К середине 19 века Большая Печерская улица превратилась в элитный район проживания нижегородского дворянства. Спустя два десятка лет ее стали активно заселять представители купеческого сословия. И в результате многие дома Большой Печерской стали памятниками архитектуры дореволюционного Нижнего.
На этой живописной, по настоящему прекрасной, исторической улице, на пересечении с улицей Трудовой (ранее Спасской, в честь стоявшей на ней церкви) расположились неприметные с виду два деревянных дома и полуразрушенные кирпичные ворота. Эти здания входят в одну архитектурную группу – усадьбы Богоявленских.
К сожалению, сведений по этим исторически значимым домам, до наших дней дошло очень мало. Беспощадное время стерло из памяти людей и основных исторических документов огромные пласты информации. Возможно сведения о доме и его жильцах находятся где-то глубоко в архивах, но нам доподлинно известно, что в 1870 году архитектор Кострюков одним из первых запроектировал два деревянных двухэтажных доходных дома в «русском народном» стиле для — жены надворного советника. Также до наших дней дошли сведения, что во флигеле когда то жил священник.
Усадьба состоит из главного дома и флигеля, а войти на территорию усадьбы можно через старинные кирпичные ворота. Главный дом и флигель были построены в 1871 году.
Главный дом представляет собой двухэтажное строение с мансардой, над входной дверью расположены два окна арочной формы. Особое очарование постройке придают украшения: резные наличники, обрамляющие оконные проемы, выполняющие не только декоративную функцию, но и защищающие рамы от попадания влаги; ажурная прорезная доска, свисающая с карниза; украшенный резьбой фриз на стенах дома под карнизом; декоративные доски на фронтонной части дома. Автор проекта, воспитанный на принципах академической эклектики (историзме в архитектуре), не смог преодолеть ее влияния при проектировании обоих домов. Вместо свободной живописной пространственной композиции, свойственной «русскому народному» стилю, здесь использована фронтальная композиция с центральными ризалитами, положение которых не соответствует внутренней планировочной структуре. Архитектурные формы первого этажа типичны скорее для каменного, а не для деревянного сооружения. «Народность» архитектуры выражена формальным использованием пропильной резьбы, выполненной в натуре в соответствии с проектом.
Интерьер дома представляет собой типичный пятистенок с усложненной внутренней планировкой, с двумя пристроенными лестницами, позволяющими иметь отдельные входы.
Прошло без малого 145 лет, а эти старинные дома, не смотря на деревянное исполнение еще живут. В них до сих пор живут люди. Прохожие проходя мимо, смотрят на бывшую усадьбу, любуются… И может, у кого-нибудь из них возникают в глазах видения давно-ушедшей эпохи: старая, мощеная улица с деревянными и местами каменными домами. Вдали блестят золотые купола белокаменной церкви. Вокруг снуют крестьяне, проезжают телеги с товаром и повозки с важными купцами и чиновниками. Вот, из красивого, отделанного резными наличниками дома, вышел молодой священник с небольшой, но густой бородой и направился в сторону храма на службу. Прошло время, к этому же дому подъезжает богатая повозка. Из нее выходят красивая, статная женщина под руку с солидным мужчиной и заходят в дом. Это, как вы уже наверное догадались – надворный советник Богоявленский с супругой. Видение поддергивается рябью и вот снова в глазах человека — спешащие по делам, чем то занятые люди, гудящие автомобили, мигающие оранжевые сигналы эвакуаторов. На стене красивого в былые времена дома – ужасная вывеска «ритуальные услуги», разрушенные, исписанные всякими надписями старинные кирпичные ворота.
Время неумолимо, но в наших силах остановить его бег, восстановить былые произведения деревянного зодчества. Для этого нужно всего-то быть не равнодушными к нашей истории и делать наш город лучше!
Сысолетин Илья
Школа № 103, 6 «Б» класс