Ромодановский вокзал, ул. Черниговсая

chernigovskaya

Адрес: Казанская площадь д.1
Башкировские мельницы,
Адрес Ул. Черниговсая, д.18в

Оба этих исторических объекта находятся на правом берегу реки Оки. Добраться до этих мест можно пешком, от остановки Благовещенская площадь в сторону Метромоста. Прямо под метромостом и стоят эти монументальные сооружения — Мельница купца Башкирова и Ромодановский вокзал.

Почему мне нравятся эти места. Во-первых, это историческая часть нашего города, где «пахнет» стариной. К концу 19 века на улице Черниговской, в старину Благовещенская слобода, сформировался архитектурно-промышленный комплекс, состоявший из доходных домов, гостиниц, корпусов крупных промышленных предприятий. В то время здесь, на набережной Оки бурлила жизнь. Это была одна из самых крупных стоянок городских извозчиков. К береговой пристани причаливали многочисленные суда, количество которых в дни Всероссийской ярмарки увеличивалось в разы.

И сегодня образ улицы Черниговской сохраняется в том виде, как он сложился в старину, хотя у отдельных исторических зданий внешний вид несколько искажен многочисленными переделками, пристройками к фасадам, разрушениями и утратой декоративных элементов.

Во вторых место это очень живописное. Старинные здания вьются вереницей между дятловыми горами и берегом Оки.

И еще с этой улицей связана история нашей семьи. На Башкировских мельницах (в советское время Мельзавод №2) начали свой трудовой путь и проработали там по 20 лет мои бабушка и дедушка. Там познакомились и создали семью. В этих местах прошло детство моей мамы. А сейчас в здании Ромодановского вокзала, в компании «НоваКард» работает мой дядя.

Может быть, и меня когда-нибудь приведет судьба к этим местам не просто совершить прогулку…
А сейчас о Ромодановском вокзале и Башкировских мельницах.

Ромодановский вокзал.
Ромодановский вокзал, в народе его называли Казанский, был выстроен в Нижнем Новгороде на правом берегу Оки в 1904 г.
Классическое здание вокзала величественно выделялось среди «купеческой» архитектуры Благовещенской слободы (это можно увидеть и сейчас). В течение семидесяти лет уходили с вокзала поезда на восток, в Казань. В 1974 году в городе Горьком (Нижний Новгород) произошло несколько оползней, и в результате дорога от Ромодановского вокзала до станции Мыза была перекрыта. Поскольку в городе уже существовал Московский вокзал, то Ромодановский решили закрыть. Железнодорожные пути разобрали, здание начало ветшать и разрушаться.
Существовал даже проект связать оба вокзала посредством постройки туннеля под Окой, но частые оползни на Окских откосах вынудили принять решение о ликвидации вокзала.
Несмотря на признание здания вокзала памятником архитектуры в 1993 году, оно продолжало разрушаться. Спасла здание компания «НоваКард», которая его отреставрировала, собрав старые рисунки и фотографии и максимально точно восстановив его первоначальный облик.
Сразу над зданием сейчас проходит метромост. Прямо за вокзалом — старый мукомольный завод купцов Башкировых и элеватор.

Мельница Башкирова

До сих пор мельница Башкирова поражает своей монументальностью. Начало формирования комплекса относится к 1870-м годам. Незадолго до этого окраинные частновладельческие участки Предтеченской слободы были приобретены в собственность учредителем Товарищества Нижегородской паровой мельницы купцом 1-й гильдии Емельяном Григорьевичем Башкировым. На их месте «все прежде существовавшие дома и всякие постройки сломаны и снесены», и в 1871-1872 годах по проекту архитектора Р.Я.Килевейна выстраивается «фабричное каменное многоэтажное здание крупчатой паровой вальцовой мельницы, именуемой по месту нахождения «Слободскою». В 1885 году корпус мельницы был переоборудован, а в 1887 году выстраивается второй 5-ти этажный мельничный корпус, надстроенный в 1902 году.

К началу ХХ века мельничный комплекс, перешедший после раздела наследства Е.Г.Башкирова к одному из его сыновей – Матвею Емельяновичу Башкирову, занимал целый квартал в границах окраинных участков Предтеченской (ныне Гаршина) улицы и улицы Черниговской, а также Градского переулка (ныне не существует). При этом, основная часть строений располагалась по сторонам Предтеченской улицы, а в сторону набережной выходили корпуса лабазов. Помимо производственных помещений, в комплекс мельницы входили жилые здания, предназначавшиеся для рабочих и служащих завода.

В 1914 году происходят последние крупные преобразования, в ходе которых начинается строительство третьего мельничного корпуса, расположенного по границе Градского переулка. Кроме того, перестраиваются и расширяются хозяйственные помещения, устраивается собственный приемный покой для рабочих. Всего на территории комплекса размещалось свыше 20 построек, преимущественно каменных. Как и ранее, большая часть их располагалась по Предтеченской улице.

Наиболее крупномасштабным сооружением комплекса мельницы является здание элеватора, построенное уже в советское время в 1964 году и на улицы Предтеченскую (Гаршина) и Черниговскую. Основная часть сооружения вписывается в высокий параллелипипед, на улицы обращены массивные глухие цилиндрические объёмы (емкости для хранения зерна).

Комплекс мельницы играет градоформирующую роль –формирует панорамный вид застройки улицы Черниговской – речного фасада города. Представляет собой пример архитектурно-промышленного комплекса с линейной планировочной структурой и разностильной застройкой.

Очень жаль, но сегодня на берегу Оки стоят заброшенные остовы мукомолен, и о промысле Башкировых и о советском времени мельниц мы можем узнать лишь из старых фотографий, да из рассказов бабушек и дедушек, успевших послужить великому делу созидания хлеба.

Мне хотелось бы, чтобы в будущем этот уголок нашего города стал популярнейшим местом для прогулок Нижегородцев, чтобы была восстановлена утраченная значимость этого места, пусть не промышленная, а культурно-историческая. Вокзал мог бы снова стать вокзалом, пусть не настоящим, а предлагающим Нижегородцам и гостям нашего города прокатиться на прогулочном старинном паровозе вверх по окским берегам, полюбоваться городскими пейзажами и насладиться красотами окрестностей нашего города. А улица Черниговская могла бы стать снова Благовещенской слободой, на которой в отреставрированных зданиях разместился бы город мастеров, которыми так богата земля Нижегородская (и Хохлома, и Городецкая роспись, и Чкаловские кружева, и Павловское литье, и Богородские кожемяки и многое другое).

В 2021 году я хочу чтобы наш город выглядел современно, чтобы наш все дома в нашем городе были роскошными.

Лосев Данил
МАОУ СШ №102 2 а класс