плесени, ощущение того, что дому со старыми деревянными перекрытиями «нечем дышать».
Сотрудники поликлиники очень любят это здание, постоянно говорят про него «Наш дом», стараются чаще проветривать, содержать его в порядке.
Однако дом требует настоящей большой и научной реконструкции. Его надо укрепить, поднять, добраться до фундамента. И сколько бы ни стоили работы по реконструкции дома – все равно не дороже здоровья….
Конечно дом, который призван обеспечивать лечение людей, должен быть под особым контролем и должен содержаться самым достойным образом.